Управленческие решения в муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование управленческих проблем муниципального управления.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать теоретический материал по данной теме;
изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
выявить сущность муниципального управления;
показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1 Понятие и классификация управленческих решений 5
1.2 Субъекты и объекты управленческих решений 11
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 14
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления 14
2.2 Процесс принятия управленческих решений 19
2.3 Социально-управленческая активность населения как фактор развития местного самоуправления 23
2.4 Социальные проблемы муниципального управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Работа состоит из  1 файл

МЕН_курс_Упр.реш. в муниц.упр-и.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)
  1. Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.
  1. Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

     По  функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.

     Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации4.

     Выделяют  также решения5:

    1. Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
    2. Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.

     Функции управленческих решений:

  1. Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной  стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;
  2. Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;
  3. Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

     В управленческом решении в той или  иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. Они принимаются уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого круга подведомственных отношений.

1.2 Субъекты и объекты управленческих  решений

     Субъектами  управленческих решений выступают  лица, полномочные принимать эти  решения в процессе управленческой деятельности6.

     Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица7.

     К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители муниципальных органов исполнительной власти; первые заместители и заместители главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной власти; заместители глав муниципальных образований и  руководителей муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных управлений,  комитетов, отделов  и иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители руководителей комитетов исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных отделов исполнительного органа муниципального образования и структурных отделов самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами.

     Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно –  распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности  реализуется  через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.

     Синтезируя  различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного  воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.

     Объект  управленческих решений – система  отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются8.

     Управленческие  решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и  внешнего управления и принимаются по различным основаниям9:

    1. осуществление текущих целей и задач управляющего субъекта;
    2. необходимость изменений в самой организации под влиянием как внешних так и внутренних факторов;
    3. решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного разрешения;
    4. необходимость поиска и выявления новых ресурсов деятельности организации;
    5. прогнозирование и определение социально – экономического развития;
    6. разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.

     Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.

     Если  управленческое решение принимается  коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность процесса.

     Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы.

 

Глава 2. Управленческие решения  как главный компонент  муниципального управления

  • 2.1 Понятие, функции и задачи муниципального  управления
  •      Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.

         Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

         В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении10 местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

         Рассмотрим  функции и задачи местного самоуправления.

         Функции – это совокупность действий и  операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений  уполномоченными органами и должностными лицами.

           Основными функциями управления являются11:

    1. прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий и процессов на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и факторов влияния;
    2. планирование – определение направлений, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей в организации деятельности;
    3. выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;
    4. распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих деятельность по реализации управленческого решения;
    5. правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;
    6. контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации решений и принятие мер к нарушителям;
    7. учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;
    8. информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
    9. кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.

         Перечисленные функции являются основными для  исполнительных органов местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами административного права12.

         При реализации вышеуказанных функций  выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.

         Задачи  – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин "решение задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план (способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана решения13.

           В отличии от функций задачи  всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит  от уровня образования, опыта  работы и личных качеств субъекта  управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры  по их реализации – вторичны.

         Рассмотрим  организационные принципы управления14.

    1. Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике выражается в разработке различных программ развития хозяйства, прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении приоритетных целей и задач.
    2. Принцип объективности требует анализа и учёта фактического состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального управления.
    3. Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.
    4. Принцип научности заключается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.
    5. Принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.
    6. В тесной связи с принципом рациональности находится принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы.
    7. Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например, принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.
    8. Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы задач образуются целевые  структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.
    9. Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление муниципальной милицией).

    Информация о работе Управленческие решения в муниципальном управлении