Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:46, курс лекций

Описание

Управление в обществе как вид деятельности существует в форме синтеза науки и искусства, причем удельный вес научных знаний постоянно возрастает. Поэтому руководитель в процессе принятия решений должен соединять все последние достижения науки и техники, финансовые возможности, внешние и внутренние условия работы фирмы. Управление рассматривается как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, для достижения определенных результатов. Под управленческим решением понимается поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя.

Работа состоит из  1 файл

тема 1.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

  В той или иной мере каждый руководитель должен владеть широким кругом знаний, чтобы компетентно решать все эти типы задач (или организовывать их решение), а также иметь соответствующие правовые рычаги и стимулы. Естественно, что между содержанием задач нет резких, непроходимых граней — напротив, эти грани достаточно условны, подвижны, изменчивы. Обычно задачи, подлежащие решению, определяются экспертным путем.

  Задачи, стоящие перед руководителями, могут  быть классифицированы как задачи функционирования и развития. Если решение первых призвано обеспечить циклический характер деятельности производственных систем, выполнения плановых заданий, функционирования деятельности служб предприятия, то вторые связаны с включением в воспроизводственные процессы новых элементов и факторов производства, новых факторов научно-технической и социальной природы, что требует постоянного обновления и качественного совершенствования всей системы управления. 

    1.5  УПРАВЛЕНИЕ КАК  ПРОЦЕСС

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ  ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ  И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

        Достижение поставленной цели требует предварительного решения комплекса определенных задач. Поскольку задача представляет собой единство вопросов и условий их разрешения, образуется логическая цепь «цель — задачи—результат», в которой задачи могут быть представлены для простоты как последовательность вопросов и условий.

  Достигнутый результат соизмеряется с ранее поставленной целью и служит основанием для постановки новой, уточненной цели, решения задач и получения нового результата и т. д. Этот процесс продолжается непрерывно — индивидуально, пока существует отдельный человек, общественно, пока существует общество.

  Весьма  важно, чтобы этот процесс сопровождался  самообучением — цели формулировались и ставились более четко, определенно, конкретно; задачи выявлялись в полном объеме; условия для их решения создавались наиболее благоприятные. Во многих случаях полезно осуществить декомпозицию целей, задач и результатов. Принято считать общую цель достигнутой, если достигнуты основные частичные цели, решены основные задачи, а результат отклоняется от цели в допустимых пределах. 

    1. ТЕХНОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ
 

      В настоящее время многие руководители увлекаются бесконечными перестановками кресел, сменой должностей и вывесок, удивляясь при этом тому, что повышения эффективности управления не происходит

      Разрабатывая схемы структуры управления, положения об отделах и должностные инструкции, мы принимаем за элементарный объект управления должность и сочетание должностей (бюро, отделы и т. п.), что противоречит системному подходу к управлению, так как слабо связано с истинными целями управления.

      Гораздо более передовым является метод детальной рационализации, основанный на технологическом подходе к совершенствованию управления. При этом элементарным объектом рационализации является не должность, а управленческий процесс. А процесс всегда имеет конкретную, формулируемую цель, что позволяет строго выдерживать методологию системного подхода. При технологическом, процессном подходе не наличие должностей диктует цели, а цель процесса и объемы циркулирующей информации диктуют количество и качество должностей.

     Умению правильно спроектировать технологию управления должно сопутствовать умение диагностировать ее недостатки — и это является одной из главных составляющих квалификации руководителя, организатора управления и консультанта по управлению.

  Технология управления только еще начинает оформляться как научное направление. В то же время расширяются практические работы по технологии управления, растут требования к их научному обобщению, к переходу от метода «проб и ошибок» к стройным методологическим правилам анализа и проектирования процедур управления. Поэтому изложение методов диагностики и совершенствования технологии управления приходится начинать с азов: с терминологии и классификации.

  В АО КАМАЗ была впервые создана  крупномасштабная система проектирования и внедрения технологических процессов управления (ТПУ), в которой участвовали тысячи людей, что и заставило привести в стройную систему терминологию и классифицировать сами ТПУ, чтобы участники работы могли говорить на одном профессиональном языке.

  Нашей целью было построение такой терминологии, которая бы была, прежде всего удобна для проектировщиков и пользователей технологии управления. Необходима минимизация языкового барьера чтобы облегчить изучение нового профессионального языка; термины должны быть производными от некоторых обшеупотребляемых и бесспорных терминов. В качестве таких основополагающих терминов мы предлагаем термины, определяющие основные элементы управленческой деятельности; «процесс управления», «участники процесса управления», «средства осуществления процесса», «предмет управленческого процесса», «цель управленческого процесса». В Большой Советской Энциклопедии дано следующее определение процесса: «совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата». Участниками процесса управления являются исполнители, контролеры и руководители. Средства осуществления процесса — это документы и технические средства приема, передачи, регистрации, хранения и т. п. информации. Предмет управленческого процесса - информация, а цель управленческого процесса -управление производственной (или другой управленческой) деятельностью.

  С этих позиций технология управления как процесс - это механизм, структура и последовательность взаимодействия во времени и пространстве людей посредством документов и технических средств при преобразовании информации с целью управления деятельностью.

А технология управления как наука - учение о закономерностях  построения рациональных технологических  процессов управления. Технология управления как документ - это зафиксированное на бумаге или в памяти ЭВМ описание процессов управления.

В основе технологического процесса управления лежит стандартное сочетание основных функций управления, образующих управленческий цикл (рис. 1).

