Управление персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Описание

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие “управление персоналом” рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Работа состоит из  1 файл

Реферат_по_менеджменту_Алибаев_Н.docx

— 44.03 Кб (Скачать документ)
  • научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства;
  • отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;
  • линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.

     Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного  на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой, принятие решений на основе консенсуса, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений  большинством работников.

     Принципы  построения системы  управления персоналом (ППСУП) – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации. Они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов и закономерностей, присущих им общих черт, начал их действия. Принципы объективны, так же как объективны экономические законы.

     Эти принципы следует отличать от методов  построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов  может меняться в зависимости  от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать  систему методов и каждый метод  в отдельности. Но метод не имеет  такого воздействия на принцип, так  как последний объективен.

     Различают две группы ППСУП: принципы, характеризующие  требования к формированию системы  управления персоналом организации, и  принципы, определяющие направления  развития системы управления персоналом организации. Все принципы построения системы управления персоналом реализуются  во взаимодействии. Их сочетание зависит  от конкретных условий функционирования системы управления персоналом в  организации.

     Методы  управления персоналом (МУП) – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические.

     Административные  методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории  как «методы кнута». Экономические  методы основываются на правильном использовании  экономических законов и по способам воздействия известны как «методы  пряника». Социально-психологические  методы исходят из мотивации и  морального воздействия на людей  и известны как «методы убеждения». Административные методы ориентированы  на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство  долга, стремление человека трудиться  в определенной организации, на культуру трудовой деятельности.

     Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом  управления персоналом является технико-экономическое  планирование, которое объединяет и  синтезирует в себе все экономические  методы управления. С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения  планы поступают линейным руководителям  для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы  по определенному кругу показателей.

     Роль  экономических методов управления усиливается в условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и  гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает  на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса  между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством  продукции и услуг. Государственный  заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

     Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности  и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных  в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических  методов заключается в мобилизации  трудового коллектива на достижение конечных результатов.

     Социально-психологические  методы управления основаны на использовании  социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика  этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей  и отдельные личности.

     По  масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы:

     Социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности.

     Психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

     Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников  в коллективе, выявить лидеров  и обеспечить их поддержку, связать  мотивацию людей с конечными  результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.

     Необходимые данные для подбора, оценки, расстановки, обучения персонала и обоснования  принятия кадровых решений позволяют  получить следующие социологические методы исследования (научные инструментарии):

  1. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет.
  2. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем – в ходе диалога с собеседником – получение необходимой информации. Интервью – идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем – требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени.
  3. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
  4. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие).
  5. Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

     Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или  служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение  к внутреннему миру человека, его  личности, интеллекту, образам и  поведению, с тем, чтобы направить  внутренний потенциал человека на решение  конкретных задач организации.

     Методы  управления персоналом классифицируются также по признаку принадлежности к функциям управления:

  • нормирования;
  • организации;
  • планирования;
  • координации, регулирования;
  • мотивации;
  • стимулирования;
  • контроля;
  • анализа;
  • учета.

     Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы:

  • найма, отбора и приема персонала;
  • деловой оценки персонала;
  • социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала;
  • организации системы обучения персонала;
  • управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;
  • высвобождения персонала.

     Заключение

     Результат проведенного в рамках этой работы исследования на актуальную тему позволяет сделать следующие выводы:

     Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии не существовали, без хорошо подготовленного персонала  высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу и позволяют  предприятию существовать. Без квалифицированных  кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и  их отношениями внутри предприятия.

     Современная концепция управления персоналом –  система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение  сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма  ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

     Персонал  или кадры – это основной штатный  состав работников организации, выполняющих  различные производственно-хозяйственные  функции. Он характеризуется, прежде всего, своей численностью. Она же определяется характером, сложностью, трудоемкостью  производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

     Сущность  управления персоналом, включая наемных  работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается  в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта  управления. В основе этих отношений  лежат принципы, методы и формы  воздействия на интересы, поведение  и деятельность работников в целях  максимального использования их. 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

 
  1. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. “Управление персоналом”. 2-е изд. учебник / Ю.Ф. Гордиенков, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – серия «Высшее образование». – Ростов н / Д: Феникс, – 315 с. 2004г.
  2. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. “Мотивация в управленческой деятельности”. учебник / Б.Н. Герасимов, В.В. Морозов. – Самара: УДУ, – 144 с. 2000г.
  3. Добротворский И.Л. Менеджмент. “Эффективные технологии”. – учебное пособие / И.Л. Добротворский. – М.: ЧеРо, – 426 с. 2002г.
  4. Егоршин А.П. “Мотивация трудовой деятельности”. – учебное пособие / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ. – 189 с. 2003г.
 
 
 

 

Информация о работе Управление персоналом на предприятии