Управление риском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть коммерческие риски и их влияние на хозяйственную деятельность предприятия.
Основной задачей работы является:
рассмотрение условий и причин возникновения коммерческих рисков, их сущность и классификация;
изучение основных методов страхования рисков;
исследование процесса управления рисками;
рассмотрение влияния рисков на хозяйственную деятельность предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность, виды и формы рисков……………………………………...5
1.1 Условия и причины возникновения рисков………………………….5
1.2 Сущность и классификация рисков…………………………………..6
2. Возможности и методы управления рисками на ПРУП
«Минский тракторный завод» ………………………………………….10
2.1. Процесс управления рисками……………………………………….10
2.2. Методы управления рисками………………………………………..16
3. Снижение риска в деятельности предприятия………………………..23
Заключение………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа-процесс управления риском.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     Страхование коммерческих рисков охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель. Объект страхования – коммерческая деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и материальных ресурсов какой-либо вид производства или бизнеса и получения от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие коммерческих рисков осуществляется при помощи:

  • страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;
  • страхование от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.

     Необходимость страхования финансово-кредитных  рисков обусловлена достаточно высокой  степенью вероятности их появления  – страховой риск вытекает из специфики движения финансов и кредитных потоков. Нейтрализовать возможные потери позволяют следующие виды страхования:

  • страхование экспортных кредитов (на случай банкротства импортера либо его продолжительной неплатежеспособности);
  • страхование расходов по вступлению экспортера на новый рынок;
  • страхование банковских кредитов на случай неплатежеспособности заемщика (страхователем выступает банк);
  • страхование коммерческого кредита (страхование векселей);
  • страхование залоговых операций;
  • страхование валютных рисков (потерь от колебания валютных курсов);
  • страхование биржевых операций и сделок;
  • страхование от инфляции;
  • страхование риска неправомерных применений финансовых санкций органами налогового контроля.

     По  объектам страхования действующая в России практика выделяет следующие его группы:

  • имущественное страхование, охватывающее практически все основные виды материальных и нематериальных активов субъекта экономики. Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие: страхование грузов, страхование судов (морское каско), страхование воздушных судов, страхование автомобилей, страхование экспортных кредитов, страхование убытков от перерывов в производстве или коммерческой деятельности, страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей и др.
  • страхование ответственности, объект которой - ответственность субъекта экономики и ее персонала перед третьими лицами. Они могут понести финансовый и другой вид ущерба в результате какого-либо действия или бездеятельности страхователя. Это страхование обеспечивает страховую защиту субъекта экономики от рисков финансовых потерь, которые могут быть возложены на него в законодательном порядке в связи с причиненным им ущербом третьим лицам — как физическим, так и юридическим. Такая ответственность может возникать в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться предприятие – участник ВЭД.
  • комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования.

     По  используемым системам страхования:

  • страхование по действительной стоимости имущества используется в имущественном страховании и обеспечивает страховую защиту в полном объеме финансового ущерба, нанесенного застрахованным видам активов субъекта экономики
  • страхование по системе пропорциональной ответственности обеспечивает лишь частичную страховую защиту по отдельным видам рисков.
  • страхование по системе первого риска, под которым понимается финансовый ущерб, понесенный страхователем при наступлении страхового события, заранее оцененный при составлении договора страхования как размер указанной в нем страховой суммы.
  • страхование с использованием безусловной франшизы, представляющей собой минимальную некомпенсируемую страховщиком часть ущерба, понесенного страхователем.
  • страхование с использованием условной франшизы, при которой страховщик не несет ответственности за финансовый ущерб, понесенный субъектом ВЭД в результате наступления страхового события, если размер этого ущерба не превышает размера согласованной франшизы.

     Так же страхование может подразделятся:

     - по формам страхования: обязательное  страхование и добровольное страхование.

     - по объемам страхования: полное  страхование и частичное страхование.

     Рассмотрим  один из видов управления рисками - хеджирование. В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж». Рассмотрим эти контракты. Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение (применяется, когда необходимо застраховаться от повышения цены); хеджирование на понижение (когда необходимо застраховаться от понижения цены).

