Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:59, лекция
Понятие решений. Принятие решения в различных системах
Любое решение – это результат мыслительной деятельности человека. Не всякий мыслительный результат приводит к мышлению
Субъект решения – это лица, наделенные правом принимать решения и организовывать их реализацию.
Объект решения (исполнители) – это физ. лица, представители юр. лиц. (напр., глава городского округа).
Эксперты – это те, люди, которые оценивают решения.
Общие функции принятия, разработки и реализации УП:
1. планирование и использование конкретных технологий и методов принятия и разработки управленческих решений
2. планирование состава и содержания этих технологий
3. организация принятия и разработки управленческого решения
4. стимулирование исполнителей
5. координация действий исполнителей
6. контроль выполнения действий
7. информирование заказчика о ходе выполнения решения
8. создание архивной базы данных (напр., в форме протокола)
24.03.12
Тема. Разработка и реализация упр. решений
I. Подготовка к разработке УП включает этапы:
1. получение информации о ситуации
2. определение целей
3. разработка оценочной системы (индексы, расчеты рейтингов: определяется степень влияния, степень приоритетов)
Элементы оценочной системы:
- критерий
- шкалы, т.е. то, что позволяет оценивать объект по каждому из критериев
- принципы выбора, на основании которых определяется общая оценка либо сравнительная оценка предпочтительности альтерн. вариантов.
4. анализ ситуации (анализ факторов)
5. диагностика ситуации, т.е. определение наиболее чувствительных моментов, которые могут привести к нежелательному развитию событий или возникновению каких-либо проблем в будущем:
- определение основных проблем
- установление закономерностей, в соответствии с которыми происходит развитие ситуации
- механизмы, с помощью которых может быть оказано целенаправленное воздействие на ситуацию
- ресурсы для приведения механизмов в действие
- определение активных составляющих ситуации (внешних, внутренних)
6. разработка прогноза развития ситуации. Чтобы прогнозы более четко отражали действительность, необходим большой объем стат. данных
II. Разработка упр. решения
7. генерация альтернативных вариантов решения:
- метод аналогов
- методы синтеза (объединение усилий специалистов, экспертов. комплексные методы генерации)
8. отбор основных вариантов управленческих воздействий
9. разработка сценариев развития ситуации. Это нужно для того, чтобы дать лицу, принимающему решение ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятному ее развитию. Используются ситуационный анализ и экспертная оценка (наиболее популярным является метод мозговой атаки)
10. экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. К этому моменту формируется оценочная системы, определяются факторы.
III. Принятие решения, реализация и анализ результатов
11. коллективная экспертная оценка (экспертиза)
- дополнительный обмен информацией между лицами, принимающими участие в принятии решения
- согласование противоположных точек зрения, поиск компромисса
12. принятие решения руководителем
13. разработка плана действий
14. контроль реализации плана. Контроль нужен для того, чтобы подкорректировать какие-то действия
15. анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.
Механизм реализации организационной технологии подготовки упр. решения
Такой механизм включает в себя набор процессорных и орг. технологий для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели.
Технология управления результатом.
- приоритет конечных результатов над планированием и прогнозированием. Ключевой функцией руководителя является координация и корректировка действий руководителя в зависимости от полученного результата.
- управление на базе потребностей и интересов. Приоритет – это межличностные отношения. Большой временной интервал между принятием и корректировкой решения и предыдущим результатом.
- коллективный характер работы
- управление путем постоянных проверок и указаний. Ключевым является контроль и жесткое управление персоналом
- управление в исключительных случаях. Приоритет исполнительной или отработанной производственной технологии. Данная технология реализуется как правило в небольших организациях. Существует доверительная структура управления.
- управление на базе искусственного интеллекта. Искусственный интеллект – это система современных информ., которая моделирует отдельные стороны человеческой деятельности человека при подготовке и реализации решений
- управление на базе активизации деятельности персонала. Приоритетом являются стимулы и поощрения работника. Ключевым является социально-психологческий климат в коллективе.
Научные подходы к разработке УР
1. системный подход – направление методологии научного познания и практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем
Модель черного ящика
2. комплексный подход. Он состоит в комплексном учете технических, экологических, экономических, психологических аспектов менеджмента и их взаимосвязи.В реальности трудно реализуем.
3. интеграционный подход предполагает усиление взаимосвязей. В данном случае усиление рассматривается по 4-м направлениям:
- усиление взаимосвязи между отдельными системами менеджмента
- усиление взаимосвязи между стадиями ЖЦ объекта управления
- … между уровнями управления по вертикали
- … между субъектами управления по горизонтали
4. функциональный подход: потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения
5. динамический подход: объект рассматривается применительно ко времени. Проводятся ретроспективный анализ и перспективный анализ, т.е. прогноз
6. маркетинговый подход: ориентация управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Ключевым является понятие качества продукции, насколько продукция удовлетворяет запросы потребителей.
7. воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товаров для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с аналогами совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Этот подход трактует экономию времени как сумму прошлого труда.
8. процессный, когда процесс управления рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий
9. нормативный подход состоит в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Такие нормативы устанавливаются по наиболее важным элементам. Нормативы:
1) по целевой системе
2) норматив по функциональной подсистеме
3) нормативы по обеспечивающей подсистеме: нормативы обеспеченности ресурсами, всем необходимым для нормальной работы.
Нормативы должны отвечать комплексности, эффективности и обоснованности.
10. количественный подход – переход от качественных оценок к количественным.
11. административный состоит в регламентации функций, обязанностей, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, постановления, указания)
12. поведенческий подход основан на оказании помощи работникам. Ключевым является орг. поведение. Орг. поведение имеет двойственную природу: природа организации, природа человека. Взаимодействие этих 2-х категорий определяет эффективность результатов
13. ситуационный подход: применимость конкретных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Д/З можно доклад
1. роль руководителя в принятии упр. решений
2. влияние темперамента лица принимающего решение
13