Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного». Но название названием, а суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает. И надобность в антикризисном управлении отпадет?
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА…………………………………………………………..8
1.1 Причины возникновения кризисной ситуации 8
1.2 Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия 9
1.3 Принципы, задачи и методы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия 15
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЭКО-МАЛ……………….23
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ» 23
2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ» 27
2.3 Анализ системы управления персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ» 41
3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………………………….43
3.1 Создание кадровой службы……………………………………………………………..43
3.2 Система оценки персонала в организации…………………………………………….45
3.3 Аттестация персонала…………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….51
Список литературы……………………………………………………....52
Рентабельность активов:
РА = (2.35)
Рентабельность реализованной продукции:
РРП = (2.36)
Рентабельность основной деятельности:
РОД = (2.37)
Рентабельность собственного капитала:
РСК = (2.38)
Рентабельность оборотного капитала:
РОК = (2.39)
Отрицательные показатели рентабельности свидетельствуют о неэффективной деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ» в 2001 году. В 2002 году уже не наблюдается отрицательных показателей и более того все показатели возросли по сравнению с 2000 годом - это говорит о более эффективной деятельности предприятия в 2002 году.
На основании анализа 4 групп показателей можно провести диагностику банкротства на основе интегральной бальной оценки финансовой устойчивости. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого предприятия, выраженного в баллах.
Существует большое количество моделей, которые позволяют проводить прогноз, т.к. они основаны на небольшом количестве показателей. Рассмотрим две зарубежные и одну русскую модели.
Модель Альтмана
Z = 1,2х1 + 1,4х2 + 3,3х3 + 0,6х4 + 0,999х5
Z - показатель надежности и степень отдаленности от банкротства
х1 = собственный обор. капитал / совокупные активы
х2 = нераспределенная прибыль отчетного года / совокупные активы
х3 = прибыль до выплаты процентов / совокупные активы
х4 = рыночная цена собственного капитала / заемный капитал
х5 = выручка от реализации / совокупные активы
Таблица 5 - Показатель надёжности и степень отдалённости от банкротства по Альтману
Обозначение |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
Z |
2,8 |
3,06 |
2,05 |
X1 |
-0,02 |
-0,02 |
-0,34 |
X2 |
0,07 |
-0,009 |
0,18 |
X3 |
0,07 |
0,07 |
0,17 |
X4 |
3,1 |
3,07 |
1,6 |
X5 |
0,7 |
1,17 |
0,7 |
Рассчитав показатель надёжности и степень отдалённости от банкротства за 2000-2002 года включительно видно, что Z намного больше 1,8 , а 2000 и 2001 году больше 2,675, что говорит о том, что банкротство не грозит. Это означает, что у ЗАО «ЭКО-МАЛ» есть неплохие перспективы в развитии организации, самый большой показатель составил 3,06 в 2001 году ,а потом произошло снижение показателя до 2,05 из этого следует то ,что положение организации ухудшается и риск банкротства присутствует-это может привести и к банкротству, следовательно, организации необходимо
поддерживать свой первоначальный уровень.
Модель Таффлера
Z = 0,53х1 + 0,13х2 + 0,18х3 + 0,16х4
Z - показатель надежности и степень отдаленности от банкротства
х1 = прибыль от реализации / краткосрочные обязательства
х2 = оборотные активы / весь заемный капитал
х3 = краткосрочные обязательства / сумма активов
х4 = выручка от реализации / сумма активов
Таблица 5 - Показатель надёжности и степень отдалённости от банкротства по Таффлеру
Обозначение |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
Z |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
х1 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
х2 |
0,9 |
0,9 |
0,4 |
х3 |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
х4 |
0,7 |
1,17 |
0,7 |
Рассчитав показатель надёжности и степень отдалённости от банкротства за 2000-2001 года видно, что Z намного больше 0,3. Это означает, что у ЗАО «ЭКО-МАЛ» есть неплохие перспективы в развитии организации, но в 2002 году Z=0,3 - это говорит о риске банкротства, правда небольшом. В целом предприятию необходимо поддерживать свой первоначальный уровень.
Модель Ковалева и Волкова
N = 25N1 + 25N2 + 20N3 + 20N4 + 10N5
N1 = выручка от реализации / средняя стоимость запасов
N2 = оборотные средства / краткосрочные пассивы
N3 = собственный капитал / заемные средства
N4 = прибыль / итог баланса
N5 = прибыль / выручка от реализации
Таблица 6 - Показатель надёжности и степень отдалённости от банкротства по Ковалеву и Волкову
Обозначение |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
N |
216,9 |
329 |
196 |
N1 |
6 |
10,5 |
6,8 |
N2 |
0,9 |
0,9 |
0,4 |
N3 |
2,1 |
2,1 |
0,6 |
N4 |
0,07 |
0,07 |
0,1 |
N5 |
0,2 |
0,06 |
0,2 |
Рассмотрев данную модель видно, что в 2000 и 2001 годах на предприятии была очень хорошая финансовая ситуация, т.к. N ≥ 100, а в 2002 году ситуация изменилась, произошёл спад и N стал равен 196,но это очень хороший показатель, он говорит о том, что банкротство предприятию пока не грозит.
