Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:55, реферат
Концепция подготовки специалистов в области управления персоналом базируется на тех достижениях в области обучения экономике, организации производства и труда, управлению, которые сегодня уже общепризнаны. Однако еще в 70-х годах требовался более серьезный подход к вопросам формирования кадровой политики при обучении экономике, организации и управлению предприятием. В последующие годы, особенно в конце 80-х годов, эти вопросы приобрели все большее значение, особенно в связи с развитием направлений науки, связанных с вопросами принятия решений или исследования поведения работников в процессе трудовой деятельности.
• договоры с научно-исследовательскими институтами и организациями на проведение НИР своей службы;
• приказы о сокращении штатов, согласованные с соответствующими службами и подразделениями;
• положение об оплате труда руководителей, специалистов и служащих службы управления персоналом; расчетные ведомости социального страхования, справки, относящиеся к заработной плате и социальному страхованию;
• исходящую служебную корреспонденцию и телеграммы; статистические отчеты и различные справки, исходящие из службы; заявки на приобретение наглядных пособий, методической, информационной литературы, технических средств по охране труда и пожарной безопасности;
• договоры о санитарной обработке подразделений организации; комплексный план улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
• другие приказы, подготовленные отделами службы управления персоналом, относящиеся к их компетенции.
Заместитель директора по управлению персоналом согласовывает;
• с директором назначение директоров филиалов и заместителей директоров организации, организацию обучения и стажировки работников организации за границей, сроки и программы обучения руководителей высшего уровня;
• с заместителем директора по экономическим вопросам сметы доходов и расходов, использование средств фонда потребления, заключение договоров и использование денежных средств;
• с заместителем директора по коммерческим вопросам обеспечение службы управления персоналом оргтехникой;
• с директорами филиалов мероприятия по коллективному договору, штатные расписания, планы перспективного развития
численности сотрудников и уровня оплаты труда, структурные изменения.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб — отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации, деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.
Безусловно, функциональная структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организации, особенностями выпускаемой продукции,
На ряде организаций
формируются функциональные структуры
управления персоналом, объединяющие
под единым руководством заместителя
директора по управлению персоналом
все подразделения, имеющие отношение
к работе с кадрами. На рис. 2.6 приведен
состав функциональных подсистем системы
управления персоналом организации, объединяющих
однородные функции, носителями которых
являются различные подразделения
по работе с кадрами. В зависимости
от размеров организации состав подразделений
будет меняться: в крупных организациях
функции каждой подсистемы обычно выполняет
отдельное подразделение, а в
небольших и средних
В заключение остановимся на характеристике содержания функций менеджера по персоналу кадровой службы организации.
Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: начиная с изучения рынка труда и найма на работу и заканчивая уходом на пенсию и увольнением. Он должен быть готов выполнять следующие функции:
• разрабатывать стратегию управления персоналом;
• разрабатывать кадровую политику и планировать кадровую работу;
• анализировать кадровый потенциал, прогнозировать и определять потребности в рабочих кадрах и специалистах, проводить маркетинг персонала;
• поддерживать деловые связи со службами занятости и организациями по рекрутингу персонала;
• комплектовать руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития;
• планировать, организовывать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей;
• оценивать профессиональные, деловые и личностные качества
работников в целях рационального их использования;
• создавать условия для наиболее полного использования и планомерного роста работников, планировать карьеру и служебно-профессиональное продвижение персонала;
• участвовать в разработке организационной структуры, штатного расписания организации и предложений по подбору и расстановке специалистов;
• организовывать учет и движение персонала;
• изучать причины текучести персонала и разрабатывать меры по ее снижению;
• управлять занятостью персонала;
• оформлять прием, перевод и увольнение работников;
• заниматься мотивацией и стимулированием труда работников;
• участвовать в разработке и внедрении планов социального развития организации;
• работать по профориентации;
• формировать трудовой коллектив организации (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат,, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);
Состав подсистемы управления персоналом организации и их важнейшие функции
Таблица 2.4
Фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации
№ пп
|
Наименование функций отдела управления персоналом
|
Функциональные подразделения | ||||||||||
Юридический отдел |
Отдел безопасности |
Канцелярия |
Финансово-экономический отдел |
Отдел социально-бытового обслуживания |
Отдел управления персоналом |
Лаборатория социологических исследований |
Бухгалтерия |
Второй отдел |
Начальник отдела управления персоналом |
Руководитель организации | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Подбор и расстановка кадров |
У |
О |
С |
Р | |||||||
2 |
Составление плана потребности в персонале |
п |
П |
П |
П |
П |
О |
П |
п |
П |
Р |
|
3 |
Оформление приема, перевода, увольнения работников |
С |
С |
О |
с |
С |
Р | |||||
4 |
Изучение причин текучести кадров |
П |
О |
П |
р |
|||||||
5 |
Контроль за правильным использованием персонала |
п |
О |
У |
р |
|||||||
6 |
Создание резерва кадров и его обучение |
О |
р |
|||||||||
7 |
Ведение учета личных дел |
О |
с |
р |
||||||||
8 |
Оформление документации для награждений |
У |
с |
У |
О |
п |
с |
Р | ||||
9 |
Работа по профессиональному продвижению кадров |
п |
п |
П |
п |
п |
О |
п |
п |
п |
с |
Р |
Продолжение табл. 2.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 | |
10 |
Рассмотрение писем жалоб, заявлений |
П |
О |
С |
р | ||||||||
11 |
Трудовая мотивация персонала |
П |
П |
п |
п |
п |
О |
п |
п |
п |
С |
р | |
12 |
Совершенствование стиля и методов работы с персоналом |
О |
С |
р | |||||||||
13 |
Анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала и т.д. |
П |
п |
п |
п |
п |
О |
п |
п |
п |
Р |
Условные обозначения:
О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, подготавливает и оформляет необходимые документы;
П - представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У - участвует в выполнении данной функции;
С - согласовывает подготовленный документ по функции;
Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.
организовывать трудовую адаптацию молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием и новых работников, организовывать работу по их закреплению и использованию;
оценивать работу персонала, формировать резерв, проводить аттестации;
применять положения
практической социологии при формировании
и воспитании трудового коллектива,
диагностировать социально-
разрабатывать и применять современные методы управления персоналом;
использовать новые информационные технологии управления персоналом;
применять законы о труде, решать правовые вопросы в трудовых отношениях;
управлять социальными
и производственными
обеспечивать соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда, организационной культуры; обеспечивать безопасные условия труда, экономическую и информационную безопасность; проводить работу с увольняющимися работниками.