Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:46, курс лекций

Описание

Управление в обществе как вид деятельности существует в форме синтеза науки и искусства, причем удельный вес научных знаний постоянно возрастает. Поэтому руководитель в процессе принятия решений должен соединять все последние достижения науки и техники, финансовые возможности, внешние и внутренние условия работы фирмы. Управление рассматривается как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, для достижения определенных результатов. Под управленческим решением понимается поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя.

Работа состоит из  1 файл

тема 1.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)
  1. Введение
 

        Управление в обществе как  вид деятельности существует  в форме синтеза науки и  искусства, причем удельный вес  научных знаний постоянно возрастает. Поэтому руководитель в процессе  принятия решений должен соединять  все последние достижения науки и техники, финансовые возможности, внешние и внутренние условия работы фирмы. Управление рассматривается как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, для достижения определенных результатов. Под управленческим решением понимается поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя. 
 
 
 

Тема 1      Сущность управления. Цели и задачи управления 

        Общество с момента  его возникновения нуждается в управлении всеми социальными процессами, воспроизводством условий материальной и духовной жизни общества.

  Уже в первобытном обществе было необходимо организовывать, планировать и контролировать добычу и создание запасов пищи, строительство жилья, охрану племени, а также передавать знания, умения, навыки, традиции и обычаи. Этими функциями в обществе занимались определенные категории людей — вожди, старейшины, военачальники, жрецы. Со временем процессы управления стали все более организованными и обособленными, в них включились большие группы людей, осуществляющих специальные функции управления государством, экономикой, армией. Итак, дадим определение понятию «управление».

  Управление  — это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.

  Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, его экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.

  Объектами управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.

  Управление  как сознательная деятельность существует только в обществе. Ни природа, ни техника не имеют дела с управлением как сознательным процессом.

  В природе действуют естественные технологии, подчиненные законам природы; техника работает по принципам и программам, заданным сознательными существами.

  Процесс управления характеризуется рядом  особенностей.

  1. Управление — это процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве. Охватывая все необходимое пространство, оно имеет место не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период времени.
  2. Управление — это целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. 
  3. В результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Реальный результат практически всегда отличен от цели — чаще всего он ниже и лишь в отдельных случаях может превосходить цель. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.

      Управление в обществе означает  целенаправленную, точно скоординированную деятельность, когда воле одного лица подчиняется поведение многих людей — от нескольких человек до миллионов. В русскоязычной литературе термины «управление» и «руководство» часто синонимичны. Однако чаще термин «управление» относится к хозяйствующим субъектам, тогда как руководство может, например, осуществляться в политических, военных и некоммерческих сферах. Руководство осуществляется в войсковых частях, военизированных службах, полиции (где оно отождествляется с командованием), в больницах, госпиталях, поликлиниках, школах, в бюджетных учреждениях.

       Во всех выше названных видах  управления принимаются решения  на различных уровнях. Поэтому  управление состоит из периодически принимаемых решений руководителями различного уровня. 
 

    1.1. ЦЕЛЬ: ЕЕ СУЩНОСТЬ  И ХАРАКТЕР

        Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя (менеджера). Целенаправленность предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия и даже вопреки им.

  Под целью в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель — это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего "уровня знаний и субъективных качеств «конструктора». В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т. д.

  Всякая  цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей объективного мира, то есть она объективна. С другой стороны, цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, то есть она имеет субъективный характер. Именно в этом плане говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления.

  Принятая  и утвержденная авторитетом власти или собственным решением любая цель начинает, как закон, определять способ и характер действий не только отдельного человека, но и больших социальных групп, общества в целом. Если же в определении и постановке общественной цели доминирует субъективизм (желание руководителя, не совпадающее с реальными возможностями), это может привести к огромным общественным издержкам, торможению общественного развития, деформациям в обществе, разрушениям в коллективе.

  Поставленная  цель не может и не должна противоречить объективным законам развития природы, общества и мышления, условиям их протекания. Так, невозможно представить себе создание техники, противоречащей законам прочности, устойчивости, надежности, статики, динамики и т. д. Невозможно представить себе цель, состоящую в разрешении застарелых, многолетних социально-экономических проблем общества за сроки, составляющие сто, двести или даже тысячу дней.

  В определении, постановке самих целей  имеются глубокие объективные причины, связанные с недостаточностью познания законов общественного развития, законов развития объективного мира и обществом, и отдельной личностью. Поэтому степень познания этих законов и уважительного отношения к ним выступает как первооснова четкой постановки целей, а отсюда и эффективного управления. Чем более сознательно люди делают что-либо, тем меньше влияние на их деятельность непредвиденных последствий, неконтролируемых сил и тем точнее соответствует результат установленной заранее цели. 

