Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:31, реферат
Общая характеристика социально-трудового потенциала как объекта управленческой деятельности.
Содержание процесса развития персонала и его роль в комплексной системе управления человеческими ресурсами организации. Анализ зарубежного опыта управления развитием персонала, оценка перспектив его использования в России. Методы оценки результативности труда работников. Влияние планирования деловой карьеры персонала на результативность работы персонала. Оценка значения формирования кадрового резерва для эффективного использования персонала.
Одной из проблем, сдерживающих карьерный рост специалистов нефтяных компаний является привязка к постоянному месту жительства. Поэтому мотивация карьерного развития персонала имеет существенное значение в управлении карьерой. В Компании создаются системы оплаты труда, которые вызывают у работников активный интерес к личной профессиональной и должностной карьере. Базовая ставка заработной платы устанавливается на уровне, достаточном, чтобы привлечь в Компанию работников нужной квалификации и подготовки, ориентированных на профессиональное развитие и должностной рост. По результатам труда выявляются работники, которые значительно превышают требования – (таких работников около 10%) и просто превышающих требования (20%). На этой основе формируется объект управления карьерой – состав работников, по отношению к которым осуществляется практика управления карьерой.
В диссертации отмечено, что управление карьерным развитием в разрезе бизнес-секторов Компании, ее дочерних и зависимых обществ предполагает создание типовой модели профессионального продвижения персонала с момента поступления на работу и возможности поэтапного карьерного роста. Значение типовой модели возрастает в связи с тем, что ситуация в разных бизнес-секторах, действующих в различных регионах, складывается по-разному. Это наглядно видно из Рис. 4, отражающего текучесть персонала ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2004 г.
Рис.
4. Текучесть персонала
в разрезе бизнес-секторов (в
%)
Основой организации управления карьерой является разработка схем замещения должностей. В работе используются данные учета руководящих должностей, в том числе и тех, которые окажутся вакантными в обозримые сроки. На этой основе составляются списки кандидатов на замещение по каждой из должностей. Список кандидатов составляется с учетом естественной смены поколений. Назначению предшествует отбор на конкурсной основе.
В процессе управления карьерой учитывается тот факт, что потребности и интересы сотрудников меняются с переходом с одной ступени карьеры на другую, меняются и квалификационные требования к ним. Поэтому в Компании создаются дифференцированные системы управления карьерой на начальных, промежуточных и финальных стадиях профессионального роста.
Индивидуальный план карьеры – документ, в котором представлен вариант профессионального развития и должностного перемещения работника в Компании. План карьеры включает положения о формах обретения новых знаний, умений и навыков, развитии способностей, наименование должностей, на которых могут быть проведены стажировка и временное исполнение более высоких обязанностей, меры по повышению качества работы, устранению замечаний, высказанных в ходе последней аттестации. План карьеры может быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (на срок от 1 до 5 лет) и долгосрочным (на срок более 5 лет).
В ОАО «ЛУКОЙЛ» разрабатываются программы карьерного развития персонала, в которых соединяются потребности организации с интересами (профессиональными и личными) ее работников. При этом специалисты по управлению карьерой предпринимают усилия к тому, чтобы поддержать интерес работника к своей карьере. Программы разрабатывается ежегодно в отношении всех постоянно работающих в организации специалистов на основе анализа оценок возможностей развития их карьеры. В случае оценки деятельности специалиста как превосходящей установленные стандарты он может рассматриваться как кандидат в «группу резерва», но само участие в программе является добровольным делом.
Важными элементами управления карьерой являются информационное обеспечение и контроль. Информационное обеспечение управления карьерой – это совокупность мер по организационному оформлению потоков, массива информации, разработке технологического процесса переработки информации, что должно способствовать решению задач управления с минимальными трудовыми и стоимостными затратами, с заданной точностью и достоверностью, в установленные сроки. Контроль управления карьерой – это процесс измерения и оценки результатов реализации карьерных стратегий и планов, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности персонала.
Формирование и планирование кадрового резерва – один из главных элементов системы развития персонала организации. В мире не существует универсального образца того, как формировать резерв управленческих кадров, планировать и организовывать работу с ним. Компании разрабатывают собственный план в соответствии со спецификой своей деятельности. Тем не менее, в работе с резервом управленческих кадров можно условно выделить несколько типовых этапов (резерв развития и резерв функционирования), которые рассматриваются в диссертации.
В диссертации подчеркивается, что целесообразность формирования кадрового резерва продиктована прежде всего дефицитом высококвалифицированных специалистов и руководителей узкопрофильных специальностей в организациях, неготовностью внешних консалтинговых структур к обеспечению специалистами, руководителями требуемого уровня и нерентабельностью внешнего найма (помимо затрат на услуги по найму требуются значительные инвестиции в переподготовку и адаптацию).
Применение системного подхода является важным принципом эффективной работы с кадровым резервом. Системный подход предполагает, что работа с резервом должна быть увязана с другими направлениями работы с персоналом и в тоже время сама рассматривается как система. Это означает, что должны быть определены объекты управления, как элементы системы, установлено их взаимодействие, разработан инструментарий (способы, методы и т.п.) воздействия на эти объекты.
