Содержание
Введение
Федеральный
закон №131 "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации", подписанный 6 октября 2003
г. президентом России, - один из тех законов,
которые затронул не только всю систему
органов власти, но и буквально каждого
гражданина России.
В
большинстве сельских и городских
поселений местное самоуправление
не организовано так, как того требуют
Конституция и действующий Федеральный
закон. Из почти 12 тысяч муниципальных
образований только около половина
имела самостоятельные бюджеты,
остальные работали по смете. Треть муниципальных
образований не имела в муниципальной
собственности объектов здравоохранения,
образования, культуры, а эти сферы по
действующему закону являются вопросами
местного значения. Четверть муниципальных
образований вообще не имела муниципальной
собственности. Всестороннее усиление
контроля и правопорядка - отличительная
черта курса президента Владимира Путина.
Этот курс получает логическое продолжение
в новом законе о местном самоуправлении.
Он явно направлен на то, чтобы усилить
контроль за законностью и эффективностью
деятельности местных органов управления.
В нем большое количество норм, которые
будут способствовать повышению гарантий
законности деятельности муниципальных
органов.
Цели
этой сложной реформы - приблизить местное
самоуправление к населению, повысить
его финансовую устойчивость, правильно
распределить полномочия между органами
власти, усилить законность и "прозрачность"
в действиях органов муниципального управления.
В этой связи в стратегической перспективе,
несмотря на возможные сложности переходного
периода, реформа, несомненно, приведет
к совершенствованию социально-экономической
и политической системы муниципальных
образований.
В
условиях рыночной экономики основанной
на многообразии форм собственности, главной
целью всех реформ является совершенствование
управления. Новые экономические отношения
в муниципальных образованиях – объективная
реальность, требующая нового управления
сообществом, социальными явлениями и
процессами, происходящими в нем. Непрерывный
процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности
муниципального образования, всех его
сфер, требует постоянного совершенствования
форм и методов муниципального управления
Муниципальная
наука разрабатывает и обосновывает
принципы, функции, методы, технику и технологию
муниципального управления, а также систему,
структуры, формы и территорию организации
муниципального управления, т.е. научные
основы обеспечения этой деятельности,
принятия и реализации управленческих
решений. Она отражает специфику муниципального
управления в рамках демократической
общественной системы, ее место и роль
в реализации государственной и региональной
социальной политики.
Цель
работы – исследование управленческих
проблем муниципального управления.
Для
достижения цели необходимо решить ряд
задач:
- проанализировать
теоретический материал по данной теме;
- изучить разновидности
управленческих решений, их функции, регулируемые
ими вопросы и субъектов, принимающих
данные решения;
- выявить сущность
муниципального управления;
- показать
роль и место управленческих решений для
муниципального управления, рассмотреть
стадии их подготовки и принятия.
Для
написания данной работы использовалась
литература таких авторов как
Мандрица В.М., Алехина А.П., Попова Ю.М.
и др.
Глава 1
Структура управленческих
решений
1.1
Понятие и классификация управленческих
решений
Муниципальное
управление - это управленческое
воздействие субъекта исполнительной
власти на общественные отношения, регулирование
которых предусмотрено его компетенцией.
Можно с уверенностью сказать, что к специфическим
характеристикам муниципального управления
относятся: плотность среды, концентрированность
ресурсов, сильное взаимное влияние принимаемых
решений и взаимозависимость различных
процессов. Из этих характеристик следует
и основное требование к управлению: целостность
и комплексность.
Любое
управление осуществляется через «управленческий
труд» на основе управленческих «решений-команд». Управленческий
труд - это процесс обдумывания решения,
его принятие и организация выполнения.
Причем процесс принятия управленческих
решений достаточно сложный и ответственный,
так как данные акты в той или иной мере
затрагивают права и законные интересы
граждан. От их своевременности, точности,
целесообразности может зависеть жизнь,
здоровье, благосостояние как отдельных
лиц, так и общества в целом. Решение должно
быть направлено на достижение реально
поставленных целей, только тогда можно
осуществлять управление любыми объектами.
Управленческие решения рассматриваются
как средство реагирования на конфликтные
ситуации, часть целеполагания и развития.
В конечном итоге принимаемыми плановыми,
организационными и оперативными решениями
определяется качество управления. В нашей
стране, к сожалению, на эту сторону управления
практически не обращают внимания.
Самое
непосредственное значения для эффективности
решения имеют компетентность и
управленческий опыт лица, его принимающего.
Здесь также выявляется проблема
подготовки данных субъектов, отсутствия
достаточно квалифицированных кадров.
В
настоящее время совершенствование
управления – это огромный и мало востребованный
резерв повышения эффективности управленческой
деятельности.
При
анализе накопленного опыта в
сфере работы с управленческими
актами выявлено, что к числу основных
проблем, с которыми сталкиваются муниципальные
органы исполнительной власти для обеспечения
своевременных и точных управленческих
решений относятся:
- отсутствие
модельного инструментария подготовки
вариантов управленческих решений, их
сравнения и оценки эффективности;
- отсутствие
полной, достоверной и своевременной информации
для принятия управленческих решений;
- отсутствие
стройной системы обработки и представления
информации для ее анализа.
Отметим
также, что в управлении бывают такие
же устаревшие технологии, как и
в технике. Муниципальные руководители
должны отличать старые и современные
технологии управления, отдавать себе
отчет в том, что они теряют, доверяясь
старым проверенным, но не эффективным
методам управления. Конечно во многом
та или иная модель, управленческий подход
будут приниматься в зависимости от того,
насколько успешно они будут способствовать
решению социальных и экономических проблем.