  Некоторые из понятий, обозначающих основные функции управления, необходимо уточнить, так как их обычное толкование неоднозначно: учет предлагается понимать только как фиксацию фактов; контроль — как сопоставление учетных данных с плановыми; анализ – как установление причин и виновников отклонений от плановых величин; диспетчирование – как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом траекториях; регулирование –как коррекцию планов, норм и даже целей (в случае необходимости) 

                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1

  

    
 

    

    

    
 
 

    

  

    
 

  

   Понятие „управленческой процедуры" является одним из основных понятий технологии управления, под ним понимается совокупность взаимосвязанных управленческих операций, выполняемых над определенным видом информации и имеющих законченную (хотя и ограниченную) цель. При таком толковании термин «процедура» в технологии управления является синонимом термина «технологический процесс управления».

  При внедрении технологии управления на КамАЗе мы столкнулись с непониманием пользователями нашей документации слова «Процедура», которое пришло к нам с ВАЗа. Мы заменили его на термин «технологический процесс управления» (ТПУ), который помог нам преодолеть языковый (терминологический) барьер.

  Однако через несколько лет выяснилось, что термин «процедура» утвердился в специальной литературе и в обиходе специалистов по управлению, а на КамАЗ перешли работать многие бывшие работники ВАЗа.

  В результате мы вынуждены были пойти  на компромисс и ввести двойное название технологического документа, содержащее оба термина.

   Этот  случай показывает, что дело не в  точном (в лингвистическом смысле) применении термина, а только в том, чтобы данный термин получил однозначное толкование и широкое признание (стал привычным) в среде пользователей. Это также говорит о том, что, создавая что-то новое в науке и технике, надо по возможности избегать создания языковых барьеров для его внедрения и применять везде, где это возможно, старые устоявшиеся термины или близкие им слова.

  В конкретном случае разработки технологии управления как новой проектной дисциплины необходимо, прежде всего, учитывать тот факт, что большинство пользователи этой дисциплины прошли школу технологии производства, и поэтому нужно везде, где это возможно, прибегать к аналогии между этими дисциплинами и прежде всего для уточнения употребляемых понятий.

  Исходя  из этого нами была принята следующая  терминология структуры документа по регламентации технологии управления:

  технологический процесс (процедура) управления — как название всего документа:

  операция  — как название его составной части, раздела, описывающего взаимодействия людей посредством документов и технических средств;

  переход — как элемент операции технологического процесса, её  наименьшая, неделимая часть;

  инструкция  — как документ, поясняющий правила конкретного действия.

  Однако, несмотря на аналогию терминов «операция» и  «переход»  с терминами технологии производства, возникла необходимость дат им самостоятельное  определение.  Большинство авторов применяют термин «операция» для технологии управления, однако в его определении  существует  значительный разнобой.   Без упорядочения  этих формулировок четкое проектирование технологии управления наладить невозможно.

  В практике КамАЗа использовалась трехуровневая структура документа (по аналогии с технологией производства): процедура (ТПУ), операция, переход. При этом оказалось, что строгому определению поддается только переход, представляющий собой элементарную часть ТПУ. Операцию же удалось определить через понятие «переход».

  На  основании вышеприведенных соображений  в руководящих методических материалах КамАЗа под названием «Проектирование  технологических процессов (процедур) управления» (разработанных автором) установлены следующие определения понятий технологии управления.

  1. Технологический процесс (процедура) управления - документально зафиксированный процесс управления. Разделение технологии управления на отдельные   процедуры   условно и осуществляется по желанию проектировщика исходя из многих соображений как объективного,  так и  субъективного  характера.  Классификацию ТПУ см. ниже.
  2. Переход в операциях ТПУ — это действие, выполняемое данным исполнителем над данным документом (комплектом документов) до передачи его следующему исполнителю. Переход должен содержать следующее: исполнитель; срок или время исполнения; основание для действия; источник первичной информации; действие над информацией; применяемая форма отображения  информации   (документ, 
    машинный носитель, дисплей и т. п.) ео ссылкой на соответствующую форму документа в приложении, т. е. по какой инструкции совершается действие (ссылка на инструкцию в приложении); с кем и как 
    взаимодействует исполнитель (например, с кем согласовывает, кто утверждает и т. п.); кому и сколько экземпляров документа передается (или кому сообщается информация другими техническими средствами).
  3. Операция ТПУ — часть ТПУ, состоящая из нескольких последовательных  переходов,  дающая  определенный  промежуточный результат. Разбиение ТПУ на операции   условно и делается по 
    желанию проектировщика, исходя из многих соображений как объективного, так и субъективного порядка.
  4. Основные положения ТПУ — краткая пояснительная записка, излагающая   посылки,   принятые   при   разработке   данного   ТПУ, а именно:  цель,   условия   функционирования,   основные   отличия   алгоритма,  преимущества  над ранее применявшимся ТПУ.   При этом цель всегда должна формулироваться стандартно.

  Цель  настоящего технологического процесса управления — установить такой порядок взаимодействия служб и подразделений, участвующих в данном процессе (перечисляются службы и подразделения), по вопросам (перечисляются вопросы, которые описывает

данный  ТПУ), при котором обеспечивается критерий (формулируется один или несколько критериев качества процесса).

   В основных положениях кратко излагаются основы алгоритма ТПУ по фазам  управленческого цикла: целеуказание, нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, диспетчирование, регулирование, отчетность, стимулирование и основные структурные условия его функционирования.

Информация о работе Управленческие решения