Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:59, лекция
Понятие решений. Принятие решения в различных системах
Любое решение – это результат мыслительной деятельности человека. Не всякий мыслительный результат приводит к мышлению
Субъект решения – это лица, наделенные правом принимать решения и организовывать их реализацию.
Объект решения (исполнители) – это физ. лица, представители юр. лиц. (напр., глава городского округа).
Эксперты – это те, люди, которые оценивают решения.
Новиков Сергей Александрович, к.э.н., ассистент каф. общ и страт. мен.
лекции и семинары
зачет
Управленческие решения
11.02.12
Тема. Роль решений в управленческой деятельности
1? Понятие решений. Принятие решения в различных системах
Любое решение – это результат мыслительной деятельности человека. Не всякий мыслительный результат приводит к мышлению
Субъект решения – это лица, наделенные правом принимать решения и организовывать их реализацию.
Объект решения (исполнители) – это физ. лица, представители юр. лиц. (напр., глава городского округа).
Эксперты – это те, люди, которые оценивают решения.
Специалисты разрабатывают решения.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и к необходимым действиям.
Решения разрабатываются и принимаются в 3-х системах:
1. техническая (применительно к организации это станки, оборудование, комплектующие, материалы)
2. биологическая (флора и фауна планеты, в которой человек принимает решения)
3. социальная / общественная: характеризуется наличием человека, совокупностью взаимосвязанных элементов, относительно которого прямо или косвенно принимаются и реализуются решения.
Сам. раб
1. управ. социальн. сфера
2. управл. социальн. сфера
3. управленч. социальн. сф.
4. технич.
5. управл. социальн. сфера
6. управленч. социальн. сфера
7. техническое, сфера техническ.
8. управленч., социальн. система
9. управленч.
10. биологич.
11. управленч.
12. управ.
13. управлен.
14. управленч.
15. управленч.
16. управленч.
17. биологич. реш., соц.-биол. сфера
18.управлн.
2? Функции решений в организации процесса управления
Понятие решения имеется различные трактовки. Решение сокращает расстояние между желаемым и настоящим.
4 функции решений:
1. решение – это выбор из имеющихся алтернатив. Любое решение направлено на достижение будущего.
2. решение как результат выбора (это представляет из себя как предписание к действию) (план, проект)
3. решение, как источник власти
4. взаимосвязь решения и роли руководителя. Роли человека и менеджера в организации меняются. Чем более высокий человек занимает пост¸тем чаще ему приходится менять стили управления.
? Глобализация мышления
Признаком хорошего решения является минимум претензий к руководителю.
Основные принципы глобализации мышления:
1. Глобальные принципы при разработке решений на уровне компаний, регионов и международном уровне
2. Использование современных информационных технологий для своевременного получения информации.
3. Новые стратегические решения по ключевым факторам успеха при выходе на мировой уровень конкуренции, выявлении потребностей и интересов человека и общества, построении новых орг. структур производства и управления (пример, компания - автопроизводитель FIAT основные производственные мощностиразмещает не в Италии, а в других странах с более благоприятным налоговым климатом).
4. Система нового аналитического мышления предполагает обучение целых групп экспертов в различ. областях. Сейчас эта группа для нашей страны особо важна
5. Поиск супероптимальных решений: принятие таких решений, которые не только удовлетворяли бы наши ожидания, но и предвосхищали их.
Глобальное мышление – применяется во всех сферах успешного менеджера. Необходимо постоянно совершенствоваться.
Тема 2. Управленческие решения. Их сущность и содержание
Деятельность руководителя связана с принятием решений. Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель или менеджер, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью в рамках его полномочий и компетенций с учетом достижения целей организации. Любое решение должно четко соответствовать целям организации и не противоречить им. Наиболее эффективным решением будет то, которое принесет наибольший вклад в развитие предприятия.
Управленческое решение имеет следующие 4 критерия:
1. цель
2. последствия. Рассматривается взаимосвязь между субъектами решения и объектами
3. разделение труда
4. профессионализм
Как процесс управленческое решение представляет из себя выполненеие 8-ми ключевых процедур:
1. информационная подготовка
2. разработка вариантов
3. согласование вариантов
4. выбор одного варианта
5. утверждение одного варианта. Решение принимает официальный статус.