     К механизмам страхования на случай неблагоприятных  колебаний валютных курсов относят: форвардные контракты на покупку  валюты; валютные опционы;

     Валютный  опцион – это право покупателя купить и обязательство для продавца продать определенное количество одной  валюты в обмен на другую по фиксированному курсу в заранее согласованную  дату или в течение согласованного периода времени.

     Срочный (форвардный) контракт представляет собой взаимное обязательство сторон произвести валютную конвертацию по фиксированному курсу в заранее согласованную дату.

 

     

     3. Снижение риска  в деятельности  предприятия 

     Основные  способы уменьшения риска на ПРУП «Минский тракторный завод»: привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов; глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем; прогнозирование тенденций развития рыночной конъектуры, спроса на данную продукцию или услуги; распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

     При принятии решений, сопряженных с  риском, руководитель ПРУП «Минский тракторный завод» должен учитывать объективные и субъективные факторы. Лицо, принимающее решение, связанное с риском, должно обладать оригинальность мышления, агрессивностью, самостоятельностью и т.п. большинство психологов считают, что склонность или несклонность к риску не является свойствами личности. Отношение к риску определяется главным образом внешними условиями или некоторыми индивидуальными и психологическими особенностями человека, например агрессивностью или уровнем чувства тревоги, стрессом. Вместе с этим психологические исследования показывают, что большинство других черт личности, например эгоизм, конформизм и т.д., не влияют на принятие решений, связанных с риском.

     При принятии решений, сопряженных с  риском, одни предприниматели, способные  выдвигать несколько альтернативных решений, обычно обладают верой в собственные силы, большой стойкостью к стрессу, установкой на внешнее окружение (экстравертностью); другие обладают противоположными качествами: неуверенностью в себе, невысокой стойкостью к стрессу, инстровертностью (установка на внутренние мотивы), что не способствует выработке нескольких альтернативных решений.

     Чтобы организовать в современных условиях доходное дело, предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые  знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала. За рубежом специалистов, владеющих такими качествами, считают цветом нации, деловым потенциалом страны.

     При принятии решений могут возникать информационные перегрузки, тогда принятию решения в нужные сроки могут помешать насыщенный поток сведений об окружающей обстановке или нехватка информации (типичная ситуация для принятия решений, связанная с риском получения требуемых результатов). Информационные перегрузки блокируют работу по принятию решений, усложняют её.

     Предельные  случаи решений, сопряженных с риском, – перестраховка и авантюризм. При перестраховке риск сводится к нулю, авантюризм приводит к максимально  возможному риску. Перестраховка может привести к заниженному эффекту, авантюризм – к неполучению запланированного результата, вызванному чрезмерным риском. Необходим оптимальный риск, обоснованный расчетом. Следует использовать преимущества научного прогнозирования. Обоснованный риск почти всегда полезен. Он повышает эффективность предпринимательской деятельности.

     Решение – основа управления, выбор способа  действий из нескольких возможных. Под  оптимальным решением следует понимать такое, которое находится между  хорошим и наилучшим. Оно должно соответствовать условиям производства, быть пригодным и приемлемым для работы, а также обеспечивать малую степень риска и достижение проектных результатов.

     Предприниматель может предупредить или существенно  сократить риск, заключая договоры лизинга, продажи товаров, на оказание услуг, на перевозку и хранение продукции. В условиях лизинга существенная часть риска порчи имущества или его гибели может быть возложена на арендатора путем особых оговорок в договоре лизинга. При заключении договоров продажи товаров или оказания услуг преимущество переходит покупателю или посреднику в покупке, которые предусматривают в договорах ответственность производителя за устранение дефектов в ходе эксплуатации продукции или замену недоброкачественного товара. Таким образом, риск возлагается на производителя.

