Управление персооналом в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание

Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть.

Кризис 1998 года представил хорошие возможности для развития отечественной промышленности, стабилизация политической и экономической ситуации способствовала "потеплению" инвестиционного климата и расширению присутствия на российском рынке зарубежных инвесторов. Эти процессы объективно привели к значительному обострению конкуренции. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоевывать свое "место под солнцем". Все большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, повышение эффективности функций управления, компетенция персонала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Человеческий фактор антикризисного управления………………..…6

1.1. Конфликты в развитии организации………………………………...6

1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении…..10

1.3. Процессуальные характеристики конфликта………………………15

1.4. Антикризисное управление конфликтами…………………………17

2. Антикризисное управление персоналом организации………………23

2.1. Антикризисные характеристики управления персоналом………...23

2.2. Система антикризисного управления персоналом…………………27

2.3. Антикризисная политика в управлении персоналом………………32

2.4. Принципы антикризисного управления персоналом………………36

Заключение………………………………………………………………..47

Литература………………………………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, Антикризисное управление.docx

— 74.41 Кб (Скачать документ)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский  государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

 
Кафедра экономики 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине:

Тема: Управление персоналом в условиях кризиса 
 
 
 

Студент                    Корниенко Олеся Владимировна, группа 45

Руководитель           Герасимова Елена Максимовна, к.э.н.,доцент 
 
 
 

                                                  Минск 2011

     Оглавление

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Человеческий фактор антикризисного управления………………..…6

     1.1. Конфликты в развитии организации………………………………...6

     1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении…..10

     1.3. Процессуальные характеристики конфликта………………………15

     1.4. Антикризисное управление конфликтами…………………………17

     2. Антикризисное управление персоналом организации………………23

     2.1. Антикризисные характеристики управления персоналом………...23

     2.2. Система антикризисного управления персоналом…………………27

     2.3. Антикризисная политика в управлении персоналом………………32

     2.4. Принципы антикризисного управления персоналом………………36

     Заключение………………………………………………………………..47

     Литература………………………………………………………………...49  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

           Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть.

         Кризис 1998 года представил хорошие возможности для развития отечественной промышленности, стабилизация политической и экономической ситуации способствовала "потеплению" инвестиционного климата и расширению присутствия на российском рынке зарубежных инвесторов. Эти процессы объективно привели к значительному обострению конкуренции. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоевывать свое "место под солнцем". Все большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, повышение эффективности функций управления, компетенция персонала.

         Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут к необходимости разработки концепции антикризисного управления.

         Кризис - объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.

         Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.

         Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.

         Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление.

         По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

         Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.

         Таким образом, настоящая работа посвящена проблеме антикризисного управления персоналом. В связи с процессами, описанными выше, данная проблема на сегодняшний день является актуальной.

         Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Человеческий фактор  антикризисного управления

     1.1. Конфликты в развитии  организации

         Известно, что организация - это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между частями организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.

         Существование и развитие всякой организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.

         Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

         Современный менеджмент признает, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Считается, что во многих ситуациях конфликт помогает увидеть разнообразие точек зрения, большее число проблем, альтернатив их решения и т. д. Здесь речь идет о сотрудничестве, при котором руководители и подчиненные имеют возможность высказать свое мнение. В итоге дискуссия приводит к выработке взаимовыгодного и наиболее правильного решения. Подобное столкновение мнений тоже является конфликтом, но не разрушительным (деструктивным), а созидательным (конструктивным).

         Конфликт не всегда можно с уверенностью определить как конструктивный или деструктивный. Он может выполнять и позитивную и негативную функцию, иметь и отрицательные, и положительные последствия в зависимости от того, насколько внимательно относятся к конфликтам руководители и насколько умело им управляют. Отрицательные последствия конфликтов, которые в дальнейшем могут серьезно осложнить ситуацию в организации, потенциальные положительные по следствия конфликта, которые могут способствовать успешной работе организации и улучшить ее социально-психологический климат. Более того, можно утверждать, что существует необходимый минимум конфликтности в рабочих группах, который способствует поддержанию определенного тонуса социальной активности:

  1. Негативные функции деструктивного конфликта 
  2. Позитивные функции конструктивного конфликта (появление дополнительных материальных затрат и потерь вследствие: А)отвлечения сотрудников от основной работы; Б)снижение производительности труда; В)увольнения «обиженных»)
  3. Формирование противоборствующих группировок
  4. Ухудшение социально психологического климата в коллективе
  5. Уменьшение степени сотрудничества между работниками
  6. Большие эмоциональные затраты и стрессы, ведущие к уменьшению работоспособности 
  7. Стимулирование к изменению и развитию организации и отдельных сотрудников (разрядка напряженности между конфликтующими сторонами: а)разнообразие мнений при принятии решений; б)удовлетворенность работников от того, что их мнение принято во внимание; в)уменьшение трудностей при реализации совместно принятых решений; г)предрасположенность к дальнейшему сотрудничеству; д)улучшение морального состояния работников и усиление их трудовой мотивации; е)сплоченность коллектива организации при противоборстве с внешним врагом. )

         Конфликт также способен оказать положительное воздействие развитие отдельной личности, потому что он активизирует самосознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Следует также отметить положительную функцию конфликта, которая заключается в том, что он сигнализирует о неблагополучии в организации. При этом наблюдается следующая зависимость: чем больше имеется объективных оснований и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное отклонение социально-производственной ситуации от оптимальной.Наиболее опасным негативным последствием конфликта является его затягивание и нагнетание в организации таких взаимоотношений, которые в сочетании с другими факторами (экономическими, политическими и др.) могут привести к созданию кризисной ситуации.

         Вместе с тем кризис сам неизбежно порождает конфликты, так как он нарушает динамическое равновесие организации. Внутренние силы, пытаясь восстановить его, приходят в движение и начинают сталкиваться.     Обостряются деловые и социоэмоциональные отношения между работниками, в результате чего возникают конфликты.

         Таким образом, конфликт в некоторых ситуациях может спровоцировать в организации кризис, а тот, в свою очередь, неизбежно создает почву для конфликтов.

         Наличие конфликта в организации еще не свидетельствует о ее кризисном состоянии, так как конфликты вообще неизбежны и даже могут принести пользу. Конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем, вид общения через состязание. Но если конфликты возникают слишком часто, а решение их затягивается, это свидетельствует о наличии в организации серьезных проблем, которые следует диагностировать и найти их решение. В противном случае организация не будет успешно развиваться и может войти в состояние кризиса. Для того чтобы конфликты не имели разрушительных для организации последствий, руководители должны уделять им особое внимание.

         Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Это одно из условий антикризисного управления. Для того чтобы реализовать его на практике, необходимо:

     · осознание менеджерами вероятных  предпосылок и причин возникновения  конфликтных ситуаций;

     · понимание механизма развития конфликта  как процесса;

Информация о работе Управление персооналом в условиях кризиса