Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 16:20, курсовая работа
Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере корпорации Уолта Диснея.
Задачи:
изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
изучить методы мотивирования персонала;
изучить адаптацию зарубежного опыта к российской действительности
рассмотреть конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации;
разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.
Введение 3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала 6
1.1. Содержание понятия мотивации 6
1.2. Методы мотивирования персонала 12
1.3. Адаптация зарубежного опыта к российской действительности 29
2. Практическое изучение принципов и методов мотивирования 37
2.1. Принципы и методы управления персоналом, используемые Уолтом Диснеем 37
2.2. Практические советы успешного мотивирования персонала 44
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Поведение
человека, как правило, определяется
не одним мотивом, а их суммой, в
рамках которой они находятся
в конкретном отношении друг к
другу по уровню взаимодействия на
человека. Отсюда мотивационная структура
индивида является основой претворения
им в жизнь определенных действий,
причем структура мотивации
Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Интересен вопрос соотношения “внутренних” и “внешних” мотивов. [4] Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи). В первом случае мотив именуют “внутренним”, ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, завершению работы, познанию и т.д. В ином случае, мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются извне. Такой мотив можно назвать “внешним”. Здесь в этом качестве выступают процессом мотивирования оплата, распоряжение, правила поведения и другое.
Следует иметь ввиду, что в жизни нет четких различий между “внешней” и “внутренней” мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях порождены “внутренней” мотивацией, а в других - “внешней”. Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Общеизвестно, что мотивация оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет худшие результаты, чем менее мотивированный работник. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем. Что на последнее оказывает влияние множество других факторов, в частности квалификация и способности человека, правильное понимание выполняемой задачи и многое другое. Наиболее элементарная модель процесса мотивации имеет всего три элемента:
В
менеджменте большое значение уделяется
также учету уровней мотивации.
На уровне удовлетворительного поведения
сотрудники достигают того минимума,
который оказывается приемлемым
для руководства. Для тех работников,
чей уровень мотивации
Первый этап - возникновение потребностей
Второй этап - поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.
Третий этап - определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.
Четвертый
этап - реализация действия. Человек
затрачивает усилия, чтобы осуществить
действия, которые, открывают ему
возможность приобретения того необходимого,
что нужно для устранения потребности.
Поскольку процесс работы оказывает
влияние на мотивацию, то на этом этапе
может происходить
Пятый этап - получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.
Шестой этап - ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. (Приложение 4.)
Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является неочевидность мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их “вычленить” трудно.
Очень
непросто выявить, какие мотивы являются
ведущими в мотивационном процессе
конкретного человека в конкретных
условиях.
Рис 2. Схема мотивационного процесса
Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:
Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка (по Ф. Тейлору), при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%. [4]
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Хотя
труд в нашей стране, в отличие
от высокоразвитых стран, на сегодняшний
день рассматривается, в основном, лишь
как средство заработка, можно предположить,
что потребность в деньгах
будет расти до определенного
предела, зависящего от уровня жизни, после
которого деньги станут условием нормального
психологического состояния, сохранения
человеческого достоинства. В этом
случае в качестве доминирующих могут
выступить другие группы потребностей,
связанные с потребностью в творчестве,
достижении успехов и другие. Для
руководителя очень важно умение
распознавать потребности работников.
Потребность более низкого
Конечно,
ни одна система материального
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как
отмечалось, кроме экономических (материальных)
способов мотивации существуют не экономические,
а именно: организационные и морально-
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый
рядом авторов, рост роли экономических
методов управления в России связан,
прежде всего, с формированием и
совершенствованием рыночной экономической
системы. В условиях рынка экономические
методы управления неизбежно получат
дальнейшее развитие, повысится действенность
и результативность экономических
мотивов, что позволит поставить
каждого работника и коллектив
в такие экономические условия,
при которых появиться
Приведенная
схема классификации методов
мотивирования является классической.
В современном менеджменте