Принятие
решений, так же как и обмен
информацией, - составная часть любой
управленческой функции. Характеризуя
полный цикл управленческой деятельности,
состоящий из целепологания, планирования,
организации, координации, контроля и
корректировки целей, легко заметить,
что он, в конечном счете, представлен
в виде двух элементов управления: подготовки
и осуществления управленческих решений.
В
литературе приводятся различные определения
данного понятия в зависимости
от того, с какой точки зрения
автор рассматривает тему1.
Для
дальнейшего исследования используем
следующее определение. Управленческое
решение – это сознательный волевой
акт субъекта управления, принятый
им в соответствии с закрепленной компетенцией,
в процессе управленческой деятельности
и направленный на урегулирование подведомственных
отношений. Управленческое решение
- основной инструмент воздействия работников
муниципальной службы на управляемый
объект.
Основные
признаки управленческих решений2:
- Субъект управления
принимает решение исходя не из собственных
потребностей, а в целях урегулирования
конкретной ситуации или проблемы.
- Разработка,
принятие и реализация управленческих
решений осуществляется субъектами управления
в пределах закрепленной законом компетенции.
- Для принятия
управленческого решения необходимо наличие
профессионализма, специальных знаний,
компетентности.
- Разделение
труда заключается в том, что решение возникающих
проблем, разработку и принятие управленческих
решений осуществляют управляющие субъекты
(руководители, менеджеры), а их реализацией
заняты исполнительные структуры.
- Последствия
реализации управленческого решения могут
оказать влияние как на лиц, принимающих
и исполняющих его, так и на простых граждан.
Классификация
управленческих решений.
- По значимости
цели:
- Плановые
(стратегические) – это директивные акты,
направляющие, организующие и мотивирующие
коллективные действия людей для достижения
стратегических целей. Стратегическое
планирование включает в себя разработку
муниципальной политики в различных сферах,
определяющих жизнь муниципального образования;
разработку программ и проектов; прогнозирование
и определение социально-экономического
развития, что является необходимым элементом
согласования интересов местных сообществ
в отношении ключевых вопросов муниципального
развития.
- Оперативные
решения связаны с осуществлением текущих
целей и задач. По времени они рассчитаны
на период, не превышающий месяца.
- Организационные
решения - это выбор, который должен сделать
руководитель, чтобы выполнить обязанности,
обусловленные занимаемой им должностью:
- Запрограммированные
решения – результат реализации определенной
последовательности шагов или действий,
подобных тем, что принимаются при решении
математического уравнения. Руководство
зачастую программирует решения под ситуации,
повторяющиеся с определенной регулярностью
- Незапрограммированные
решения требуются в ситуациях, которые
в определенной мере новы, внутренне не
структурированы или сопряжены с неизвестными
факторами. Например, как усовершенствовать
структуру управленческого подразделения;
как усилить мотивацию подчиненных и др.
- Интуитивные
решения - это выбор, сделанный только
на основе ощущения того, что он правилен.
В сложной организационной ситуации возможны
тысячи вариантов выбора. У руководителя,
который полагается исключительно на
интуицию, с точки зрения статистики, шансы
на правильный выбор без какого-либо приложения
логики невысоки.
- Решения,
основанные на суждениях - это выбор, обусловленный
знаниями или накопленным опытом. Человек
использует знание о том, что случилось
в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать
результат альтернативных вариантов выбора
в существующей ситуации. Однако отметим,
что руководитель, чрезмерно приверженный
суждению и накопленному опыту, может
сознательно и бессознательно избегать
взаимодействия с новыми технологиями
и разработками, что приводит к принятию
нерациональных решений.
- Рациональные
решения обосновываются с помощью объективного
аналитического процесса.
- В зависимости
от способа фиксации:
- Документированные
решения закрепляются и доводятся до исполнителей
в письменной форме.
По
своему функциональному значению служебные
документы делятся на несколько
больших групп:
- Личные –
это акты, устанавливающие, изменяющие
или отменяющие права и обязанности конкретных
лиц или рассчитанные на однократное применение
(например, приказ
- решение руководителя,
наделенного властью в организации, обязательное
для исполнения);
- Директивные
и распорядительные. К распорядительным
документам относятся:
- постановление
- правовой акт, принимаемый субъектом
управления в целях разрешения наиболее
важных и принципиальных задач развития
и жизнедеятельности управляемого объекта;
- распоряжение
- правовой акт управления, издаваемый
должностными лицами в пределах их компетенции
и определенный правовыми документами.
Распоряжение - решение руководителя,
не наделенного властью административными
функциями, обязательное для исполнения
непосредственно подчиненными3;
- решение -
правовой акт, принимаемый по результатам
деятельности коллегиальных органов.
Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями
подразделений, действующими на основе
единоначалия по решению оперативных
задач;
- поручение
- документ, издаваемый для решения срочных
вопросов руководства хозяйственной деятельностью
на территории управляемого объекта (муниципального
образования) и его социально-экономического
развития;
- Административно
– организационные (регламенты, уставы,
положения, инструкции);
- Организационно
– распорядительные (протоколы, договоры,
трудовые соглашения);
- Информационно
– справочные (справки, докладные записки,
акты, объяснительные записки, служебные
и сопроводительные письма, письма – приглашения);
- Деловые письма;
- Финансовые
документы;
- Учетные документы.