Управление процессом адаптации персонала в организации ОАО «ЗМА»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:30, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации персонала на предприятии.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления адаптацией персонала
1.1 Сущность адаптации
1.2 Система управления адаптацией персонала
1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации персонала
2. Управление системой адаптацией персонала на ОАО «ЗМА»
2.1 Общая характеристика ОАО «ЗМА»
2.2 Система управления персоналом на ОАО «ЗМА»
2.3 Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

Общее количество работников ОАО «ЗМА» составляет 2 937 человек, из них 607 - работников ИТР, 2330 – рабочих.

Сведения об образования работников завода: высшее профессиональное образование  имеют 41 человек, среднее профессиональное – 565 человек, начальное профессиональное – 753 человека, начальное среднее и полное среднее имеют – 1203 человека. Всего за 2004 год уволилось 649 человек, из них работники ИТР – 64 человека, рабочие – 585 человек, принято на работу 735 человек из них работники ИТР – 76 человек и рабочих - 659 человек.

Целью системы управления адаптацией работников на ОАО «ЗМА» является обеспечение более быстрого вхождения  в должность (профессию) принятого  работника, уменьшение количества возможных  ошибок, связанных с включением в  работу, формирование позитивного образа организации, уменьшение дискомфорта первых дней работы.

Основными задачами адаптации являются:

- сокращение периода приспособления  вновь принятых работников к  требованиям и условиям труда  на предприятии (уменьшение периода  привыкания новых работников  к профессии, приобретения ими в короткие сроки необходимых профессиональных навыков);

- закрепление вновь принятых  работников в ОАО «ЗМА», повышение  их мотивации;

- сокращение текучести персонала;

- экономия времени непосредственного  руководителя и коллег;

- развитие у новых сотрудников благоприятного и позитивного отношения к работе, чувства удовлетворённости трудом;

- снижение чувства дискомфорта,  тревожности и неуверенности  у новых сотрудников;

- уменьшение издержек, связанных  со временем достижения новыми  сотрудниками необходимых показателей работы.

Общее руководство адаптацией вновь  принятых сотрудников осуществляет заместитель директора по персоналу  и организационному развитию. Организационные  вопросы решают специалисты отдела по работе с персоналом, социолог, Совет молодых специалистов, наставники, руководители и линейный персонал подразделений (начальники цехов, отделов, мастера). Технические вопросы решают руководители подразделений и наставники, вопросы стимулирования новых сотрудников и их наставников — специалисты отдела трудовых отношений и организации труда.

Процесс адаптации вновь принятых сотрудников проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный или этап  профессиональной ориентации и  отбора кандидатов на работу.

2 этап - этап профессиональной адаптации.

3 этап - этап профессионального  саморазвития новых сотрудников  в коллективе.

 

2.3 Управление системой  адаптацией персонала на ОАО  «ЗМА» 

 

Как и при наборе кадров, так  и при введении в должность  новичков важно понять основные мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала[31].

С целью решения поставленных задач  было решено провести анализ программы  адаптации персонала на ОАО «ЗМА»  на соответствие ее основным требованиям  по составлению данной программы.

Программа адаптации устанавливает  общие правила и представляет собой комплекс необходимых действий.

Процесс адаптации носит индивидуальный характер. Для персонификации процесса необходимо создание Программы адаптации (Приложение 5) для каждого принятого  работника. Содержание программы зависит от следующих факторов: содержания работы; статуса и уровня ответственности принятого работника; рабочего окружения; личных качеств работника.

Организация процесса адаптации на ОАО «ЗМА» происходит следующим  образом. Накануне официального выхода принятого сотрудника на рабочее место непосредственный руководитель выполняет следующие процедуры: подготавливает должностную инструкцию работника; подготавливает все информационные материалы, которые будут выданы работнику в первый день работы; информирует заранее будущих коллег о приходе нового работник; назначает наставника или просит, кого – нибудь из будущих коллег оказывать неформальную помощь; проверяет готовность рабочего места; связывается с работником, для того чтобы убедиться, что все в порядке. Эти процедуры (действия) непосредственного руководителя направлены на снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником в первые дни работы.

Общее ознакомление предусматривает  ознакомление и получение общего представления об истории, миссии и корпоративной (организационной) культуры ОАО «ЗМА». На данном этапе новый работник получает общее представление об ОАО «ЗМА»; ознакамливается с Коллективным договором ОАО «ЗМА», с основной политикой и стратегией, с порядком и сроком выплаты заработной платы, с дополнительными льготами, с правилами охраной труда и техникой безопасности, с правилами внутреннего трудового распорядка, с профсоюзом, со службой сбыта.

