Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа
Цель курсовой работы:
1.Изучить понятие качества продукции на предприятии.
2.Ознакомиться с характеристикой предприятия.
3.Оценить качество продукции на предприятии посредством показателей качества продукции.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объектом данной курсовой работы является ООО «Липецкий пищевой комбинат». Предметом работы является управление качества продукции на предприятии.
Ведение……………………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть. Значение повышения качества………………………...5
2.Практическая часть. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………………………………………………………………...10
3.Система показателей качества продукции, выпускаемой предприятием….11
4.Методы измерения качества продукции……………………………………..14
5.Состав комплексной системы управления качества продукции на предприятии……………………………………………………………………...18
6.Основные факторы, влияющие на качество продукции, и их анализ……...24
7.Мероприятия по повышению качества продукции, разработанные на предприятии……………………………………………………………………...28
8.Определение экономической эффективности повышения качества продукции………………………………………………………………………..30
9.Борьба с браком на предприятии……………………………………………..33
10.Пути совершенствования управления качеством продукции на предприятии. Выводы и предложения…………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………...36
Приложение………………………………………………………………………37
ФГБОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ В Г.ЛИПЕЦКЕ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Производственный менеджмент ”
на тему “Управление качеством продукции на предприятии”
Исполнитель:
Правдивцева Наталья Дмитриевна
4курс
специальность БМ
группа бюджет
№08МЛБ02273
Руководитель:
Бурмыкина Ирина Викторовна
Липецк – 2011 г.
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1.Теоретическая часть. Значение повышения качества………………………...5
2.Практическая часть. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………………………………………………
3.Система показателей качества продукции, выпускаемой предприятием….11
4.Методы измерения качества продукции……………………………………..14
5.Состав комплексной системы управления качества продукции на предприятии…………………………………………………
6.Основные факторы, влияющие на качество продукции, и их анализ……...24
7.Мероприятия по повышению качества продукции, разработанные на предприятии…………………………………………………
8.Определение экономической эффективности повышения качества продукции………………………………………………………
9.Борьба с браком на предприятии……………………………………………..
10.Пути совершенствования управления качеством продукции на предприятии. Выводы и предложения…………………………………………34
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Ведение
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Цель курсовой работы:
1.Изучить понятие качества продукции на предприятии.
2.Ознакомиться с характеристикой предприятия.
3.Оценить качество продукции на предприятии посредством показателей качества продукции.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объектом данной курсовой работы является ООО «Липецкий пищевой комбинат». Предметом работы является управление качества продукции на предприятии.
Метод анализа заключается в проведении исследований на качество продукции и выявления её брака.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов по определению качества продукции, а также законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие ведение производства продукции.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут послужить основой их реального применения на практике и получения от их внедрения новых результатов.
Теоретическая часть.
1.Значение повышения качества.
Качество продукции — это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.
Качество продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство определяет объективные стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например, технический уровень продукции), а полезность — способность продукции приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя.
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Требования:
текущие и перспективные
общие и специфические (определяются преимущественно условиями их использования).
Факторы, влияющие на качество продукции
Общественные ожидания, субъективные настроения потребителей;
Качество проекта (совершенство конструкции);
Качество исполнения (совершенство технологий);
Уровень конкурентности рынка.
Необходимость учитывать субъективную сторону восприятия свойств продукции делает проблему оценки качества достаточно сложной.
Факторы, влияющие на сохраняемость продукции:
влажность;
свет;
состав воздуха;
механические факторы;
биологические.
В результате этих воздействий происходят различные изменения.
Оценка качества
Для оценки качества необходимо разрабатывать показатели качества, т.е. выделить измеримые свойства продукции, важные для потребителя. Оценкой качества продукции занимаются разные науки, экономика, квалиметрия. Для измерения качества продукции применяются статистический анализ данных и экспертное оценивание.
Контроль качества
Основная цель контроля качества — гарантировать, что продукция соответствуют конкретным требованиям и являются надежными, удовлетворительными и устойчивыми в финансовом отношении.
Экономическое и социальное значение повышение.
В современных условиях объективная необходимость повышения уровня качества продукции обусловлена несколькими причинами:
1. качество продукции становится одним из решающих факторов повышения эффективности производства и интенсивного развития экономики в целом;
2. выпуск некачественной продукции наносит большой экономический ущерб, как отдельным предприятиям, так и всей национальной экономике;
3. изменяется психология потребителя и его требования к качеству продукции;
4. качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества. Первый путь имеет определенные границы, второй - практически не ограничен.
Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.
Рост качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции - свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции. По мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности. Так, при снижении надежности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий - изготовителей продукции. Анализ показал, что увеличение вложений в повышение качества продукции на 2% на стадии ее проектирования дает прирост прибыли на 20%. Окупаемость вложений в повышение качества продукции составляет около 900%.
