Управление карьерой в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание

Управление деловой карьерой как предмет исследования представляет особый интерес для менеджеров, потому что планирование и контроль деловой карьеры является одной из важнейших задач управления персоналом. Карьера – предмет заинтересованности любого работника, которые надеются на практическую помощь своих руководителей в решении этого вопроса. Менеджеры всех уровней должны проявлять особое внимание к прогнозированию использования персонала в будущем и заранее планировать подготовку кадров, с целью своевременного представления кандидатов на вакантные места.
В связи с этим, я выделяю следующие задачи курсовой работы:
– определение возможных вариантов построения карьеры на основе основных потребностях работников и социально-экономических условий;
– выявление факторов, значимых в управлении деловой карьерой, перспективах служебного роста и возможности повышения квалификации;
– освещение преимуществ, которые может дать планирование карьеры, как мотивирующего фактора в трудовой деятельности.

Содержание

1. Понятие деловой карьеры
1.1 Определение, цели и задачи деловой карьеры
1.2 Классификация видов деловой карьеры
1.3 Этапы управления деловой карьерой
2. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала организации
2.1 Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой
2.2 Специфика организации карьерного роста руководителей
2.3 Самоорганизация работников для продвижения по карьерной лестнице
3. Формирование резерва как составная часть управления деловой карьерой
3.1 Определение, типы и принципы формирования кадрового резерва
3.2 Источники и этапы процесса формирования резерва
3.3 Формирование списков кандидатов в резерв
3.4 Обучение, подготовка и индивидуальное развитие резерва

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 94.04 Кб (Скачать документ)

     При формировании резерва конкретных должностей необходимо решение двух главных  задач:

     1) оценки кандидатов в резерв;

     2) сравнение качеств кандидатов  с требованиями должностей в  зависимости от участков работы, на которые кандидаты в резерв  предлагаются. 

     3.3 Формирование списков кандидатов в резерв 

     Методы формирования списка резерва:

  • анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
  • интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т.д.);
  • наблюдения поведения работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);
  • оценка результатов трудовой деятельности – производительности труда, качества выполняемой работы и т.д., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
  • метод заданной группировки работников – когда подбираются люди под заданные требования к должности или под заданную структуру рабочей группы. В этом методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.

     При формировании списков кандидатов в  резерв учитываются следующие факторы:

  • требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
  • профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
  • перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
  • предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
  • результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
  • значение приоритетов кандидатов в резерв;
  • выводы и рекомендации последней аттестации;
  • мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
  • результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками).

     Методы формирования списков резерва на конкретные должности:

  • оценка кандидатов;
  • сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
  • сравнение кандидатов на одну должность друг с другом и выбором того, кто более других подходит для работы в резервируемой должности.

     Итогом  второй стадии формирования списка резерва  является корректировка предварительного списка по результатам оценки и сравнения  кандидатов. 

     3.4 Обучение, подготовка  и индивидуальное  развитие резерва 

     Подготовка кандидатов:

  • индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя:
  • стажировка в должности на своем и другом предприятии;
  • учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, в зависимости от планируемой должности. При подготовке резерва на предприятии используются:
  • школы (курсы) молодых специалистов, как правило, без отрыва от производства;
  • школы резерва руководителей, в которых обучение осуществляется, в основном, без отрыва от производства, по индивидуальным программам:
  • тематические курсы на предприятии с полным отрывом от производства до двух недель или без отрыва с периодичностью занятий от одного раза в неделю до двух раз в месяц;
  • тематические курсы при базовых вузах, предназначенные главным образом для углубления знаний кандидатов по профилю их работы, с отрывом от производства до двух дней в неделю;
  • постоянно действующие курсы на предприятии, дифференцированные для руководителей разных уровней, без отрыва от производства или с частичным отрывом до четырех раз в месяц;
  • стажировка на предприятиях, применяющих новые методы управления, в ведущих научных организациях, вузах;
  • курсы и стажировка в зарубежных учебных центрах, на предприятиях;
  • самостоятельное обучение работника по индивидуальному опыту;
  • исполнение обязанностей по той должности, на которую рекомендуется кандидат, в период отпусков и командировок основного (штатного) руководителя;
  • стажировка на должностях, опыт работы на которых необходим для кандидата в резерв на определенную должность;
  • стажировка на различных должностях для углубления знаний и расширения кругозора;
  • планомерное перемещение и продвижение работника, состоящего в резерве, на различные инженерно-технические и руководящие должности для приобретения им необходимых знаний и опыта работы;
  • работа в составе комиссий по выработке решений и проверке деятельности различных подразделений (как на своем предприятии, так и на других предприятиях);
  • участие в работе научно-технических совещаний, конференций, семинаров, симпозиумов для ознакомления с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки.