Следующий этап адаптации заключается  в введение в подразделение (организацию) нового работника. Он предусматривает ознакомление и получение представления о подразделении (цех, отдел). На этом этапе работник: осматривает свое подразделение; представляется сотрудникам подразделения; знакомится с положением о подразделении; основами системы материального стимулирования и премирования работников; организацией питания на предприятии; процедурами, правилами, инструкциями, предписаниями; основными целями и задачами подразделения (отдела, цеха, участка); с порядком принятия пищи, курения, перерывов, отдыха; с порядком выноса вещей из отдела, предприятия; с порядком пользования телефонами.

Введение в должность (профессию) предусматривает ознакомление принятого  работника с основными задачами рабочего процесса и технологическими процедурами подразделения. На данном этапе затрагиваются следующие темы: должностная инструкция работника; цели и функции рабочего процесса на рабочем месте сотрудника; процедуры взаимодействия с подразделениями, различными рабочими местами внутри подразделения; процедуры и технологические инструкции рабочего места; нормативы и критерии качества выполнения рабочих операций в системе общего рабочего процесса; возможность сверхурочных работ и порядок их организации в отделе, предприятии; порядок взаимопомощи и сотрудничества в отделе в случае отсутствия сотрудника; перечень исполняемых документов и порядок отчетности; порядок хранения, использования информации и уничтожения рабочей документации; пределы компетенции и инициативы сотрудника; технологические правила, процедуры характерные для данного рабочего места отдела предприятия; правила поведения в нештатной ситуации; перечень сведений, составляющих коммерческую тайну ОАО «ЗМА».

В результате проведенного анализа  нами установлено, что программа  адаптации персонала соответствует предъявляемым требованиям. Все выше перечисленные мероприятия, если они проводятся в полной мере, то они позволяют достигать целей, которые были поставлены перед системой адаптацией персонала.

На практике традиционно рассматривают  уровень удовлетворенности работника как меру его адаптированности к предприятию, считая, что чем выше степень насыщения потребностей и притязаний адаптанта, тем выше уровень его адаптации к микросреде. Количественно можно измерить глубину адаптированности работника, измерив, удовлетворенность персонала следующими факторами: производственной ситуации, морально-психологического климата в коллективе [32].

Для выявления удовлетворенности персонала нами совместно с сотрудниками отдела по работе с персоналом (ОРП) было проведено исследование удовлетворенности персонала факторами морально-психологического климата в коллективе, метод исследования - анкетирование. В этом исследовании опрашивались лица, отработавшие на ЗМА 1 месяц – 28 человек. Следует учесть, что не все работники при анкетировании отвечали на поставленные вопросы.

Таблица 3. Удовлетворенность факторами  морально-психологического климата  в коллективе

Критерии

Доволен

(ИТР),%

Доволен

(рабочие),%

Не доволен

(ИТР),%

Не доволен

(рабочие),%

Взаимоотношениями в коллективе

36,8

87,5

10,5

6,2

Результатами своей работы

68,4

81,3

5,3

6,3

Отношением коллег к выполнению своих обязанностей

47,4

37,5

-

6,3

Регламентом работы

68,4

68,8

10,5

6,2

Сплоченностью коллектива

26,3

56,3

26,3

15,5

Организацией досуга

10,5

56,3

47,4

18,8

Предъявляемыми к Вам требованиями

52,6

62,5

21,1

6,3

Перспективами своего служебного роста

47,4

31,2

31,6

18,8

Равномерностью распределения  нагрузки на сотрудников

31,6

43,8

47,4

6,3

Отношениями с непосредственным руководителем

94,7

68,8

-

6,3

Взаимодействием с другими отделами

47,4

56,3

5,3

25,0

Справедливостью морального и материального  стимулирования

26,3

18,8

31,6

31,3

Обеспечением необходимой для  работы техникой в полной мере

52,6

31,3

5,3

25,0

Возможностью общения в процессе работы

94,7

43,8

-

18,8

Бытовыми условиями труда

47,4

6,3

10,5

75,0

Размером заработной платы

15,8

12,5

68,4

50,0


При сравнении результатов оценки удовлетворенности факторами жизни и деятельности отдела ИТР и рабочими наблюдаются различия. Рабочих больше устраивает:

-   взаимоотношения в коллективе,

-   сплоченность коллектива,

-   организация досуга.

Инженерно-технические работники  наибольшую удовлетворенность выразили по следующим факторам:

-   отношения с непосредственным руководителем,

-   возможность общения в процессе работы,

-   бытовые условия труда.

