Управление персоналом

Автор работы: Ernatali@yandex.ru Ernatali@yandex.ru, 28 Июля 2010 в 01:47, реферат

Описание

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны научной школой.
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.
Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.
Результаты этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?

Работа состоит из  1 файл

Вопросы №13.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

 

      1.4. Схема управления организацией по Г. Форду

 

     Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством.

     Он  применил стандартизацию и унификацию – важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное  производство, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-ми часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.

     Свою  теорию управления Форд назвал «Террор  машины».

     1.5. Принципы и функции управления Файоля

 

     А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс  управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

     Разработанные А. Файолем принципы управления следует  признать самостоятельным результатом  науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

     Им  была создана «административная  наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:

    1. Разделение труда.
    2. Полномочия и ответственность.
    3. Дисциплина.
    4. Единоначалие.
    5. Единство направлений.
    6. Подчиненность личных интересов общим.
    7. Вознаграждение персонала.
    8. Централизация.
    9. Скалярная цепь
    10. Порядок.
    11. Справедливость.
    12. Стабильность рабочего места для персонала.
    13. Инициатива.
    14. Корпоративный дух.

     Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений.

     1.6. Применимость и значение концепций в практике современного управления

 

     На  основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

     Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

 

2. Взаимосвязь этики и этикета деловых отношений

2.1. Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»

 

        Объектом изучения этики является  мораль. Она регулирует сознание  и поведение человека во всех сферах жизни – в труде, быту, политике, отношениях в семье, коллективе, в международных отношениях, в отношениях с природой. Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. “Этика, – по словам А. Швейцера*, – есть безграничная ответственность за все, что живет».

      На  основополагающих нормах этики базируются все без исключения направления  деловой этики.

      Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

  • создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
  • прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно-значимых целей;
  • приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

      Соблюдение  деловой этики является одним  из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

      Деловая этика основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.

      Этикет  – это установленный порядок  поведения где-либо. Это нормы  взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса. Это часть нравственной культуры, ассоциирующейся с категорией прекрасного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением.

      Этикет  регламентирует, что допустимо и  приемлемо в данном обществе или  в данной группе людей, а что нет.

        Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности.

      В основе этикета лежит уважение к  людям. Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика ХIV (1638 – 1715 гг.). Его правление – апогей французского абсолютизма*. Именно Людовику ХIV мы обязаны названием «Этикет».

        На дворцовых приемах у Людовика ХIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» - этикетка произошло слово «Этикет».

      Зародившись в ХVII в. в среде Версаля, оно  стало распространяться по всему  миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.

        Этикет регламентирует, что допустимо  и приемлемо в данном обществе  или в данной группе людей, а что нет. В отличие от норм морали он носит как бы характер неписанного соглашения людей.

          Этика оперирует нравственными  категориями. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет.

        Как этикет, так и этика представляют  собой разные кодексы правил поведения. О них должен думать деловой человек.

        К примеру, мужчина защищает  женщину от хулиганов. Он дерется  с ними, называет их неприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае - нарушение этикета, но не этики.

      Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов.

      И этика и этикет утверждают, что  казенным имуществом не по назначению пользоваться нельзя.

      Когда сотрудник в разговоре с другим критикует действие отсутствующего сотрудника, он, естественно, нарушает этикет, но когда психолог фирмы жалуется на работника (пациента) другому – это нарушение этики.

        Законы этики рассматривают проблему  в более широком плане и  не касаются таких мелочей, как обиды из-за того, что кто-то не сказал: «Спасибо» или «Пожалуйста» или не отправил коллеге поздравление и др.

      Каждая  проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обмена подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе. Например, не принято дарить часы ни на Востоке, ни на Западе. В Японии число четыре является несчастливым, поэтому японцам неприлично дарить набор, состоящий из четырех предметов, сервиз на четыре персоны и т.д.

      Незнание  этикета, неловкость, неуверенность  в себе мешают развитию беседы в  нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке.

        Сознавая, какие выгоды это может  принести в будущем, японские  фирмы ежегодно обучают свой персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят консультации по этим вопросам для своих служащих. Они тратят на обучение этикету сотни миллионов долларов. Они справедливо полагают, что лучше сегодня потратить деньги на эти цели, чем завтра потерять потенциальных клиентов, рынки сбыта своей продукции. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько наносится травм из-за неправильного поведения или невоспитанности.

      Английский  писатель и моралист ХIХ в. Дж. Леббок* верно заметил по этому поводу: «…для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».

      Правила делового этикета помогают сближению  экономических, финансовых интересов деловых людей, способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами.

      Знание  делового этикета является основой  предпринимательского успеха.

      По  словам Д. Карнеги*: «Успехи того или  иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми».

      И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и  этикет шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой.

            2.2. Правила поведения с точки зрения этики и этикета

 

      Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.

      Совесть – моральное осознание человеком  своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности.

      Совесть тесно связана с такой моральной  категорией, как долг. Долг – это  осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несет ответственность перед другими людьми и перед самим собой.

      Честь обязывает человека добросовестно  выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим и т.д.

      Достоинство выражается в самоуважении, в осознании  значимости своей личности.

      Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.

      Благородство - это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества.

      Благородство  предполагает тайное самопожертвование  и помощь, которые не требуют огласки  и благодарности.

      Нравственные  качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению: вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.

Информация о работе Управление персоналом