Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:14, реферат
Цель данной работы – углубить и расширить знания по управлению конфликтами в организации.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить типологию конфликта;
- рассмотреть стратегии управления конфликтами;
- проанализировать методы разрешения конфликтов и приемы урегулирования конфликтных ситуаций в организации;
- рассмотреть предупреждение конфликтов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Управление конфликтами в организации………………………………...4
1.1. Типология конфликта……………………………………………....4
1.2. Стратегии управления конфликтами……………………………….9
1.3. Методы разрешения конфликтов и приемы урегулирования конфликтных ситуаций в организации………………………………………..12
1.4. Предупреждение конфликтов………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников………………………………………....23
Таблица 2
Содержание управления конфликтом и его динамика
№ п/п | Этап конфликта | Содержание управления (вид деятельности) |
1 | 2 | 3 |
1 | Возникновение и развитие конфликтной ситуации | Прогнозирование Предупреждение (стимулирование) |
2 | Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия | Предупреждение (стимулирование) |
3 | Начало открытого конфликтного взаимодействия | Регулирование |
4 | Развитие открытого конфликта | Регулирование |
5 | Разрешение конфликтов | Разрешение |
Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.
Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:
• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
• воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.
Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им.
Регулирование конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.[17]
Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
• достаточная зрелость конфликта;
• потребность субъектов конфликта в его разрешении;
• наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения:
• уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
• согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
• взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
• перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).
Способы разрешения:
• административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);
• педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.
Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить.
В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:
• объективности и адекватности оценки конфликта;
• конкретно-ситуационного подхода;
• гласности;
• демократического воздействия, опоры на общественное мнение;
• комплексного использования способов и приемов воздействия.[18]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «конфликт» имеет множество определений и толкований, однако всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, а также является противостоянием субъектов социального взаимодействия.
2. Причины конфликтов определяются источниками их возникновения, от осознания которых зависят те или иные последствия столкновений, а также возможность устранения или возникновения новых причин будущих конфликтов.
3. Конфликты весьма многообразны и существует множество вариантов классификаций, позволяющих в достаточно полной мере оценить разнообразие основных видов конфликтов.
4. В связи с тем, что в урегулировании конфликтов учитываются личные факторы, методы разрешения конфликтов в организации должны определяться в индивидуальном порядке;
5. Не существует единого универсального способа урегулирования конфликтных ситуаций, методы разрешения и приемы урегулирования конфликтов в организации разнообразны, и при эффективном управлении конфликты в организации могут быть функциональными, т. е. их последствия могут играть положительную роль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ворожейкин, И.Е., Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.
2. Глухов, В.В. Менеджмент : Учебник для вузов / В.В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с.
3. Гусева, Е.П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс / Е.П. Гусева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 416 с.
4. Деловое общение: Учеб. пособие / Б.З.Зельдович М.: Альфа-Пресс, 2007. – 456 с.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы : учебник / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002.- 502 с.
6. Кибанов, А.Я., Дуракова, И.Б. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издат-во Экзамен, 2008. – 414 с.
7. Мириманова, М.С. Конфликтология: учебник / М.С. Мириманова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
8. Овчинникова, Н.В., Шишкова, Г.А. Введение в специальность. Менеджмент организации: Учебное пособие / Н.В. Овчинникова, Г.А. Шишкова. – М.: РГГУ, 2006. – 148 с.
9. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.
11. Управление конфликтами в организации / В.А. Баринов. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/artic
[1] Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. - С. 274.
[2] Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – Электрон. учеб. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/165725/
[3] Глухов, В.В. Менеджмент : Учебник для вузов / В.В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 545.
[4] Овчинникова Н.В., Шишкова Г.А. Введение в специальность. Менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: РГГУ, 2006. – С. 67.
[5] Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – Электрон. учеб. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/165725/
[6] Гусева, Е.П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс / Е.П. Гусева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 299.
[7] Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы : учебник / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002.- С. 164.
[8] Управление конфликтами в организации / В.А. Баринов. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/artic
[9] Кибанов, А.Я., Дуракова, И.Б. Управление персоналом организации: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издат-во Экзамен, 2008. – С. 174.
[10] Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: учебник для вузов. – СПб.; 2001. - С.261.
[11] Ворожейкин, И.Е., Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 174.
[12] Гусева, Е.П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс / Е.П. Гусева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 299.
[13] Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – С. 287.
[14] Мириманова, М.С. Конфликтология: учебник. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 263.
[15] Мириманова, М.С. Конфликтология: учебник. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 278.
[16] Деловое общение: Учеб. пособие / Б.З.Зельдович М.: Альфа-Пресс, 2007. - С. 440.