Вместе с тем, рабочие в отличие  от специалистов выразили сильное недовольство бытовыми условиями труда (75,0%).

Для выявления удовлетворенности персонала отношениями с непосредственным руководителем нами совместно с сотрудниками отдела по работе с персоналом было проведено исследование, в котором участвовали работники, проработавшие на ЗМА 1 месяц – 28 человек.

Таблица 4. Удовлетворенность отношениями с непосредственным руководителем

 

Начальника

Бригадира-мастера

Он – хороший человек

6,3

12,5

Он – начальник

68,8

50,0

Он лучше знает, как и что  делать

12,5

18,8

Он знает Ваши нужды и заботится  о Вас

6,3

-

Он сам показывает пример в работе

6,3

12,5

С ним опасно ссориться

6,3

12,5

Он настоящий профессионал

12,5

6,3

Вас могут лишить премии

12,5

12,5


Как видим, большинство опрошенных выполняют распоряжения начальника и бригадира-мастера в силу того, что он обладает властными полномочиями (он - начальник).

При проведении анализа показателей  работы организации по повышению  удовлетворенности персонала было выявлено, что руководство ОАО  «ЗМА» в пределах своих функций  проводит определенную организационную, разъяснительную и воспитательную работу, направленную на усиление мотивации качественного труда и вовлеченность персонала в процесс управления производством.

Профессиональная подготовка персонала  ОАО «ЗМА» обеспечивает возможность  выпуска высококачественной продукции.

При приеме на работу в условиях рыночной экономики преобладают следующие тенденции:

-           усилились требования к профессионализму специалиста;

-           при приеме рабочих кадров предпочтение отдается специалистам, которые имеют, помимо основной профессии, несколько смежных профессий;

-           отбор специалистов стал более тщательным. Прием на работу осуществляется по рекомендациям, по результатам тестирования.

Распространенной формой является групповая деятельность. Наряду с  бригадными формами труда существует временные программно-целевые, проектные, творческие группы по разработке проектов развития организации.

На заводе работает врачебная комиссия. Потери рабочего времени по болезни  отслеживаются и анализируются, часто болеющим работникам предлагаются путевки в санатории и профилактории, оказывается материальная помощь в виде лекарственных средств. На предприятии функционирует здравпункт, физиотерапевтический кабинет, физкультурно-оздоровительный комплекс с сауной, бассейном и спортивным залом. Проводятся традиционные культурно-массовые, спортивно-оздоровительные и благотворительные мероприятия, Дни персонала, Дни дисциплины. Генеральный директор проводит прием по личным вопросам работников завода.

На заводе и в цехах имеются  информационные стенды, ежедневно проводятся радиопередачи, проводятся видеосъемки заводских событий. Руководители предприятия проводят информационные встречи с трудовыми коллективами подразделений.

На заводе на всех работников заполняются  оценочные листы, в которых отражается оценка знаний и умений работников, а также предложения по дальнейшему развитию их профессионализма. По результатам анализа оценки персонала, по заявкам подразделений составляется план обучения и самообразования персонала на год.

Работники ОАО «ЗМА» удовлетворены  отношениями администрации к организации их трудовой деятельности и с точки зрения взаимоотношений, как в коллективе, так и между администрацией и сотрудниками.

Гарантия занятости в большей  степени зависит от хода производства и объема выпускаемой продукции. В этом плане на работников ОАО «ЗМА» распространяются те же решения, что и на всех камазовцев.

Для выявления уровня удовлетворенности  персонала факторами производственной среды мы опросили сотрудников ЗМА  проработавших 1 месяц – 28 человек. Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе опрашивались работники после 10 дней работы на заводе и второй этап проводился среди работников проработавших на заводе один месяц.

Уровень удовлетворенности факторами  производственной среды через 10 дней работы (см. приложение 3, табл. 1) колеблется от 72,4% (достаточность инструмента) до 93,1% (наличие места для хранения инструмента), а через месяц колеблется от 14,8% (размер зарплаты) до 96,4% (отношения между коллегами). В целом, удовлетворенность новичков работой на ЗМА повышается: если после первой недели на заводе указали, что завод им нравится 58,6% новых работников, то через месяц удовлетворенность заводом повышается до 64,3%.

При оценке факторов производственной среды (см. приложение 3, табл. 2) работники  наиболее негативно оценили следующие факторы (учтены распределения ответов работников, давших ответ на поставленный вопрос):

Информация о работе Управление процессом адаптации персонала в организации ОАО «ЗМА»