     При перевозке или хранении грузов возникает  обоюдный риск сторон, заключающих  договор. Падение цен в период перевозки или хранения продукции  и связанные с этим потери во время  хранения или перевозки продукции возлагаются на транспортные или другие организации, осуществляющие это хранение или перевозку.

     Принятие  правильного решения – залог  успеха деятельности предпринимателя, так как оно значительно снижает  степень риска и позволяет  получить высокий конечный результат. Принятие управленческих решений должно подчиняться правилам, среди которых основные сформулированы американским социологом М. Рубинштейном:

  • прежде чем вникать в детали, постарайтесь получить представление о проблеме в целом;
  • не принимайте решения, пока не рассмотрите возможные варианты;
  • сомневайтесь; даже общепринятые истины должны вызывать недоверие, не бойтесь опровергать их;
  • старайтесь взглянуть на стоящую перед вами проблему с самых разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными;
  • ищите модель или аналогию, которая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы. Используйте диаграммы и схемы. Они позволяют охватить сложную и обширную проблему буквально одним взглядом;
  • задавайте как можно больше вопросов себе и партнерам. Правильно заданный вопрос может иногда радикально изменить содержание ответа;
  • не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет в голову. Постарайтесь найти его слабые места. Попробуйте найти другие решения проблемы и сравните их с первым;
  • перед принятием окончательного решения поговорите с кем – нибудь о своих проблемах;
  • не пренебрегайте своей интуицией. Ведущая роль логического мышления в анализе проблем не подлежит сомнению, но нельзя преуменьшать и значение интуиции;
  • помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникающие постоянно проблемы со своей, особенно точки зрения.

 

     

     Заключение 

     В работе рассмотрены условия и  причины возникновения коммерческих рисков, их сущность и классификация. Описаны методы управления рисками  и их страхование. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно здесь производится нужная обществу продукцию оказываются необходимые услуги. Значительная часть государственного бюджета формируется за счет финансовых поступлений от предприятий.

     Следует помнить, что в рыночной экономике  выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, наладит производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высокий  доход для своих работников.

     В условиях рынка предприятие самостоятельно решает, что и как ему производить, в каких целях и как использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы: материально – технические, трудовые, финансовые, информационные и т.д. При этом экономическая ответственность, которую несет предприятие, нацеливает его руководителей на повышение эффективности использования всех видов ресурсов.

     Таким образом, видно, что потребность  компаний в выходе на зарубежный рынок  сегодня очень большая и риск является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. Поэтому маркетологи должны предвидеть риски и препятствовать их работе на внешних рынках, а также должны уметь планировать риски и управлять ими.

 

     

     Список  использованных источников 

  1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб пособ для вузов./ Т.А. Акимова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367с.
  2. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 700с.
  3. Белов А.М. Экономика организации (предприятия): Практикум./ А.М. Белов, Г.Н. Добрин, А.Е. Карлик; Под общ. Ред. Проф. А.Е. Карлика. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 272с.
  4. Белых Л.П. Реструктуризация предприятий: учеб пособ./ Л.П.Белых. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 511с.
  5. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб пособие/ А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.Я. Якимович. – М.: ОМЕГА – Л, 2006. – 415 с.
  6. Выверец А.Д. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 543с.
  7. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 2003. – 336с.
  8. Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учеб для вузов; Пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова. М: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 736с.
  9. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб пособ. – 2-е изд., доп. М.: ИНФРА – М, 2007. – 455с.
  10. Лапыгин Ю.Н. Теория организация: Учеб пособ. - М.: ИНФРА – М, 2007. – 311с.
  11. Парахина В.Н. Теория организации: Учеб пособ./ В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – 4 –е изд. стер. – М.: Кнорус, 2007. – 296с.
  12. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2005. – 1012с.
  13. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. Для ср. спец. Учеб. Завед М.: Экономистъ, 2004. – 251с.
  14. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятий): Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд –во Проспект, 2006.- 560с.
  15. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. Пособ.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006. – 576с.
  16. Скляренко В.К., Прудникова В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528с.
  17. Титов В.Н. Экономика предприятия: учеб. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.

Информация о работе Управление риском