Два аспекта продукции - качество и количество в определенных пределах взаимозаменяемы в удовлетворении общественных потребностей. Отдельная единица продукции с данным уровнем качества способна удовлетворить единичную потребность. Весь объем удовлетворяемой потребности в данной продукции определяется произведением ее количества на уровень ее качества. Таким образом, заданный объем потребностей можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком ее качестве.
В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, а, следовательно, и производства.
Повышение качества эквивалентно росту объема выпускаемой продукции без дополнительных затрат ресурсов. Расчеты показали, что эффективность вложений, направленных на повышение качества продукции, примерно в 2 раза выше эффективности затрат на увеличение объема ее производства.
Самый надежный путь удовлетворения потребностей в товарах - повышение качества. Развитый товарный рынок решает проблему качества просто: товар низкого качества не находит потребителя. В этих условиях качество продукции - главный показатель ее конкурентоспособности.
Под социально необходимым качеством понимают такой уровень потребительских свойств продукции, который обеспечивает удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении общества.
Качество продукции тогда будет социально необходимым, когда его уровень будет находиться в пределах реализуемой общественной полезности, а затраты труда на производство продукта будут регулироваться средним соотношением общественных затрат на единицу потребительной стоимости. Повышение качества продукции в рамках общественно необходимого уровня должно сопровождаться снижением затрат в расчете на единицу полезности.
Нижней границей можно считать техническое качество, т.е. такой его уровень, при котором продукт еще является потребительной стоимостью, а ниже этого уровня он становится вещью, которая не может удовлетворить ни одну потребность индивида и общества. Верхней границей социально-необходимого качества может быть максимальная величина общественной потребности, при которой качество продукции полностью выступает как общественная полезность.
В настоящее время всё большее значение приобретает социальный аспект качества, когда качество рассматривается в широком смысле - качество жизни, жизнедеятельности. Под этим понимается совокупность объектов качества: качество окружающей среды, охраны здоровья, образования и развития личности, товаров и услуг, коммуникаций.
Практическая часть.
2.Характеристика предприятия и выпускаемой продукции.
ООО «Липецкий пищевой комбинат" - одно из крупнейших и ведущих предприятий пищевой промышленности России. Комбинат был открыт в 2001 году в недостроенных помещениях.
За более чем 10 лет успешного развития комбинат превратился в крупное предприятие с мощным производственным потенциалом, современным оборудованием, квалифицированным персоналом численностью более 250 человек и стабильной сырьевой базой. Руководителей производства 35 чел из них: генеральный директор, заместитель генерального директора, директор по качеству, начальник цеха, мастера, руководители остальных подразделений.
Основной продукцией комбината являются: бифидок 3,2% жирности 500г, молоко питьевое пастеризованное 3,2% м.д.ж. 500г, кефирный напиток 3,2% 500г, простокваша 500г, йогурт фруктовый 2,5% 500г, сметана 20% 500г, ряженка 4% м.д.ж.. 500г, бифилайф 3,2% м.д.ж. 500г, кефир 500г, спред растительно-сливочный 72,5% м.д.ж. 200г, творог славянский 18% м.д.ж. 200г, молоко питьевое пастеризованное 2,5% м.д.ж. 1000г.
Заботясь о здоровье покупателей, вся продукция вырабатывается из натурального, экологически чистого сырья, содержащего витамины группы: А, В, Р., С; она обладает высокими вкусовыми качествами, что неоднократно подтверждается многочисленными дипломами, медалями и грамотами различных выставок и конкурсов.
3.Система показателей качества продукции, выпускаемой предприятием
4.Методы измерения качества продукции
5.Состав комплексной системы управления качеством продукции на предприятии
Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.
Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции, в конечном счете, устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.
Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех, может быть, достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
1. ГОСТ Р. ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» - описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
2. ГОСТ Р. ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
3. ГОСТ Р. ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение - деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Согласно ГОСТ ИСО Р 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:
- лояльность потребителей;
- повторные деловые контакты и обращения;
- результаты работы, такие как доход и доля на рынке;
- гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;
- затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов;- выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты достигаются наилучшим образом;
- получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей организации;
- понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении;
- уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в результате деятельности организации, а также репутацией;
- способность создавать ценность как для организации, так и для ее поставщиков посредством оптимизации затрат и ресурсов, а также за счет гибкости и быстроты совместной реакции на изменения рынка.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 направлен на применение Процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их требований. Для результативного и эффективного функционирования организация должна определять многочисленные взаимосвязанные показатели системы менеджмента качества.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 существуют различные классы характеристик качества продукции, такие как:
- физические (например, механические, электрические, химические или биологические характеристики);
- органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);
- этические (например, вежливость, честность, правдивость);
- временные (например, пунктуальность, безотказность, доступность);
- эргономические (например, физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека);
- функциональные (например, максимальная мощность оборудования) [2, с. 25].