Диагностика банкротства на основе интегральной бальной оценки финансовой устойчивости.
Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого предприятия, выраженного в баллах.
Таблица 7 - Диагностика банкротства на основе интегральной бальной оценки финансовой устойчивости
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 | |||
Знач. |
балл |
Знач. |
балл |
Знач. |
балл | |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,09 |
4 |
0,007 |
0 |
0,003 |
0 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,4 |
0 |
0,6 |
6 |
0,2 |
0 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,9 |
0 |
0,9 |
0 |
0,4 |
0 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,6 |
15 |
0,6 |
0 |
0,3 |
0 |
Коэф. обеспеченности собственными оборотными средствами |
-0,08 |
0 |
-0,08 |
0 |
-1,25 |
0 |
Коэф. обеспеченности запасов собств. капиталов |
0,09 |
0 |
0,03 |
0 |
0,1 |
0 |
значение границы |
19 |
6 |
0 |
По данной методике ЗАО «ЭКО-МАЛ» относится к 6 классу устойчивости. И если в 2000году предприятие принадлежало к 5 классу устойчивости, то в последующих годах оно принадлежит к 6 классу, т.е. является банкротом.
Стержень любой организации -- работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. Система управления персоналом очень разносторонняя и многогранная. Она включает в себя все аспекты взаимодействия работников с организацией.[9]
Управление персоналом организации является целенаправленной деятельностью руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом. Она включает в себя разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Для того чтобы проанализировать систему управления персоналом, рассмотрим схему управления ЗАО “ЭКО-МАЛ”.
Рис.1. Структурная схема управления ЗАО «ЭКО-МАЛ”
Исходя из этой схемы видно, что управление персоналом осуществляется генеральным директором, которому в свою очередь подчиняются исполнительный и финансовый директора. Исполнительному директору подчиняются производственный цех, автотранспортный участок и карьер, где осуществляются захоронения отходов. Финансовому директору подчиняется бухгалтерия. Производственный цех подразделяется на участок по переработке шлаков, участок по подготовке шихты, служба главного
механика, служба главного энергетика, бюро материально-технического снабжения и сбыта, хозслужба. Во главе каждого из участков стоит начальник участка, который осуществляет управление персоналом участка. В
службах главного механика и электрика управление персоналом осуществляют главный механик и главный электрик. Во главе автотранспортного участка также стоит начальник участка, осуществляющий управление персоналом участка. Управление персоналом карьера, осуществляет начальник карьера. Как видно из схемы у предприятия отсутствует отдел кадров, кадрами занимается один человек-кадровик. У ЗАО “ЭКО-МАЛ” отсутствует кадровая политика, управление кадрами осуществляется неэффективно, что несет за собой проблемы в деятельности организации.
Из анализа системы управления видно то, что у предприятия отсутствует
отдел кадров и это влечет за собой множество проблем в деятельности предприятия. В первую очередь проблемы с кадрами и с их переподготовкой.
Так, по моему мнению, необходимо на ЗАО «ЭКО-МАЛ” создать отдел кадров, который мог бы заниматься разработкой и реализацией кадровой политики, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников.
На ЗАО «ЭКО-МАЛ” кадровая служба должна будет решить ряд задач:
- прогнозирование, определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения, уточнение потребности в подготовке специалистов по прямым связям с учебными заведениями, разработка и реализация мер по формированию трудового коллектива;
- планирование и регулирование профессионального, квалифицированного роста кадров, процессов их высвобождения и перераспределения;
- организационно-методическое обеспечение профессиональной, экономической учебы, подготовки и переподготовки кадров, планирования этой работы с учетом потребностей производства, направление работников в различные учебные заведения и на стажировку на передовых предприятиях и в организациях, обучение руководителей первичного звена передовым методам и формам работы с кадрами;
- изучение профессиональных, деловых и нравственных качеств работников на основе аттестации, широкого применения психологических и социальных исследований, разработка рекомендаций по рациональному использованию кадров в соответствии с их способностями и наклонностями;
- организация работы по профессиональной ориентации молодежи, адаптация молодых специалистов и рабочих на предприятиях, развитие наставничества, изучение причин текучести кадров, динамики изменений трудового коллектива, разработка мер по стабилизации и совершенствованию его социальной и демографической структуры;
- обеспечение эффективного использования всех форм материального и морального стимулирования работников в соответствии с их трудовой деятельностью и с учетом общественного мнения, изучение влияния стимулов на повышение трудовой и социальной активности трудящихся, укрепление морально-психологического климата в коллективе и др.
Эффективное управление персоналом невозможно без активного и постоянного участия высшего руководства организации в определении задач управления персоналом, вытекающих из целей организации, моделировании производственного поведения, создании и внедрении систем управления персоналом, оценке их эффективности.[12] Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях, особенно на низших этажах иерархии - на уровне цехов, бригад, групп. Это заметно снижает эффективность управления персоналом в организации в целом, поскольку руководители являются важнейшим инструментом претворения в жизнь методов управления персоналом, и недостаточное внимание с их стороны к этим вопросам трансформируется в низкое качество управления персоналом.