Управление нововведениями в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание

Под изменениями и нововведениями в организационном поведении понимается процесс обновления (преобразования) организации, основанный на внедрении инноваций в организационные процессы. Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях рыночной экономики. Объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается примерно каждые пять-семь лет, соответственно этому удваивается и количество новых ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию важности задач управления преобразованиями.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 36.64 Кб (Скачать документ)

1 УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ  В ОРГАНИЗАЦИИ

 
 

Под изменениями и нововведениями в организационном поведении понимается процесс обновления (преобразования) организации, основанный на внедрении инноваций в организационные процессы. Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях рыночной экономики. Объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается примерно каждые пять-семь лет, соответственно этому удваивается и количество новых ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию важности задач управления преобразованиями. Незначительные корректировки основных параметров организационной среды (структура, задачи, процессы, персонал и др.) рекомендуется проводить в организации регулярно, крупные — с периодичностью один раз в четыре-пять лет. Цель изменений — осуществление прогрессивных преобразований для перевода организации в высокоэффективное состояние.

Причины организационных изменений и  нововведений могут быть экономическими, идеологическими, организационными, информационными, кадровыми и др. Наиболее распространенными  являются изменение внешних условий  работы (действия конкурентов), появление  прогрессивных технологий решения  управленческих задач (автоматизация  и компьютеризация), бюрократизация аппарата управления (увеличение управленческих расходов).

Диагностические признаки, определяющие необходимость  изменений, могут быть прямыми и  косвенными: ухудшение или стабилизация показателей эффективности работы организации, проигрыши в конкурентной борьбе, пассивность персонала, неаргументированный  протест против любых инноваций, отсутствие процедуры отмены неэффективных  управленческих решений, разрыв между формальными обязанностями персонала и его конкретной работой, высокая частота наказаний при отсутствии поощрений и др.

Нововведения можно разделить на 3 группы:

  • технико-технологические (новые оборудования, приборы, технологические схемы и т.д.);
  • продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов);
  • социальные, к которым относится:
    • экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда)
    • организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.)
    • собственно социальные, то есть целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров, мастеров, новые формы гласности, воспитательной работы, как, например, наставничество, создание новых общественных органов и т.д.)
    • правовые, главным образом выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве.

Иногда экономические, организационные, правовые нововведения объединяются понятием «управленческие».

Классификация изменений и нововведений:

по организации проведения:

  • запланированные
  • незапланированные;

по срокам:

  • краткосрочные
  • долгосрочные;

по отношению персонала:

  • повышающие эффективность работы персонала;
  • повышающие квалификацию работников;
  • направленные на улучшение климата, повышение удовлетворенности трудом и др.

По способу осуществления следует  различать нововведения:

  • экспериментальные, то есть проходящие стадию апробации, проверки;
  • прямые, реализуемые без экспериментов.

По объему:

  • точечные (правила);
  • системные (технологические и организационные системы);
  • стратегические (принципы производства и управления).

По назначению:

  • направленные на: эффективность производства;
  • улучшение условий труда;
  • обогащение содержания труда;
  • повышение управляемости организации;
  • повышение качества продукции.

Возможные положительные воздействия  нововведений:

  • снижение издержек;
  • снижение вредности труда;
  • повышение квалификации и др.

Возможные отрицательные воздействия  нововведений:

  • финансовые затраты на их проведение;
  • снижение эффективности работы на начальном этапе;
  • социальная напряженность и др.

Для успешного  осуществления преобразования необходимо анализировать их причины, объекты, положительные и отрицательные  стороны, четко формулировать цели и только затем проводить изменения.

Любые нововведения как определенные изменения в  трудовом процессе неизбежны, поскольку  обусловлены, главным образом, объективными факторами. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что реорганизация не самоцель, а средство реализации новых задач и направлений деятельности.

Реорганизация предприятия может  осуществляться в различных формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, сокращение, перепрофилирование. При каждом из указанных видов происходит соответствующая перестройка системы управления, которая влечет за собой изменения в структуре, технологиях, кадрах, организационной культуре и других существенных параметрах функционирования организации.

Приоритетной  целью изменений и нововведений следует считать достижение более  высоких результатов, освоение передовых  средств и приемов труда, устранение рутинных операций, осуществление прогрессивных  изменений в системе управления.

Политика организации  в отношении изменений

Управление изменениями в организации следует рассматривать в двух аспектах: тактическом и стратегическом. С тактической точки зрения управление изменениями означает возможность провести их в адекватные сроки, достичь поставленных целей, снизить сопротивление изменениям, повысить к ним адаптацию работников. В стратегическом контексте управление изменениями означает включение постоянных изменений в практику управления настолько, чтобы они стали привычными и ожидаемыми для всего персонала организации, а их временное отсутствие вызывало бы тревогу и беспокойство. Именно обеспечение стратегического управления изменениями может привести к существенному повышению конкурентоспособности организации.