Метрологической службой осуществляется метрологическое подтверждение пригодности. Метрологическое подтверждение пригодности обычно включает калибровку или верификацию, любую необходимую юстировку или ремонт и последующую перекалибровку, сравнение с метрологическими требованиями для предполагаемого использования оборудования, а также требуемое пломбирование и маркировку.
Требования к использованию по назначению включают такие характеристики, как диапазон, разрешающая способность, максимально допустимые погрешности и т.д.
Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:
- установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
- разработку политики и целей организации в области качества;
- установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
- установление и определение необходимых ресурсов, и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
- разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
- применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
- определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
- разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества [23, с. 7].
Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества.
Весьма важна роль высшего руководства в системе менеджмента качества. Высшим руководством могут использоваться принципы менеджмента качества, а с помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества.
Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценка. Аудиты (проверки) применяют для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов (проверок) используют для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения. Аудиторские проверки, проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями проводят сертификацию на соответствие требованиям, например требованиям ГОСТ Р. ИСО 9001. ГОСТ Р. ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке).
Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Таким образом, система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы.
6.Основные факторы, влияющие на качество продукции, и их анализ
7.Мероприятия по повышению качества продукции, разработанные на предприятии
Под планированием качества продукции понимается процесс разработки, и принятия обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени.
Целью планирования качества продукции является обеспечение качества продукции, соответствующего установленным нормам и параметрам, и выявление направлений по повышению качественных характеристик.
В основе планирования качества должно находиться научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества.
Планирование качества — всеобъемлющий процесс, который должен осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.
Главные задачи планирования качества продукции таковы:
обеспечить выпуск продукции с максимальным соответствием свойств, существующим и перспективным потребностям рынка;
повысить технический уровень и качество продукции до уровня высших отечественных и зарубежных образцов;
установить экономически оптимальные задания по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
усовершенствовать структуру выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
увеличить выпуск сертифицированной продукции;
улучшить отдельные потребительские свойства уже выпускаемой продукции;
своевременно сократить выпуск или снять с производства морально устаревшую и неконкурентоспособную продукцию;
увеличить выпуск продукции высшего качества;
снизить материалоемкость изделий, повысить фондоотдачу;
обеспечить строгое соблюдение требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременно внедрить вновь разработанные и пересмотреть устаревшие стандарты;
разработать и реализовать конкретные мероприятия, обеспечивающие достижение заданного уровня качества;
увеличить экономическую эффективность производства и использования продукции улучшенного качества.
8. Определение экономической эффективности повышения качества продукции.
Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:
Эффективность = (Качество ∙ Объем выпуска (реализации)) / Затраты.
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;
необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.
В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:
∆П = ∆Пv + ∆Пц ± (Сд – Сбр),
где ∆П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; ∆Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; ∆Пц — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.
Для упрощения расчетов величину ∆П можно определить по формуле:
∆П = (Цн – Сн) ∙Vн – (Цст – Сст) ∙Vст,
где Цн, Цст — новая и старая продажная цена; Сст, Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции; Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.
Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:
Э = ∆П – Е ∙ К,
где Е — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложении; К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.
Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной (Еп,) или рентабельностью активов предприятия (Ra):
Е = ∆П / К.
Если Е > Еп или Е > Ra, то вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно выявить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности:
повышение технического уровня производства;
повышение уровня квалификации персонала;
совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;
повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;
материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
создание службы маркетинга;
внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
снижение издержек на производство и реализацию продукции;
изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
проведение действенной рекламы;
установление оптимальной продажной цены и др.
9.Борьба с браком на предприятии.
Брак продукции, непригодной к реализации, можно разделить на две категории:
1. Непроизводственный брак
Критерий визуальной оценки продукции:
- продукция не товарного вида (деформированные пакеты и пластиковые стаканы – мятые, с пробоями)
- продукция с истёкшим сроком годности.
2. Производственный брак
Критерий визуальной оценки продукции:
- «бомбаж» (вздутые пакеты и пластиковые стаканы без деформации)
- продукция с признаками микробиологической порчи (плесень)
- продукция с отклонениями органолептическим показателям (цвет, вкус, запах) и наличием посторонних включений, несвойственных данному виду продукции
- несоответствие маркировки или этикетки товара
10. Пути совершенствования управления качеством продукции на предприятии. Выводы и предложения.
