Управление риском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть коммерческие риски и их влияние на хозяйственную деятельность предприятия.
Основной задачей работы является:
рассмотрение условий и причин возникновения коммерческих рисков, их сущность и классификация;
изучение основных методов страхования рисков;
исследование процесса управления рисками;
рассмотрение влияния рисков на хозяйственную деятельность предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность, виды и формы рисков……………………………………...5
1.1 Условия и причины возникновения рисков………………………….5
1.2 Сущность и классификация рисков…………………………………..6
2. Возможности и методы управления рисками на ПРУП
«Минский тракторный завод» ………………………………………….10
2.1. Процесс управления рисками……………………………………….10
2.2. Методы управления рисками………………………………………..16
3. Снижение риска в деятельности предприятия………………………..23
Заключение………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа-процесс управления риском.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

      ПРУП  «Минский  тракторный завод» произвел более 3 млн. тракторов, из которых более 500 тыс. поставлено примерно в 100 стран мира.

      Сегодня заказчикам предлагаются 62 модели разных видов машин , более чем в ста  сборочных вариантах для всех климатических и эксплуатационных условий. Новые модели тракторов  обладают широкими возможностями агрегатирования с сельхозмашинами различных производителей.

     Стратегия маркетинга и сбыта на ПРУП «Минский тракторный завод» направлена на повышение  прибыльности и устойчивости предприятия.

     Основными направлениями маркетинга и сбыта  являются:

- удержание  своих позиций на имеющихся рынках сбыта, сохраняя объем продаж, накапливая потенциал для выхода на рынки с новой востребованной (перспективной) продукцией;

- поиск  новых рынков сбыта и расширение  уже существующих за счет сокращения  доли конкурентов;

- совершенствование   качества   выпускаемой   продукции   и   ее потребительских свойств;

- развитие  и совершенствование дилерской  сети;

-совершенствование  системы гарантийного и послегарантийного  обслуживания производимой продукции  в целях продвижения на рынке  автомобилей,   оборудованных   гидросистемами   производства      ПРУП «Минский тракторный завод»;

- применение   новых   и   высоких   технологий   в   производстве перспективной  продукции;

- разработка  новых видов продукции, доводя  их до серийного выпуска, с целью завоевания рынков сбыта в странах дальнего и ближнего зарубежья;

- оптимизация   производственных   затрат   с   целью   повышения рентабельности  выпускаемой продукции;

- использование  совершенных методов работы с  потребителями продукции, направленных на достижение максимального объёма продаж, оптимизации расчетов;

- проведение  гибкой ценовой политики, обеспечивающей  поддержание конкурентоспособности  продукции;

- совершенствование  рекламной деятельности предприятия;

- изучение  текущих и перспективных потребностей потребителя;

- разработка  новых видов услуг и адаптация  существующей продукции к запросам  и требованиям потребителей;

-  расширение  номенклатуры продаж;

-  максимальное  удовлетворение запросов потребителя;

- ориентация  и выход на новые перспективные рынки,

-  жесткий  контроль за ценообразованием;

- единая  политика дилеров.

     Потребители продукции ПРУП «Минский тракторный завод» разделены по основным группам: автозаводы, дилеры.

     По  каждой группе потребителя разработана  программа сотрудничества, выделены основные моменты и пути их совершенствования. На предприятии постоянно ведется работа по достижению максимальной удовлетворенности потребителя. Вся выпускаемая продукция сертифицирована. На заводе внедрена и сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2002.

     Совершенствуются  потребительские свойства продукции, внедрена упаковка из гофрокартона на продукцию, реализуемую в запасные части.

      Таблица 2.1. Основные показатели производственно – финансовой деятельности ПРУП «Минский тракторный завод»

Наименование  реквизита Ед. изм 2009 2010 2011
1 2 3 4 5
Объем производства продукции без налогов  из выручки: в фактических ценах  отчетного года Млн. руб. 47112 64030 77434
в сопоставимых ценах Млн. руб. 56117 58362 60112
Запасы  готовой продукции без налогов  из выручки в фактических ценах  на конец отчетного периода Млн.  руб. 3680 5500 6450
Соотношение между запасами готовой продукции  на конец отчетного периода и  среднемесячным объемом производства в фактических ценах мес. 0,91 1 1
Сальдо  внешней торговли тыс. долл. 6948 20785 20766
Объем экспорта товаров и услуг тыс. долл. 17473 32325 33456
Объем импорта товаров и 

Услуг

тыс. долл. 10525 11540 12690
Темп  роста импорта % 114,8 110 110
Среднесписочная численность за последний месяц отчетного периода чел. 4895 4790 5050
Средняя заработная плата за последний месяц  отчетного периода руб. 213154 316368 414200
Чистая  прибыль млн.руб. 1660 4713 5515
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) млн. руб. 57397 79878 96600
Затраты на производство и сбыт реализованной  продукции (товаров, работ, услуг) млн. руб. 44384 58050 70345
Прибыль от реализации продукции млн. руб. 2301 5980 7089
балансовая  прибыль млн. руб. 2392 5980 7089
Рентабельность  реализованной продукции % 5,1 10 10
Дебиторская задолженность-всего млн. руб. 2337 4650 4880
Просроченная  свыше 3-х месяцев млн. руб. 16 20 0
Уд. вес  в общем объеме % 0,7 0,4 0,0
Кредиторская  задолженность-всего млн. руб. 6544 7035 7695
поставщикам за товары, работы .услуги млн. руб. 4049 3045 3330
по  отчислениям в бюджет млн. руб. 417 798 990
внебюджетным  фондам млн. руб. 315 467 584
Из  общей кредиторской задолженности: просроченная свыше 3-х месяцев млн. руб. 367 96 0
удельный  вес в общем объеме Коэффициент  текущей ликвидности (NR>=1.7) коэф. % 5,6

