Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:08, реферат
Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………. 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………..
8
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЕ В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………
11
ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………... 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
ОБРАЗОВАНИЯ
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
Федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В
муниципальных районах и
Отдельные
вопросы управления находятся в
компетенции и сфере
Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.
Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.
При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.
Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.
Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.
В
настоящем подразделе приведены
основные полномочия всех трех уровней
управления системой образования в
Российской Федерации, а также те
полномочия, которые законодательно
переданы от федерального центра субъектам
Российской Федерации. Передача полномочий
может осуществляться также от региональных
властей органам местного самоуправления.
Учредителем образовательного учреждения могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Государственные
и муниципальные
Имущество бюджетного государственного или муниципального образовательного учреждения находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия (решения) учредителя.
Недвижимое
имущество и особо ценное движимое
имущество автономного
Бюджетные
государственные и
Основой финансирования автономных образовательных учреждений являются задания, устанавливаемые учредителем с учетом разрешенной уставом учреждения деятельностью.
Финансирование
федеральных государственных
Негосударственные образовательные учреждения могут получать финансирование из бюджетов соответствующих уровней на реализацию образовательной деятельности в соответствие с лицензией через механизмы государственного (муниципального) заказа на поставку товаров, работ или услуг.
Образовательное
учреждение самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйственную
Оплата
труда работников государственных
и муниципальных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование является важнейшей сферой, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.
В ходе работы мы выяснили, что управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.
В современном обществе управление образованием, по мнению специалистов, ориентировано на решение следующих проблем: организация такого доступа к образованию, который удовлетворял бы образовательные потребности людей в ХХI в.; обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.
В Российской Федерации управление образованием – компетенция следующих органов:
Большое
значение имеет вопрос разграничение
компетенции вышеуказанных
Одной
из задач в совершенствовании
действующей системы