Управление изменениями может  быть реализовано на основе двух принципиальных подходов:

Реактивный подход — позволяет реагировать на происходящие события, адаптироваться к переменам, смягчать их последствия. При этом имеет место временной интервал отставания внутренних изменений в ответ на внешние воздействия, что может привести к потере конкурентных позиций организации.

Проактивный (превентивный) подход — дает возможность предвидеть события во внешней среде, опережать их и самим инициировать перемены. В этом случае роль менеджера заключается в проведении постоянных организационных изменений, позволяющих управлять самой «судьбой» организации. Такой подход позволяет кардинально управлять изменениями.

Изменения по периодичности делят  на разовые и многоступенчатые; по отношению персонала — на положительно воспринимаемые большинством персонала и отрицательно воспринимаемые.

Основными объектами организационных  изменений и нововведений являются:

  • цели деятельности персонала и организации в целом;
  • структура управления организацией;
  • технология и задачи трудовой деятельности персонала;
  • состав персонала.

Одной из составляющих частей внедрения  нововведений является освоение организацией новой идеи. Автору идеи необходимо:

  • выявить заинтересованность группы в этой идее, включая последствия нововведения для группы, размер группы, разброс мнений в пределах группы и т.д.;
  • разработать стратегию достижения поставленной цели;
  • определить альтернативные стратегии;
  • окончательно выбрать стратегию действия;
  • составить конкретный детализированный план действий.

Людям свойственно настороженно-негативное отношение ко всем изменениям, так  как нововведение обычно представляет потенциальную угрозу привычкам, образу мышления, статусу и т.д. Выделяют три вида потенциальных угроз при осуществлении нововведений:

  • экономические (снижение уровня дохода или его уменьшение в будущем);
  • психологические (ощущение неопределенности при изменении требований, обязанностей, методов работы);
  • социально-психологические (утрата престижа, потеря статуса и т.д.).

При нововведении организация работы с людьми осуществляется в соответствии с принципами:

  • информирования о существе проблемы;
  • предварительной оценки (информирование на подготовительной стадии о необходимых усилиях, прогнозируемых трудностях, проблемах);
  • инициативы снизу (необходимо распределять ответственность за успешность внедрения на всех уровнях);
  • индивидуальной компенсации (переобучение, психологический тренинг и т.д.).

Выделяют следующие типы людей  по их отношению к нововведению:

Новаторы — люди, для которых  характерен постоянный поиск возможностей усовершенствовать что-либо.

Энтузиасты — люди, которые принимают  новое независимо от степени его  проработки и обоснованности.

Рационалисты — принимают новые  идеи только после тщательного анализа  их полезности, оценки трудности и  возможности использования нововведений.

Нейтралы — люди, не склонные верить на слово полезному предложению.

Скептики — люди, способные стать  хорошими контролерами проектов и предложений, но тормозящие нововведения.

Консерваторы — люди, которые  критически относятся ко всему, что  не проверено опытом.

Ретрограды — люди, автоматически  отрицающие все новое.

 

Варианты политики внедрения нововведений в коллективе

Директивная политика. Суть ее сводится к тому, что нововведения проводятся менеджером без привлечения членов коллектива. Целью такой политики являются быстрые изменения в условиях кризисной ситуации, и члены коллектива вынуждены будут смириться с изменениями в силу их неизбежности.

Политика переговоров. Менеджер является инициатором нововведения; он проводит переговоры с коллективом, при которых возможны частичные уступки и взаимные соглашения. Члены коллектива могут высказать свое мнение и понимание сути нововведений.

Политика достижения общих целей. Суть ее состоит в том, что менеджеры, привлекая консультантов — специалистов в области менеджмента, не только получают согласие коллектива на внедрение нововведений, но и ставят перед каждым членом организации цели внедрения нововведения, определяя их ответственность за достижение целей, как личных: так и всей организации.

Аналитическая политика. Менеджер привлекает специалистов-экспертов, которые изучают проблему, собирают информацию, анализируют ее и разрабатывают оптимальные решения, не привлекая коллектив работников и не учитывая их личные проблемы.

Политика проб и ошибок. Менеджер не может определить проблему достаточно четко. К внедрению нововведений привлекаются группы работников, которые пробуют подходы к решению проблемы и учатся на своих ошибках. 

Этапы введения изменений  

Одной из самых популярных моделей  введения изменений в организации  стала модель, включающая три стадии. Организация не в состоянии сразу перейти от старого типа функционирования к новому. Необходима «раскачка» прежде слаженного механизма. При этом не исключено, что возможна некоторая ее несбалансированность по многим причинам от индивидуальных до социальных и технологических. Но эта несбалансированность вполне преодолима, что неоднократно подтверждалось на практике, если следовать трехстадийной модели изменений.

Информация о работе Управление нововведениями в организации