Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:46, курс лекций
Управление в обществе как вид деятельности существует в форме синтеза науки и искусства, причем удельный вес научных знаний постоянно возрастает. Поэтому руководитель в процессе принятия решений должен соединять все последние достижения науки и техники, финансовые возможности, внешние и внутренние условия работы фирмы. Управление рассматривается как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, для достижения определенных результатов. Под управленческим решением понимается поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя.
В той или иной мере каждый руководитель должен владеть широким кругом знаний, чтобы компетентно решать все эти типы задач (или организовывать их решение), а также иметь соответствующие правовые рычаги и стимулы. Естественно, что между содержанием задач нет резких, непроходимых граней — напротив, эти грани достаточно условны, подвижны, изменчивы. Обычно задачи, подлежащие решению, определяются экспертным путем.
Задачи,
стоящие перед руководителями, могут
быть классифицированы как задачи функционирования
и развития. Если решение первых призвано
обеспечить циклический характер деятельности
производственных систем, выполнения
плановых заданий, функционирования деятельности
служб предприятия, то вторые связаны
с включением в воспроизводственные процессы
новых элементов и факторов производства,
новых факторов научно-технической и социальной
природы, что требует постоянного обновления
и качественного совершенствования всей
системы управления.
1.5 УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Достижение
Достигнутый результат соизмеряется с ранее поставленной целью и служит основанием для постановки новой, уточненной цели, решения задач и получения нового результата и т. д. Этот процесс продолжается непрерывно — индивидуально, пока существует отдельный человек, общественно, пока существует общество.
Весьма
важно, чтобы этот процесс сопровождался
самообучением — цели формулировались
и ставились более четко, определенно,
конкретно; задачи выявлялись в полном
объеме; условия для их решения создавались
наиболее благоприятные. Во многих случаях
полезно осуществить декомпозицию целей,
задач и результатов. Принято считать
общую цель достигнутой, если достигнуты
основные частичные цели, решены основные
задачи, а результат отклоняется от цели
в допустимых пределах.
В настоящее время многие руководители увлекаются бесконечными перестановками кресел, сменой должностей и вывесок, удивляясь при этом тому, что повышения эффективности управления не происходит
Разрабатывая схемы структуры управления, положения об отделах и должностные инструкции, мы принимаем за элементарный объект управления должность и сочетание должностей (бюро, отделы и т. п.), что противоречит системному подходу к управлению, так как слабо связано с истинными целями управления.
Гораздо более передовым является метод детальной рационализации, основанный на технологическом подходе к совершенствованию управления. При этом элементарным объектом рационализации является не должность, а управленческий процесс. А процесс всегда имеет конкретную, формулируемую цель, что позволяет строго выдерживать методологию системного подхода. При технологическом, процессном подходе не наличие должностей диктует цели, а цель процесса и объемы циркулирующей информации диктуют количество и качество должностей.
Умению правильно спроектировать технологию управления должно сопутствовать умение диагностировать ее недостатки — и это является одной из главных составляющих квалификации руководителя, организатора управления и консультанта по управлению.
Технология управления только еще начинает оформляться как научное направление. В то же время расширяются практические работы по технологии управления, растут требования к их научному обобщению, к переходу от метода «проб и ошибок» к стройным методологическим правилам анализа и проектирования процедур управления. Поэтому изложение методов диагностики и совершенствования технологии управления приходится начинать с азов: с терминологии и классификации.
В АО КАМАЗ была впервые создана крупномасштабная система проектирования и внедрения технологических процессов управления (ТПУ), в которой участвовали тысячи людей, что и заставило привести в стройную систему терминологию и классифицировать сами ТПУ, чтобы участники работы могли говорить на одном профессиональном языке.
Нашей целью было построение такой терминологии, которая бы была, прежде всего удобна для проектировщиков и пользователей технологии управления. Необходима минимизация языкового барьера чтобы облегчить изучение нового профессионального языка; термины должны быть производными от некоторых обшеупотребляемых и бесспорных терминов. В качестве таких основополагающих терминов мы предлагаем термины, определяющие основные элементы управленческой деятельности; «процесс управления», «участники процесса управления», «средства осуществления процесса», «предмет управленческого процесса», «цель управленческого процесса». В Большой Советской Энциклопедии дано следующее определение процесса: «совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата». Участниками процесса управления являются исполнители, контролеры и руководители. Средства осуществления процесса — это документы и технические средства приема, передачи, регистрации, хранения и т. п. информации. Предмет управленческого процесса - информация, а цель управленческого процесса -управление производственной (или другой управленческой) деятельностью.
С этих позиций технология управления как процесс - это механизм, структура и последовательность взаимодействия во времени и пространстве людей посредством документов и технических средств при преобразовании информации с целью управления деятельностью.
А технология управления как наука - учение о закономерностях построения рациональных технологических процессов управления. Технология управления как документ - это зафиксированное на бумаге или в памяти ЭВМ описание процессов управления.
В основе технологического процесса управления лежит стандартное сочетание основных функций управления, образующих управленческий цикл (рис. 1).
Некоторые
из понятий, обозначающих основные функции
управления, необходимо уточнить, так
как их обычное толкование неоднозначно:
учет предлагается понимать только как
фиксацию фактов; контроль — как сопоставление
учетных данных с плановыми; анализ –
как установление причин и виновников
отклонений от плановых величин; диспетчирование
– как коррекцию исполнения в целях удержания
его в заданных планом траекториях; регулирование
–как коррекцию планов, норм и даже целей
(в случае необходимости)
Рис. 1
Понятие „управленческой процедуры" является одним из основных понятий технологии управления, под ним понимается совокупность взаимосвязанных управленческих операций, выполняемых над определенным видом информации и имеющих законченную (хотя и ограниченную) цель. При таком толковании термин «процедура» в технологии управления является синонимом термина «технологический процесс управления».
При внедрении технологии управления на КамАЗе мы столкнулись с непониманием пользователями нашей документации слова «Процедура», которое пришло к нам с ВАЗа. Мы заменили его на термин «технологический процесс управления» (ТПУ), который помог нам преодолеть языковый (терминологический) барьер.
Однако через несколько лет выяснилось, что термин «процедура» утвердился в специальной литературе и в обиходе специалистов по управлению, а на КамАЗ перешли работать многие бывшие работники ВАЗа.
В результате мы вынуждены были пойти на компромисс и ввести двойное название технологического документа, содержащее оба термина.
Этот случай показывает, что дело не в точном (в лингвистическом смысле) применении термина, а только в том, чтобы данный термин получил однозначное толкование и широкое признание (стал привычным) в среде пользователей. Это также говорит о том, что, создавая что-то новое в науке и технике, надо по возможности избегать создания языковых барьеров для его внедрения и применять везде, где это возможно, старые устоявшиеся термины или близкие им слова.
В конкретном случае разработки технологии управления как новой проектной дисциплины необходимо, прежде всего, учитывать тот факт, что большинство пользователи этой дисциплины прошли школу технологии производства, и поэтому нужно везде, где это возможно, прибегать к аналогии между этими дисциплинами и прежде всего для уточнения употребляемых понятий.
Исходя из этого нами была принята следующая терминология структуры документа по регламентации технологии управления:
технологический процесс (процедура) управления — как название всего документа:
операция — как название его составной части, раздела, описывающего взаимодействия людей посредством документов и технических средств;
переход — как элемент операции технологического процесса, её наименьшая, неделимая часть;
инструкция — как документ, поясняющий правила конкретного действия.
Однако, несмотря на аналогию терминов «операция» и «переход» с терминами технологии производства, возникла необходимость дат им самостоятельное определение. Большинство авторов применяют термин «операция» для технологии управления, однако в его определении существует значительный разнобой. Без упорядочения этих формулировок четкое проектирование технологии управления наладить невозможно.
В практике КамАЗа использовалась трехуровневая структура документа (по аналогии с технологией производства): процедура (ТПУ), операция, переход. При этом оказалось, что строгому определению поддается только переход, представляющий собой элементарную часть ТПУ. Операцию же удалось определить через понятие «переход».
На
основании вышеприведенных
Цель настоящего технологического процесса управления — установить такой порядок взаимодействия служб и подразделений, участвующих в данном процессе (перечисляются службы и подразделения), по вопросам (перечисляются вопросы, которые описывает
данный ТПУ), при котором обеспечивается критерий (формулируется один или несколько критериев качества процесса).
В основных положениях кратко излагаются основы алгоритма ТПУ по фазам управленческого цикла: целеуказание, нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, диспетчирование, регулирование, отчетность, стимулирование и основные структурные условия его функционирования.