1,904

1,4

2,386

0,0 2,58
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (NR>=0.3)   0,258 0,584 0,503
Коэффициент восстановления платежеспособности   1,178 1,518 1,688

      Данные, приведенные в таблице 2.1. показывают, что в отчетном  периоде предприятие работало стабильно, выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) составила в  2011 году 96600 млн.руб. и выросла по сравнению с 2009 годом на 68,3%, с 2010 годом на 20,9% (в 2009 году) выручка от реализации продукции составила 57397 млн. руб., а в 2010 году – 79878 млн. руб.). Темпы роста объема производства продукции в сопоставимых ценах: за 2011 год к уровню 2009 года составил 107,1% (в 2009 году произведено продукции на 56117 млн. руб., а в 2011 году на 60112 млн. руб.); к уровню 2010 года 103% (в 2010 году произведено продукции на 58362 млн.руб.).

      Следует отметить, что подавляющее большинство  продукции предприятие отгружает  на экспорт. Так объем экспорта товаров  в 2011 году составил 33456 тыс. долл., в то время к 2009 году 17473 тыс. долл., в 2010 году 32325 тыс. долл. Выполнение данного показателя на 191,5% положительно сказывается на эффективности деятельности предприятия – валютной выручке.

      Прибыль от реализации продукции в 2011 году составила 7089 млн. руб., в 2010 году – 5980 млн. руб., в 2009 году – 2301 млн. руб. По отношению к 2009 году прибыль в 2011 году увеличилась в 3 раза.

      Основными показателями, характеризующими финансово-экономическую  деятельность предприятия, являются коэффициент  текущей ликвидности (по нормативу >1,7) и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (по нормативу равен 0,3), значения которых за период 2009-2011 гг. превышало их нормативный уровень, что свидетельствует о стабильном, устойчивом финансово- экономическом положении предприятия. Так, коэффициент текущей ликвидности в 2009 году составил 1,904%, в 2010 году – 2,386%, в 2011 году – 2,58%; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами: 2009 год – 0,258%; в 2010 году – 0,584%; в 2011 году – 0,503%.

      На  предприятии выросла среднесписочная  численность работающих на 103,2% по сравнению  с 2009 годом (если в 2009 году она составляла 4895 человек, то в 2011 году 5050 человек).

      Структура управления ПРУП «Минский тракторный завод» представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев управления, обеспечивающих функционирование завода, как производственной системы. Для завода характерна высокая централизация функции управления, позволяющая эффективно осуществлять единую политику в технической, экономической, производственной, снабженческой, сбытовой, кадровой и других областях. 

 

     

     2.2. Методы управления  рисками 

     Контроль  над риском ПРУП «Минский тракторный завод» составляет существенную часть успешной торговли. Эффективное управление риском требует не только внимательного наблюдения за размером риска, но также стратегию минимизации убытков. Для борьбы с рисками применяются известные методы управления. Для уменьшения производственных рисков (например, невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции) разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других рисков разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.

     Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической  деятельности ПРУП «Минский тракторный завод» состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками: страхование; хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.

     Применение  различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.

     Анализ  и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных  и заемных ресурсов с целью  избежать возможных убытков, вызванных  неблагоприятными конъюнктурными изменениями.

     Другие  методы (уклонение от риска, компенсация  риска и его последствий, локализация  риска, распределение (диссипация) риска).

     Среди методов управления рисками в  ВЭД значительное место отводят  страхованию.

     По  своей природе страхование —  форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. В принципе, это также передача риска. Стороной, принимающей финансовые риски в данном случае, выступает страховая компания. Цель страхования субъекта экономики - защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.

     Наряду  со страхованием применяют также  другие методы управления рисками. Для  управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются различные методы хеджирования.

     Преимущество  хеджирования – возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая  стоимость. К недостаткам следует отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов. Это позволяет использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при больших объемах внешнеэкономических операций (на российских предприятиях практически не используется).

     Отдельная область управления рисками в  ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся: применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара; использование банковских гарантий (например, авалирование переводных векселей – тратт и др.).

     Преимущество  данного механизма снижения рисков – простота и доступность использования  для участников ВЭД, недостаток –  относительная дороговизна данного  типа услуг.

     Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях. [4] 

     Страхование коммерческого риска — вид  страхования, сущность которого заключается в уменьшении риска осуществления предпринимательских сделок за счет страхования. Наиболее распространено страхование банковских кредитных рисков. Объектами такого страхования являются банковские ссуды, обязательства и поручительства, инвестиционные кредиты. При не возврате кредита кредитор получает страховое возмещение, частично или полностью компенсирующее размер кредита. [5]

     В зарубежной страховой практике широко применяется страхование экономических  рисков. Предпринимательская деятельность и страхование – тесно связанные категории рыночного хозяйства. В этом виде страхования выделяют страхование от коммерческих, технических, правовых, политических рисков и рисков в финансово-кредитной сфере.

Информация о работе Управление риском