     Для подготовки резерва разрабатываются  и утверждаются администрацией три  вида программ.

     1. Общая программа включает:

     1) теоретическую подготовку;

     2) обновление и пополнение знаний  по отдельным вопросам науки  и практики управления производством;

     3) заполнение пробелов в образовании  кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой)  подготовкой;

     4) обучение специальным дисциплинам,  необходимым для повышения эффективности  управления производством. Форма  контроля – сдача экзамена (зачетов).

     2. Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Их подготовка сочетает теоретическую и практическую части и осуществляется по следующим направлениям:

     1) обучение в учебно-технических  центрах, дифференцированное по  группам специальностей:

     2) деловые игры по общетехническим  и специальным проблемам:

     3) решение конкретных производственных  задач по специальностям.

     Форма контроля – разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита.

     3. Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв, по следующим направлениям:

     1) обучение в межотраслевых институтах  повышения квалификации;

     2) производственная практика на  передовых отечественных и зарубежных  предприятиях;

     3) стажировка на резервной должности.

     Индивидуальные  планы кандидатов разрабатываются  непосредственными начальниками подразделений  и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением  индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и  работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва. 
 

 

      Заключение 

     Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод  о том, что управление деловой  карьерой выполняет важные функции  в трудовой деятельности работника: стимулирует рост трудовой активности, ускоряет процессы кадровых перемещений, что позволяет работнику занять более высокое социальное положение, способствует росту удовлетворенности его своим трудом.

     Реальная  перспектива должностного продвижения складывается на основе оценки работником существующих условий для продвижения и самооценки своих возможностей. Кроме того, смена ориентиров в кадровой политике организация в сторону переосмысления роли и места человека в сфере трудовой деятельности приумножит его кадровый потенциал, изменяет представление работника о своей профессиональной деятельности.

     В последнее время возможности для карьеры в России расширились для всех, но особенно для руководителей, отличающихся активностью, приспособляемостью, способностью к обучению и имеющих полезные личные связи. Карьера в определенной мере утратила функции последовательного выявления сильных и нейтрализации слабых сторон руководителей.

     Большинство руководителей среднего и малого бизнеса сегодня активно планируют  свою карьеру. Эта тенденция подтверждается переориентацией направленности у выпускников вузов с работы в зарубежных предприятиях на работу в российских, где начальная заработная плата ниже, но нет ограничений в должностном продвижении.

     Достойное место занимают сегодня локальные  системы формирования управленческих кадров крупных организаций, базирующихся на планировании карьеры и собственном (внутриорганизационном) видении мира. Такие системы уже существуют в банках, на крупных предприятиях. Растет количество фирм, занимающихся подбором и оценкой персонала. Это связано с повышением требований к руководителям всех уровней иерархии управления, а также цены ошибок, допущенных при подборе кадров.

     Управление  деловой карьерой организации должно стать одним из важнейших направлений  кадровой работы и управления трудовыми ресурсами, ориентированным на определение стратегии и этапов развития и продвижения руководителей и специалистов. Этот процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития должен выражаться в составлении программ профессионального и должностного роста при непосредственном участии самих работников и менеджеров высшего и среднего звена. И тогда процесс управления деловой карьерой станет эффективным мотивационным фактором, обеспечивающим не только развитие в человеке всех потенциальных возможностей, но и его активное приобщение к делам организации. 
 

 

      Список литературы 

  1. Аширов Д.А., Егоров А.С. Управление карьерой в организации. – М., 2003.
  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК госслужбы, 2000. – 152 с.
  3. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Деловая карьера. – Мн.: Вышейшая школа, 2001. – 170 с.
  4. Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 160 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия. Организация, процесс.: Учебник для экон. спец. Вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 416 с.
  6. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 799 с.
  7. Дьяков А.Ф. и др. Менеджмент в электроэнергетике. – М., 2000
  8. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ПРИОР, 2001. – 512 с.
  9. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом: Учеб. практич. пос./ Под ред. А.Я. Кибанова. – М., ИНФРА-М, 2000. - 142 с.
  10. Марусов Н.К., Кулапов М.Н., Журавлев П.В. Управление карьерой персонала в условиях производства. – М.: РЭА, 2001.
  11. Соловьев Д.П. Управление персоналом (анализ работы и подготовка требований к кандидатам на должность): Учебное пособие. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. – 80 с.
  12. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 638 с.
  13. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб: Изд-во «Питер», 2000.

Информация о работе Управление карьерой в организации