6. выполнение
7. контроль
8. информирование, направленное на субъекта принятия решения – менеджера.
Необходимость принятия решения в сложных конфликтных ситуаций приводит к развитию и менеджера творческого подхода. Управленческое решение является определенной базой процесса управления.
2? Сущность управленческого решения
Управленческое решение затрагивает различные интересы компаний, поэтому, их разработка и реализация требует широкого взгляда на состав решения и возможные результаты.
1. Экономическая сущность управленческого решения. Любое решение в компании должно приносить доход.
2. Организационная сущность связана с:
- наличием персонала организации
- также с наличием инструкций, положений, регламентирующих права, обязанности и ответственность руководителя.
- с требуемыми ресурсами
- с системой контроля и возможностью постоянной координации.
3. Социальная сущность упр. решения состоит в механизме управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех участников разработки и принятия управленческого решения.
4. Правовая сущность управл. решения – это строгое соблюдение законодательных актов, международных обязательств. уставных документов самой компании, в которой реализуется решение
5. Технологическая сущность. Наличие новых информ. технологий.
3? Условия возникновения взаимодействия и противодействия в процессе
управленческого воздействия при разработке и принятии управленческого решения
3 условия благоприятной реализации управл. решения:
1. информационная подготовка: доведение до подчиненных всей информации о принятии решения, о текущих, перспективных направлениях деятельности компании.
2. обеспечение подчиненных в доступности и своевременности необходимых информ. ресурсов
3. организационная подготовка:
- наличие мат, интеллектуальных, финансовых ресурсов, формирование персонала (разработчиков, организаторов и исполнителей управленческого решения)
- наличие должностных инструкций и положений: определение промежуточных и окончательных сроков выполнения работ.
- наличие качественных / количественных показателей выполнения работ
- определение порядка сдачи выполнения работ
- социально-психологическая подготовка: ясные цели, стимулы для руководителя, работоспособность коллектива.
25.02.12
Тема. Классификация управленческих решений
Таблица. Классификация управленческих решений
Признак классификации | Вид управленческих решений |
1. по организации выработки решения | коллективные и личные |
2. по стадиям жизненного цикла товара | - решения по стратегическому маретингу - решения по производству продукции - решения по сбыту и реализации |
3. признак классификации по причинам | - ситуационные решения, которые были обусловлены тем или иным обстоятельством во времени - решения по предложению (вышестоящий начальник дает распоряжение / наоборот) - решение по предписанию (решения, которые должны выполняться в принудительном порядке) - программные решения (когда на предприятии существует определенная программа деяствия по выполнению каких-то действий, мероприятий) - инициативные решения (как правило исходят от самого человека, и он сам его выполняет) - сезонные решения (зависят от времени принятия решения) |
4. решения по широте | - общие решения - частные решения |
5. решения по цели | - коммерческие - некоммерческие |
6. по рангу управления | - верхний уровень - средний - низший |
7. по времени действия | - стратегические - тактические (в среднесрочной перспективе) - оперативные (помогают в неожиданных решениях) |
8. по прогнозируемым результатам | - решения с определенным результатом - решения с вероятностным или с неопределенным исходом |
9. по методам обработки информации | - алгоритмические - эвристические |
10. по объектам воздействия | - внешние - внутренние (напр., решения кот. касаются персонала организации и исходят от высшего звена менеджмента) |
11. по глубине воздействия | - одноуровневые - многоуровневые (затрагивают большие цепочки в иерархии предприятия) |
12. по способу фиксации | - письменные - устные - виртуальные |
13. по числу критериев | - однокритериальные - многокритериальные |
14. по методу выбора решения | - интуитивные (как правило, это решение оперативное) - решения, основанные на суждениях (логика этих суждений не всегда является очевидной) - рациональные (основаны на методологии анализа: экономический анализ) |
15. решения по характеру разработки и реализации | - уравновешенное решение - импульсивные решения - рискованные решения (те, которые принимаются в ситуациях с вероятностным или ситуационным исходом) |
16. программные решения | - запрограммированные (жестко структурированы. с определенной последовательностью) - незапрограммированные (решения, которые требуются в ситуациях, которые являются новыми. Ситуация, в которых они принимаются обладает новизной) |
Факторы принятия решения:
- применение к системе менеджмента научных подходов и принципов
- применение к системе менеджмента методов моделирования
- автоматизация управления (появление различных программ по обработке баз данных, которые позволяют в сжатые сроки преобразовать имеющуюся информацию)
- мотивация качественного решения.
Формы подготовки и формы реализации:
Д/З представить формы
1. группа
1) закон
2) постановление
3) приказ
4) распоряжение
5) указ
Эти 5 категорий относятся к органам власти на местах.
2. форма подготовки в организации
1) инструкция
2) кодекс
3) положения
4) протокол
5) указания
6) правила
3. группа затрагивает несколько организаций (или же несколько конкретных работников)
1) договор
2) контракт
3) соглашение
4) устав (ООО, устав проекта)
5) акцепт
6) оферта
4. группа связана с вопросами доведения информации
1) декларация
2) концепция
3) акт
4) модель
5) план
6) пресс-релиз
Формы реализации (нужно увязать с формами подготовки)
1) выписка (напр., выписка из протокола)
2) деловая беседа
3) тренинг или деловая игра
4) информационное письмо
5) обучение
6) методика
7) заседание
8) наставление
9) личный пример
10) письмо
11) предписание
11) принуждение
12) разъяснение (рекомендательное письмо)
13) убеждение
14) сообщение
15) условие
16) совещание
17) совет
Тема. Системы формирования, разработки и реализации управленческого решения
Схема взаимосвязи элементов системы разработки и принятия УР
К заказчикам относятся руководители, которые в дальнейшем будут организовывать выполнение решения и в дальнейшем его реализовывать, вышестоящие руководители, надзорные органы власти / управления.
Разработчиками могут быть отдельные специалисты, проектные организации, руководители, органы власти, общественные организации. Разработчики могут быть и исполнителями.
Исполнителями решения могут быть: сотрудники компании, общественные организации.
Потребители: персоналии или население, а также руководители всех уровней управления.
3 основных технологии принятия УП:
1. инициативно-целевая технология. Такой вид технологий применяется в крупных компаниях и мелких. Такая технология базируется на выдаче заданий для разработки и реализации управленческих решений без указания средств и методов их выполнения.
2. программно-целевая: базируется на выдаче руководителям заданий с указанием средств, методов и времени их выполнения. Эта технология базируется в первую очередь на определенных эвристических методах. Условие: количество персонала не более 1000-1500 чел. Сроки не должны превышать 12 мес.
3. регламентная технология: базируется на соблюдении требования регламента о безусловном неудалении от цели (это м.б. приближение к цели или неизменяемость результатов в течение краткого срока). Регламентная технологи характерна для ситуации, когда руководитель уверен в положительном результате решения проблемы. Здесь м .б. 2 результата: достижение положит. результата / отсутствие положит. результата. Данная технология базируется в первую очередь на статистических методах, на достаточно широком диапазоне математических методов (теория размытых множеств, теория разработки решения в условиях неопределенности). В отличие от 1-го вида технологии регламентная технология обеспечивает достижение цели, но в сроки, которые трудно заранее определить. Эта технология может применяться для численности свыше 100 млн. Эта технология может применяется при любой численности.
Иерархия функций:
1. Стратегическое планирование
2. Управление управленческой деятельности. Целью является повышение профессионализма руководителей организации
3. Коммуникация с внешней и внутренней средой
4. Управление человеческими ресурсами. Это часть управления персоналом
5. Управленческое консультирование
6. Управление производственной и обслуживающей деятельностью (напр., деятельность по развитию отделов)
7. Формирование системы управления компанией (затрагивает случаи реструктуризации и реформирования компании).
Каждая функция может включать 8 процедур, и они делятся на 2 этапа: подготовка и реализация.
8 ключевых процедур:
1. информационная подготовка
2. разработка вариантов
3. согласование вариантов
4. выбор одного варианта
5. утверждение одного варианта. Решение принимает официальный статус.
6. выполнение
7. контроль
8. информирование, направленное на субъекта принятия решения – менеджера.