  1.2. СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛИ И ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  От  цели управления как некоего заранее  заданного идеального конечного результата всегда необходимо отличать реально достигнутый результат (эффект). Здесь могут быть следующие варианты. Во-первых, конечный результат может быть не только предельно близким к поставленной цели, но и даже в чем-то превосходить ее отдельные составляющие. Это возможно, например, при управлении созданием технических средств, конструкций, параметры которых при тщательных расчетах и творческих удачах способны даже превосходить предварительные наметки (например, надежность, производительность, разрешающая способность и т. п.).

  Значительно чаще возможен второй вариант —  достигнутый результат все же уступает поставленной цели. Поэтому для любого специалиста, для любого руководителя, для групп экспертов важно быть предельно самокритичным. Предварительные оценки цели — пессимистические и оптимистические — должны быть тщательно сбалансированы. Во многих зарубежных фирмах существуют штатные должности скептиков-консультантов, задача которых — искать контраргументы оптимистам. Это позволяет свести к минимуму финансовый риск.

  И, наконец, в управлении весьма часто  наблюдается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в явное противоречие с поставленными  ранее целями. Обычно изначально такие  цели имеют больше видимость позитивных, социально значимых, но достигнутые результаты часто оказываются прямо противоположными намеченным целям. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира борьба с алкоголизмом, коррупцией, бандитизмом, наркоманией и т. п.— имеющиеся проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются.

  Практика  показывает, что понятию цели и  условиям ее достижения необходимо уделить особое внимание. Цель любой деятельности человека всегда возникает и развивается как осознанная, сознательная цель. Сознательная цель как закон определяет способ и характер действий человека. Поставив себе определенную цель, человек обязан подчинить ей свои желания, волю, характер, интеллект. 

1.3   ЗАДАЧИ В СТРУКТУРЕ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

К числу основополагающих понятий в управленческой деятельности относится также категория задачи.

  Задача  — это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, а также условий, необходимых для этого решения.

  Конкретная  производственная ситуация обычно порождает ряд разнообразных задач, требующих решения. Если различные ситуации порождают в той или иной мере совпадающие задачи, это значительно облегчает выявление источников их возникновения и путей решения. Однако руководителю, как правило, приходится иметь дело с решением самых различных задач, и отнюдь не только в сфере управления. Требования к компетентности исследования источников происхождения задач, их характера и содержания, путей разрешения во всех сферах деятельности руководителя постоянно возрастают. Поэтому широта кругозора, эрудиция, накопление практического опыта становятся одними из важнейших качеств руководителя.

  Задачи, как и цели, подчиняются принципам  построения и функционирования БС: они могут быть подвергнуты декомпозиции, для них характерны свойства синергичности, неаддитивности, эмерджентности и т. д. «Дерево» задач, характеризующее задачу как БС, стоящую перед социально-экономической системой, также является важным элементом программно-целевого управления.

  Категорию задачи следует отличать от категории  проблемы, проблемной ситуации. Проблема может рассматриваться как основное противоречие между ситуацией и целью и как основное звено изменения ситуации в на правлении достижения дели. Категория проблемы в целом значительно шире, чем категория задачи. Задача более связана с самой деятельностью руководителей, потребностями и интересами, а проблема — с соответствием ситуации и цели. Одна и та же проблема может породить обилие задач. Например, проблема выхода из кризисного состояния экономики порождает задачи перед каждым субъектом хозяйствования, перед каждым 
производителем и потребителем. Решение задач связано с необходимостью выполнения сложной сети процедур, в процессе которых в движение приводятся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Эта последовательность реализуется в процессе принятия и реализации управленческих решений. 
 

    1.4  КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ

        Подходы к классификации задач зависят  от целей анализа и последующих управленческих решений. Рассмотрим два наиболее перспективных подхода.

  При первом из них задачи классифицируются по признакам, связанным с технологическим разделением труда. К задачам такого типа можно отнести следующие:

  1. собственно управленческие задачи, связанные с оперативным управлением и руководством, реализацией руководителями функций управления, распределением прав и полномочий;
  2. организационно-экономические задачи, связанные с обеспечением единства и организационной целостности социально-экономических систем, достижением требуемых технико-экономических параметров систем, соблюдением финансовой дисциплины и т. д.;
 
  1. идейно-воспитательные задачи, связанные с формированием нравственных и мировоззренческих критериев и идеалов, соответствующих общественным взглядам и установкам, потребностям социально-экономического развития;
  2. социально-психологические задачи, связанные с совершенствованием многообразных взаимоотношений между членами коллектива, формированием и развитием психологического климата в коллективе, стиля управления, мотивации духовных стимулов, самоутверждения и самовыражения;
  3. научно-технические, технологические задачи, Связанные с обеспечением исследовательских, конструкторских, технологических решений.

Информация о работе Управленческие решения