Управление издержками производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Антикризисное управление понятие довольно широкое, а финансовый анализ включает в себя множество приемов и способов, поэтому целью данной работы является рассмотреть их пересечение. Как будет отмечено ниже, мероприятия по антикризисному управлению осуществляются на различных стадиях банкротства, мы рассмотрим цели и методы проведения финансового анализа на каждой из этих стадий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Особенности финансового анализа на различных стадиях банкротства предприятия.

2. Правовые основы банкротства и антикризисного управления

2.1. Арбитражный процесс по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий

2.2. Реорганизационные процедуры

2.3. Внешнее управление имуществом должника

2.4. Конкурсное производство

2.5. Внесудебные процедуры

2.6. Добровольная ликвидация неплатежеспособной организации

3. Продажа государственных предприятий-должников

4. Особые причины неплатежеспособности и возможного банкротства российских предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.17 Кб (Скачать документ)

 

Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она  действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных  политико-экономических задачах (выход  в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, не высококачественных товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

 

Фактически плановая экономика  не столько ориентировалась на рынок, сколько навязывала ему продукты медленно обновляемых производств  и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.

 

Современная российская экономика  накануне ее реформирования именовалась  экономикой развитого социализма. Она  формировалась многие десятки лет  и обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых рыночной экономике.

 

В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и  находят свое место на карте страны как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся  рынков, российская экономика в основном была выстроена после 30-х годов  на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов.

 

Предприятия строились очень  крупными и, в силу этого, негибкими. Каждое предприятие обычно специализировалось на своих производственных функциях. Дублирования (и потенциальной конкуренции) допускалось очень мало.

 

В результате создалась сеть очень больших, малогибких предприятий  с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Многие из них оказались совершенно неконкурентоспособными, когда на российский рынок стали  поступать импортные товары.

 

Если в одни предприятия  вкладывалось избыточно много средств, другие из-за дефицита капитальных  вложений едва развивались. В результате накопилась достаточно высокая доля откровенно устаревших предприятий - малопроизводительных шахт, чугунолитейных заводов. К сожалению, многие такие предприятия являются градо- и поселкообразующими, однако в условиях рынка они оказались лишними.

 

Очень многие заводы строились  как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий. В такие заводы не встраивался конвейер или производственный поток. Подобные заводы, которые можно назвать заводами-конгломератами, представляют из себя по сути большую хорошо оснащенную мастерскую, не способную, однако, производить прибыль. В условиях рынка такие предприятия также оказались неконкурентоспособными.

 

Социалистическая экономика  изобрела особые формы предприятий, которые нигде в мире не существовали, например, колхозы и совхозы, которые  заняли целые хозяйственные ниши. В Великобритании семейная ферма, специализирующаяся на производстве молока, содержит и  доит 75 коров с удоем не менее 5500 л в год. На такой ферме весь цикл работ осуществляют два или  максимум три человека с производительностью  от 130 до 200 тыс. л в год на человека.

 

В России сегодня средний  колхоз имеет стадо в 300 - 400 коров  со средним удоем 2500 л. в год. Производительность каждого из занятых 250 чел. примерно от 3 до 4 тыс. л в год.

 

Очевидно, что колхозы  и совхозы в своей массе, за исключением особо преуспевших  хозяйств, неконкурентоспособны в условиях свободы импорта продуктов.

 

Однако реальная перестройка  сельского хозяйства на фермерский способ производства потребует таких  гигантских усилий и вложений, которые  в сегодняшних условиях государство  не готово даже осмыслить.

 

Социалистическая экономика  всегда отличалась высоким уровнем  милитаризации, большим количеством  оборонных и работающих на оборонные  нужды предприятий, где производство гражданской продукции, так называемых товаров народного потребления, составляло очень небольшой удельный вес.

 

Снижение государственного оборонного заказа поставило такие  предприятия в очень сложное  положение. Социалистическая экономика  развивалась на пространстве всего  социалистического лагеря, не считаясь с его условными государственными и экономическими границами. Более  того, закладывались и реализовывались  схемы межгосударственной кооперации, когда изделие или узел машины производились в одной стране, а сборка - в другой.

 

Сегодня в результате процесса обособления стран СЭВ и бывших республик СССР многие российские предприятия  потеряли десятилетиями складывавшиеся хозяйственные связи, что не могло  быть немедленно восполнено из российских источников.

 

Социалистическая административно-плановая экономика выработала такую экономическую  среду и менталитет, последствия  которых еще долгие годы будут  проявлять себя в экономических  решениях управляющих.

 

В 1930-1950 гг. вообще не существовало понятия прибыли. Доходы предприятий  изымались в полном объеме, еще  в момент отгрузки предприятиями  продукции. На верхних уровнях управления народным хозяйством эти доходы складывались и перераспределялись. Частично они  возвращались на предприятия, но не как  заработанное, а как полученное.

 

Предприятия получали капитальные  вложения, фонд заработной платы и  так вплоть до суммы командировочных  расходов, т.е. фактически были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась  с реальной прибыльностью предприятия.

 

Соответственно развился менталитет, ориентированный:

 

·                     исполнять планы и сметы, но не обученный навыкам управления финансами;

 

·                     при любом подходящем случае просить  у государства, считая это естественным правом;

 

·                     тратить заработанное и полученное на то, что раньше особо не допускалось  или сдерживалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши - иномарки, стильную мебель, на загранкомандировки и т.п.). Иными словами, многолетние сдерживание  и вынужденный аскетизм подспудно  породили тягу к расточительству, которая  проявила себя, как только представились  соответствующие условия.

 

Вся эта совокупность специфических  характеристик определила особую предрасположенность  многих российских предприятий к  кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.

 

Непосредственному началу рыночных реформ в России предшествовал краткосрочный  период первоначального становления  частных коммерческих структур. Доходы очень многих из них основывались на ценовых ножницах между установленными государственными ценами на продукцию  и фактическими рыночными.

 

Рыночные цены стали ориентиром для предприятий в условиях отмены государственного регулирования цен  в 1992 г.

 

По отдельным видам  продукции цены превысили мировой  уровень. Это породило затоваривание  либо отгрузку товаров без предоплаты с высоким риском, что они не будут вовремя оплачены.

 

Широкое распространение  получили расчеты по так называемому  бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые  обязательства и не образуется средств  даже на оплату труда.

 

Фактически при господстве монополий - предприятий-гигантов, не имевших  на внутреннем рынке конкурентов, был  спровоцирован интерес к росту  доходов предприятий за счет роста  цен на продукцию при пониженных объемах производства. Это привело  к резкому росту цен и одновременному снижению объемов производства, начиная  с января 1992 г.

 

Россия фактически подтвердила  положение экономической теории о том, что в условиях монополии  при отсутствии рыночного регулирования  цеп колебаниями спроса и предложения  и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.

 

Подобная ситуация отражена на рис. 3.1.

 

 

Рисунок 3.1 Динамика цен в  условиях несовершенной конкуренции 

 

 

Спад промышленного производства к середине 1994 г. приобрел структурный  характер. Одновременно с сокращением  производства отдельных видов продукции  стала наблюдаться стабилизация выпуска продукции других видов. Такая ситуация в промышленности имела место впервые с начала экономических реформ.

 

Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным  ростом всех видов неплатежей и, прежде всего, между предприятиями.

 

В известной степени в  формировании неплатежей участвовало  государство, которое, продекларировав  рыночные свободы производителей, в  то же время обязывало их осуществлять обязательные поставки сельскому хозяйству, армии, завозить товары на Север при  отсутствии реальных расчетов.

 

 Однако, анализ объективных  причин неплатежей не объяснял  их столь высокого уровня. В  этой связи несомненный интерес  представляет анализ причин возникновения  и развития неплатежей, проведенный  сотрудниками Федерального управления  по делам о несостоятельности  (банкротстве) при Госкомимуществе  РФ совместно с рядом ведомств  и, в том числе, силовых структур  на 94 крупнейших предприятиях нефтедобычи,  нефтепереработки и торговли  нефтепродуктами.

 

Предприятия анализировались  по состоянию на 01.07.2002 г. Суммарный  объем оборотных фондов обследованного комплекса предприятий составил 16,9 трлн. руб.

 

По масштабам это сопоставимо  с 60% доходов федерального бюджета  России за первое полугодие 2002 г.

 

Основные выводы доклада  межведомственной комиссии Правительству  Российской Федерации приводятся в  приложении в конце данной главы.

 

Обследованный комплекс предприятий  в отличие от других отраслей имел устойчивый сбыт продукции, был высокорентабелен, работал достаточно стабильно и практически в непрерывном режиме, обеспечивая наивысший уровень оплаты труда среди отраслей. Однако подавляющее большинство предприятий комплекса по своему финансовому состоянию было абсолютно неплатежеспособно.

 

Основная причина неплатежеспособности определялась составом оборотных средств, где абсолютно преобладал заемный  капитал. Из-за этого предприятия  регулярно оказывались перед  выбором:

 

·                     или расплачиваться своевременно по взятым обязательствам, но тогда ничего не оставалось на деятельность;

 

·                     или продолжать деятельность, но тогда  оплата по обязательствам оттягивалась на месяцы и годы.

 

Отрасль в самой малой  степени пользовалась банковским кредитом и своей внешне благополучной  деятельностью угнетала деятельность других предприятий (которые отдавали ей ресурсы), а также блокировала  расходы бюджета и внебюджетных фондов.

 

Авторы исследования пришли к выводу, что наметился разрыв маршрутов товарных и денежных потоков, что затруднило валютно-экспортный контроль и сбор налогов, а также  создало почву для многочисленных злоупотреблений.

 

Также были обнаружены многочисленные и разнообразные злоупотребления  капиталом предприятий со стороны  управляющих.

 

Основная черта обнаруженных злоупотреблении - в характерной  тенденции не накапливать капитал, заставляя его работать лучше, а  наоборот, безвозвратно его тратить  либо перемещать в другие структуры.

 

Исследовался также характер использования оборотных средств.

 

Оборотные средства предприятий  подразделяются на:

 

·                     вложения в производство, где средства обслуживают производство и его  нужды (запасы, инструменты, заделы, вложения в незавершенное производство; в  готовую но нереализованную продукцию  и т.д.);

 

·                     вложения в расчеты, где средства обслуживают другие виды деятельности.

 

В доперестроечный период внепроизводственная часть оборотных фондов (расчетов) составляла 40-50% от производственной. То есть, если принять производственную часть за 100 условных единиц, то все оборотные фонды составляли 150 единиц. В исследуемый период ситуация резко изменилась.

 

Очевиден очень значительный рост оборотных средств, что никак  не обусловлено производственной необходимостью, так как резко возрастают не вложения в производство, а отвлечения от него.

 

Основные виды отвлечения оборотных средств приведены  в табл. 1.9, где для сравнения  производственная часть оборотных  фондов (вложения в производство) принята  за 100 условных единиц.

 

Наиболее существенную роль в разбухании оборотных фондов играет дебиторская задолженность, или  фактически товарные ссуды дебиторам.

 

Было обнаружено, что при  действительном наличии в составе  дебиторской задолженности долгов армии, сельского хозяйства и  других "объективных" задолженников их влияние на общую неплатежеспособность в значительной степени преувеличивалось.

 

Распространенным использованием оборотных фондов стало содержание средств на валютном счете с последующим  извлечением курсовой разницы.

 

В ряде случаев доходы от валютной курсовой разницы приближались по величине к доходам от основной деятельности.

 

Выявилась практика полного  игнорирования заемного происхождения  средств в обороте, когда чужие  ресурсы, попадавшие в распоряжение предприятий, широко использовались в  эгоистических целях текущего потребления.

 

Были отмечены многочисленные случаи, когда эксклюзивные фирмы  увеличивали собственный капитал  за счет использования и обслуживания оборотных фондов предприятий с  заведомого согласия их руководителей  В целом, оценивая результаты межведомственного  анализа проблемы неплатежей, можно  сделать вывод, что наряду с комплексом объективных причин роста неплатежей из-за разрушения единого экономического пространства бывшего СССР и соответственно СЭВ, сокращения госзаказа, необязательности государства по платежам из бюджета, неплатежи и соответственно неплатежеспособность многих российских предприятий в  специфических условиях перехода от социалистической планово-административной экономики к рыночной были спровоцированы, с одной стороны, недостаточной  компетентностью финансового руководства  предприятий, а с другой, - частными интересами управляющих вывести  часть капитала предприятий в  сферу торгового оборота и  иные непроизводственные сферы.

Информация о работе Управление издержками производства