Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:36, реферат
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Введение…………………………………………………………………………….3
Структура конфликта………………………………………………………….5
1.1 Определение конфликта……………………………………………………5
1.2 Типы конфликтов…………………………………………………………...6
1.3 Причины конфликта………………………………………………………...9
1.4 Последствия конфликта…………………………………………………...12
Методы разрешения конфликтов…………………………………………….13
Роль менеджера в процессе управления конфликтами…………………….19
Заключение………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………………….25
Руководитель обычно наделен определенными полномочиями, он обладает определенным объемом власти. А, следовательно, имеет возможность влиять на своих подчиненных, в том числе влиять на их поведение в конкретном конфликте.
Руководитель в условиях конфликта может оказаться либо субъектом, прямым участником конфликта, или посредником, арбитром, который выступает примирителем участников конфронтации.
Руководитель как субъект конфликта, предстает в роли одного из оппонентов, который отстаивает свою точку зрения, определенные интересы и позицию в отношениях с подчиненными, партнерами из деловых связей с другими подразделениями.
Зачастую непосредственным участником конфликтного противостояния руководитель становится в случаях, когда нарушает служебную этику, отступает от норм трудового законодательства или допускает несправедливую оценку работы и поведения подчиненных.
К нарушениям служебной этики
относятся отрицательные
- грубость, высокомерие и неуважение по отношению к людям;
- невыполнение обещаний и любой обман;
- злоупотребление своим положением;
- сокрытие информации, нетерпимость к мнению других, если оно отличается от собственного, и т.п.
Такие характеристики свойственны людям с деформированной волей, плохо воспитанным, не владеющим навыками элементарной культуры общения, склонным к унижению достоинства подчиненных.
Пример бестактности руководителя. В самом начале рабочего дня, в офисе фирмы молодой по возрасту начальник одного из отделов вместо приветствия встретил свою сотрудницу потрясающим вопросом-утверждением: «Сегодня вы имеете какой-то странный вид - наверное, поднялись не с той ноги?» Та вспыхнула от неожиданного выпада и не нашла ничего другого, как выпалить в ответ: «Вы сам странный, с капризами». «Это что - оскорбление?» - Спросил руководитель; сотрудница ответила новой дерзостью. Далее эмоции накалились до предела, стрессового состояния. В конце концов, женщина заплакала, а неудачник-руководитель скрылся за дверью своего кабинета чернее черного облака.
Приведенный пример бестактного отношения начальника к подчиненному подтверждает необходимость того, чтобы руководитель придерживался общепринятых норм, составляющих культуру общения. Он должен сдерживать свой темперамент, демонстрировать выдержку и достоинство.
Привлеченному в конфликт руководителю нужно непременно преодолеть «управленческий психоз», использовать свои усилия не на то, чтобы любой ценой взять верх в противостоянии, а на то, чтобы отыскать самый короткий и наименее болезненный путь к восстановлению взаимоуважения и доверия.
Руководитель, следуя гуманистическим требованиям нашего времени, обязан с уважением относиться к личности каждого подчиненного, уважать его достоинство, ни в какой форме не допускать унижения человека.
Те конфликты, которые
связаны с отступлениями от трудового
законодательства, показывают, с одной
стороны, правовую неграмотность, а
с другой - попытки некоторых
Руководитель должен знать
и применять в своей
Как потенциальный субъект конфликта руководитель, менеджер должен подавать пример почтительного отношения к законам, верности моральным и трудовым традициям, стремления к партнерскому взаимодействию.
Взятые из жизни примеры подтверждают, что необъективность руководителя, которая вызывает конфликт, может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки результатов деятельности и поведения подчиненных.
Среди типичных ошибок завышения оценки называются дружеские отношения на основе неформального общения, желание быть добрым и великодушным, предоставление преимуществ симпатичным людям и т.д. Занижение оценок становится возможным в результате преднамеренного стремления к наказанию, личной антипатии или «шлейфа» плохой репутации, неумения сотрудника эффективно представить проделанную работу и т.д.
Несправедливость со стороны руководителя в оценке работы и поведения своих подчиненных проявляется, в частности, в практике применения поощрений и наказаний, установление должностных окладов и размеров дополнительных выплат, заполнением вакансий, в попытках скрыть неприятную информацию, пренебрежение убедительными аргументами.
Руководитель в силу социального ранга, своих обязанностей, прав и полномочий в отношении других людей и персонала является выразителем лояльности (корректности, доброжелательности). В первую очередь от него зависит создание в большом или малом коллективе атмосферы, способствующей свободе и уважении к личности, проявлению инициативы, справедливого вознаграждения за работу, предотвращению негативным последствиям любых конфликтов, особенно тех, которые возникают на почве недовольства условиями труда и общения.
Главное для руководителя – вдохновить сотрудников, обеспечить их согласованное взаимодействие, уберечь от незаслуженных оскорблений, которые неизбежно порождают расстройство, отвести от эгоизма и нездоровой конкуренции.
Будет противостоять разрастанию дисфункционального конфликта тот начальник, который, хотя и выступает одной из сторон конфронтации, но стремится и умеет находить точки совпадения межличностных интересов, сближения внутригрупповых и межгрупповых позиций.
Характеризуя посредническую
и арбитражную роль руководителя
в конфликтных условиях, важно
принять во внимание следующее положение:
управление персоналом, включая и
разрешения конфликтов, не сводится к
выдаче распоряжений, командовании людьми;
это скорее забота о рациональном
использовании человеческого
Причем менеджер должен считаться с интересами учредителей (собственников) предприятия, наемными работниками фирмы, потребителями произведенных товаров и услуг, постоянно видеть возможное в рамках рыночных отношений несоответствие интересов различных социальных групп и их представителей - расхождение, что часто становится источником тяжелых для решения проблем, причиной возникновения конфликтов.
В заповедях руководителя,
который оказался в роли посредника
или желаемого сторонами
Во-первых, воспринимать конфликт как естественное проявление человеческого общения, нормальным способом социального взаимодействия, отношений людей, занятых совместной деятельностью.
Во-вторых, уметь анализировать
конфликтные ситуации, определять истинные
причины возникновения
В-третьих:
- владеть механизмом управления конфликтами, набором соответствующих приемов и процедур, навыками конструктивного воздействия на персонал в конфликтных условиях;
- направлять конфликты, если возможно, в функционально-позитивное русло и сводить к минимуму их негативные последствия;
- всесторонне оценивать итоговый результат конфликта, оценивать его серьезность и влияние на отдельных лиц, группы работников, на коллектив в целом.
Заключение
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.
Изменить отношение к конфликтам практически означает изменить взгляд на жизнь. Нужно по-новому взглянуть на конфликты, и мы сможем уверенно и даже творчески находить из них выход.
Столкнувшись со сложной ситуацией, мы иногда проявляем себя не с лучшей стороны - начинаем лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. "Одна из причин, почему мы такие, - говорит доктор Майкл Мэхони, - в том, что в трудные времена мы становимся чрезвычайно самокритичны". Он считает, что все отрицательные оценки и критика, начиная с самого детства, во время кризиса берут вверх. "К тому времени, когда мы становимся взрослыми, мы достигаем мастерства в искусстве самокритики и почти полностью убеждены, что наша негативная самооценка - единственно верная", отмечает Мэхони.
В трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нам нужно искать работающее решение, которое "изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление".
Взгляд на проблемы, в том числе и на конфликт, как на нечто позитивное может оказаться полезным: он способен преобразить наше мышление и помочь найти решение.
Список использованной литературы