Объектами управления в работе с резервом является структура должностей Компании и организаций, с одной стороны, и работники, с другой. Взаимодействие этих объектов заключается в том, чтобы каждая должность была занята работником, ей соответствующим. Поскольку характеристика и структура должностей меняется с изменением целей, задач и соответственно организационной структуры, появлением новых технологий выполнения управленческих работ, то меняются и требования к работникам, которые должны их замещать. Процесс этот непрерывный и роль служб управления персоналом состоит в подготовке кадрового резерва, достаточного для того, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить замещение возникших вакантных должностей. Резерв является основным источником для замещения вакансий, прежде всего должностей руководителей и высококвалифицированных специалистов, поэтому работа с ним должна строиться с учетом обеспечения ее непрерывности. Непрерывность работы с резервом предполагает прогнозирование потребностей в кадрах и разработку перспективных требований к работникам. Важным аспектом работы с резервом на выдвижение является индивидуальный подход к каждому работнику, позволяющий учитывать его индивидуальные особенности, потребности и запросы в должностном росте.
В диссертации обосновано, что планирование состава кадрового резерва в ОАО «ЛУКОЙЛ» подразделяется на оперативное и перспективное. Оперативное планирование состава кадрового резерва состоит в определении перечня должностей, планируемых к замещению в течение двух лет. Данный перечень является планом оперативного кадрового резерва. Перспективное планирование кадрового резерва состоит в определении перечня должностей, планируемых к замещению в течение 3-5 лет. Данный перечень является планом перспективного кадрового резерва, который представляет собой группу работников, обладающих профессиональными способностями и лидерскими качествами, которые в перспективе после плановой, специальной подготовки могут быть назначены на руководящие должности.
Кадровый резерв непостоянен в силу того, что со временем из его состава выбывают одни сотрудники и вливаются другие. Для сравнительной оценки различных бизнес-секторов используется коэффициент эффективности резерва (Кэр):
Кэр
=
Р
– всего состояло в резерве;
Н – назначены на должность из резерва П – получили повышение в должности; |
СН – понижены
в должности;
Ир – исключены из резерва; |
Данные таблицы 2, рассчитанные по этой формуле, показывают, что в бизнес-секторе «Нефтепродуктообеспечение» самый низкий коэффициент формирования и эффективности использования кадрового резерва. Из других данных можно увидеть, что в этом секторе самый низкий процент повышения квалификации персонала – 36,6% (при среднем показателе по ОАО «ЛУКОЙЛ» 64,9%), самая высокая текучесть персонала – 20% (при средней по другим бизнес-секторам 4-10%).
Таблица 2
Эффективность формирования и использования оперативного
и
перспективного резерва
организаций Группы
«ЛУКОЙЛ» в 2004 г.
Бизнес-
секторы |
Оперативный
резерв |
Перспективный
резерв | |||
состояло
(чел.) |
эффективность формирования и использования (в %) | Состояло
(чел.) |
эффективность формирования и использования (в %) | ||
1. | Нефтегазодобыча | 190 | 13,7 | 175 | 30,9 |
2. | Нефтепереработка | 58 | 15,5 | 42 | 23,8 |
3. | Нефтепродуктообеспечение | 118 | 2,5 | 119 | 6,7 |
4. | Нефтехимия | 37 | 0,0 | 50 | 14,0 |
5. | Прочие виды деятельности | 7 | 14,3 | 6 | 0,0 |
Всего: | 410 | 7,6 | 392 | 20,1 |
С другой стороны, в пяти дочерних обществах этого бизнес-сектора производительность труда значительно упала в 2004 г. Другими словами, видна связь степени развития персонала и производительности труда.
Наиболее важным моментом при формировании резерва является отбор кандидатов. Комплексная оценка кандидатов в кадровый резерв – это система процедур, которая дает возможность определить уровень готовности работника к выполнению задач в планируемой должности. Без объективной оценки управленческих работников и особенно руководителей невозможно добиться положительных результатов при формировании качественного кадрового резерва. Прежде всего, необходимо определить какими именно качествами и компетенциями должны обладать работники той или иной должности и насколько эти критерии важны для организации.
На основании комплексной оценки принимается решение о зачислении в кадровый резерв. Ведущими критериями оценки являются: квалификация, результаты деятельности, управленческий потенциал. В качестве дополнительных критериев оценки могут рассматриваться персональные данные кандидатов – образование, опыт работы и др., а также требования к состоянию здоровья. Особенно важно составление индивидуального плана, который является основным компонентом плана профессионального карьерного роста. Содержание и объем подготовки резерва определяется исходя из соответствия уровня знаний, практических навыков кандидата требованиям, предъявляемым к данной должности.
В
заключении приведены выводы, которые
показывают, что осознание реальной возможности
продвижения по служебной лестнице внутри
организации стимулирует заинтересованность
работников в повышении личной компетентности,
повышает уровень лояльности персонала
к организации, связывает представления
людей о перспективах своей будущей карьеры
с целями бизнеса, и тем самым, создает
фундаментальную основу кадрового потенциала
управления организацией в перспективе.
*
* *
По теме диссертации выполнены следующие публикации:
1. Управление деловой карьерой персонала ОАО «ЛУКОЙЛ». Статья в журнале «Социальная политика и социальное партнерство». 2007, №2. (0,6п.л.).
2. Формирование и развитие кадрового резерва – важный этап планирования карьеры. Статья в сборнике «Формирование отечественной системы управления персоналом организации: опыт и проблемы»// Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 17 мая 2005 года. – М.: Изд-во РАГС, 2005 (0,5 п.л.).
Информация о работе Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда