Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:32, курсовая работа
Управление деловой карьерой как предмет исследования представляет особый интерес для менеджеров, потому что планирование и контроль деловой карьеры является одной из важнейших задач управления персоналом. Карьера – предмет заинтересованности любого работника, которые надеются на практическую помощь своих руководителей в решении этого вопроса. Менеджеры всех уровней должны проявлять особое внимание к прогнозированию использования персонала в будущем и заранее планировать подготовку кадров, с целью своевременного представления кандидатов на вакантные места.
В связи с этим, я выделяю следующие задачи курсовой работы:
– определение возможных вариантов построения карьеры на основе основных потребностях работников и социально-экономических условий;
– выявление факторов, значимых в управлении деловой карьерой, перспективах служебного роста и возможности повышения квалификации;
– освещение преимуществ, которые может дать планирование карьеры, как мотивирующего фактора в трудовой деятельности.
1. Понятие деловой карьеры
1.1 Определение, цели и задачи деловой карьеры
1.2 Классификация видов деловой карьеры
1.3 Этапы управления деловой карьерой
2. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала организации
2.1 Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой
2.2 Специфика организации карьерного роста руководителей
2.3 Самоорганизация работников для продвижения по карьерной лестнице
3. Формирование резерва как составная часть управления деловой карьерой
3.1 Определение, типы и принципы формирования кадрового резерва
3.2 Источники и этапы процесса формирования резерва
3.3 Формирование списков кандидатов в резерв
3.4 Обучение, подготовка и индивидуальное развитие резерва
Независимо
от стратегии организации
В
отношении руководителей
Горизонтальные
перемещения необходимо проводить
в течение всей трудовой жизни
человека. Однако следует учесть, что
в первые годы работы обучаемость
и адаптируемость людей выше, чем
в дальнейшем. Поэтому в старшем
возрасте ее интенсивность следует
уменьшать.
2.2
Специфика организации
карьерного роста
руководителей
Так, как планирование карьеры руководителей высокого ранга имеет свои специфические особенности, то для них необходимо разрабатывать планы функциональной и организационной подготовки, поскольку работники такого уровня требуют получения ими разностороннего опыта в различных сферах жизнедеятельности организации.
Опыт показывает, что критическими периодами работы на руководящих должностях являются следующие:
Темпы роста производительности труда значительно выше в первые три, максимум четыре года работы руководителя в должности.
Причин здесь несколько. Первая, и самая главная, заключается в том, что на начальной стадии руководитель ясно видит те проблемы, которые мешают работе, и с успехом решает их. В этот период он представляет объект управления как бы с позиций стороннего наблюдателя, что всегда позволяет заметить больше.
Второй, не менее важный фактор, – интерес к работе. Вначале много нового, необычного побуждает «докапываться» до истины, решать выявленные проблемы.
Третья причина заключается в стремлении показать себя, свои возможности, т.е. занять лидирующее место среди руководителей своего уровня.
При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность того или иного руководителя используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств, которые так же необходимо учитывать и при планировании карьеры руководителей:
1. Гражданская зрелость. К ней относятся:
2. Отношение к труду. Эта группа охватывает следующие качества:
3. Уровень знаний. Данная группа включает такие качества, как:
4. Организаторские способности. К ним относятся:
5. Способность к руководству системой управления. Эта группа представлена следующими качествами:
6. Способность поддерживать передовое. В эту группу входят:
7. Морально-этические черты характера. К этой группе относятся:
А также необходимо учитывать хорошее состояние здоровья, стаж работы на данном предприятии (в том числе на руководящей должности); опрятность и аккуратность внешнего вида руководителя.
Саморазвитие руководителя – это процесс, неизбежно связанный с процессом карьерного роста. Индивидуальное развитие руководителя, сопутствующее успеху в управлении, зависит не только от приобретения новых навыков и знаний, но и от устранения разного рода ограничений и начинается с анализа возможностей, которыми располагает человек. При этом необходимо изучить собственный потенциал, свою натуру, свои внутренние сомнения, причины робости, так как они оказывают значительное влияние на поведение человека и его чувство удовлетворенности от своих действий.
М. Вудкок и Д. Френсис выделили одиннадцать потенциальных ограничений саморазвития менеджера:
1.
Неумение управлять собой:
2. Размытые личные ценности: отсутствие их ясного понимания; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.
3.
Нечеткие личные цели: отсутствие
ясности в вопросе о целях
своей личной или деловой
4.
Остановленное саморазвитие: отсутствие
настроенности и
5.
Недостаточность навыка решать
проблемы: отсутствие стратегии,
необходимой в принятии
6.
Недостаток творческого
7.
Неумение влиять на людей:
8.
Недостаточное понимание
9.
Слабые навыки руководства:
10.
Неумение обучать: отсутствие
способности или желания
11.
Низкая способность
Для того чтобы добиться результатов, большинство менеджеров должны объединяться с другими, используя их умение. Однако в соответствии с распространенным подходом к роли руководителя он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Когда не создаются благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, мы говорим, что менеджера ограничивает низкое умение сформировать группу.
Большое
значение в организации карьеры
руководителей имеет создание в
организации Программы
управления продвижением
по службе, так как большинство людей
относятся к своей карьере достаточно
пассивно и склонны к тому, чтобы важные
решения, касающиеся их карьеры, инициировались
другими людьми, а не их собственными интересами,
потребностями и целями. Программа управления
продвижением по службе дает возможность
воспринимать свою работу в организации
как деятельность, способствующую развитию
не только организации, но и личности,
что в конечном итоге приведет к повышению
мотивации, производительности труда,
уменьшению текучести кадров и более полному
использование способностей работников
и менеджеров организации.
2.3
Самоорганизация
работников для
продвижения по
карьерной лестнице
Как
уже отмечалось выше, процесс организации
карьерного роста работников начинается
с момента его принятия и до
предполагаемого увольнения с работы.
Как правило, очень часто люди
не знают своих перспектив в данном
коллективе, что говорит о плохой
постановке работы с персоналом, отсутствии
планирования и контроля карьеры
в организации. Для самостоятельной
организации процесса карьерного роста
работник должен знать не только свои
перспективы на краткосрочный и
долгосрочный период, но и то, каких
показателей он должен добиться, чтобы
рассчитывать на продвижение по службе.
Поэтому организация
На собеседовании при поступлении в организацию, отвечая на вопросы работодателя, где изложены требования организации, поступающий на работу также вправе задавать вопросы, содержащие его требования. Вопросы, задаваемые поступающим на работу работодателю могут быть следующего содержания:
– Какова корпоративная политика организации в отношении к молодым специалистам?
– Каковы шансы получения жилья?
– Сколько дней в году уйдет на командировки (в т.ч. зарубежные)?
– Каковы перспективы развития организации?
– Имеется ли скидка при покупке работниками продукции, выпускаемой организацией?
– Практикуются ли в организации сверхурочные работы?
– Какие системы оплаты труда в организации?
– Кто является конкурентом организации?
– Имеет ли организация свои детские, лечебно-оздоровительные учреждения?
– Каковы шансы получения более высокой должности?
– Будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации или переподготовки?
– Возможно ли сокращение должности и в связи с чем?
– В случае сокращения можно ли рассчитывать на помощь организации в трудоустройстве?
– Каковы принципы формирования пенсионного фонда, возможные размеры пенсии?