1. Усилить контроль санитарного и микробиологического состояния в маслоцехе и цехе маслобруса
2. Рассмотреть возможность проведения CIP-мойки маслоцеха
3. Провести проверку на соответствие соблюдения условий хранения продукции и вспомогательных материалов на производстве и складах
4. Обязательный контроль продукции перед началом розлива
(из емкости ), во время розлива - каждые 30 минут, выборочно 3 пакета ГП с поддона - органолептика, физ.хим.показатели.
5. Отбор контрольных образцов ( стеллаж в холодильнике ) каждой партии выпущенной продукции в начале производства и в конце производства
6. Контроль упаковки и маркировки продукции, дата должна быть читаемой
7. Актуализация рецептур и норм в молочном цехе
8. Разработка отчета по отклонениям в молочном цехе
9. Организация контроля поступающего сырья и материалов, и контроля выпускаемой продукции
10. Провести доп.мероприятия по устранению образования плесени в масложировой продукции
11. Рассмотреть возможность применения CIP-мойки в цельномолочном цехе
Список используемой литературы
1. Гост Р 52969-2008
2. ГОСТ Р. ИСО 9001
3. ГОСТ Р. ИСО 19011
4. ФЗ №88
5. ФЗ№90
6.Гличев А. В., Круглов М. И. “Управление качеством продукции” М: “Экономика” 2009.
7. Гличев А. В. “Новвоведения, маркетинг и управление качеством” ж. “Стандарты и качество” // №10,2005г.
8. Гличев А. В. “Современные методы управления качеством” “Стандарты и качество” //№4,9,2006г.
9. Каплен Г. “Практическое введение в управление качеством” М: “Издательство стандартов” ,2006г.
10. . Павленко Л.Г. Политику качества - до каждого исполнителя. //Сертификация .- 2007.- №1.- с.7.
11. Радионов В. В. Управление качеством: // Новосиб. Гос. Акад. Экономики и управления. – Новосибирск. 2006. – 44 с.
Приложение
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Липецкий пищевой комбинат
( проект )
ПРОЦЕДУРА ПО РАБОТЕ С РЕКЛАМАЦИЯМИ
1. Поступление рекламации ( по электронной почте или по телефону ) |
2. Регистрация претензии |
3. Обработка данных, при необходимости запрос дополнительной информации |
4. Отправка протокола с описанием поступившей претензии начальнику производственного цеха |
5. Ответ на выписанный протокол в течение 14 календарных дней с описанием проведенных мероприятий по устранению и предотвращению подобных рекламаций |
6. Регистрация ответа в отчете по претензиям |
7. Проведение анализа мероприятий на Дне качества |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Липецкий пищевой комбинат
ПРОЦЕДУРА ПРИЕМКИ СиМ ( ответ.хранение )
Наименование отдела | Описание процесса | Ответственный | Кому передают документы | Срок | Примечание |
Складская служба | По прибытию на склад машины с сырьем или материалами, складская служба сообщает лаборатории и передает документы | кладовщик | ОКК
| По прибытию, до момента выгрузки | Выгрузка сырья и материалов осуществляется после проверки ОКК документов |
ОКК | Производится внешний осмотр поступившего сырья, проверяются температурные режимы , отбирается средняя проба, проверяются документы подтверждающие качество сырья, производится полный анализ сырья и выдается __ЗАКЛЮЧЕНИЕ ( акт приемки )__ на поступившую партию. | ОКК | Кладовщику
| В течение суток | Акт приемки |
Складская служба | Принимает сырье по фактическому весу. При удовлетворительном заключении ОКК, кладовщик составляет накладную, и сырье ставится на приход (на основании с/фактуры и накладной от поставщика). Вскрытые единицы сырья перемещают для хранения в холодильник или передаются сразу в производство. В случае недостающих документов, сообщается ответственному менеджеру ( до момента предоставления всех документов, товар ставиться на ответ.хранение ) В случае несоответствия веса, указанного накладной или при обнаружении несоответствия по качеству, комиссией составляется акт ( форма ТОРГ-2 ). ОТВЕТ.ХРАНЕНИЕ
| Кладовщик
| Накладная или копия накладной (при отсутствии оригинала) передаются ОКК | В течении двух часов | Акт составляется в 2-х экземплярах |
Приложение № 1 – акт форма ТОРГ-2
Приложение № 2 – акт приемки
АКТ ПРИЕМКИ СиМ
|
|
Дата приемки: |
|
Время приемки: |
|
Наименование СиМ: |
|
Партия: |
|
Дата производства СиМ: |
|
Срок хранения: |
|
Режимы хранения: |
|
Заключение
|
|
Ф.И.О. лаборанта |
|
36
Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии