Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:02, курсовая работа
Цель: изучить теоретические основы социального планирования;
провести сравнительный анализ показателей эффективности и реального состояния;
проведение практического исследования на примере существующей конкретной организации (составить план социального развития коллектива).
Введение
Глава 1.Теоретические основы социального планирования
1.1 Сущность социального планирования.
1.2 Формы и уровни социального планирования
1.3 Методы социального планирования
Глава 2. Управление социальным развитием ООО «Газпромтрансгаз Чайковский»
2.1 Общие положения устава и основные направления социального развития предприятия ООО «Газпром трансгаз Чайковский»
2.2 Роль процессного подхода к организации
2.3 Предложение по расширению и расчеты эффективности направлений социального развития ООО «Газпромтрансгаз Чайковский»
Заключение
Список литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной службы» «Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Тема: Управление социальным развитием организации
Выполнил И.А. Максимова
Студент гр.3Н (Вт)-061000-21(к)
______________________
(подпись)
______________
(дата)
Научный руководитель
В.Ю. Войтович
д.ю.н.
Ижевск 2009
Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы социального планирования
1.1 Сущность социального планирования.
1.2 Формы и уровни социального планирования
1.3 Методы социального планирования
Глава 2. Управление социальным развитием ООО «Газпромтрансгаз Чайковский»
2.1 Общие положения устава и основные направления социального развития предприятия ООО «Газпром трансгаз Чайковский»
2.2 Роль процессного подхода к организации
2.3 Предложение по расширению и расчеты эффективности направлений социального развития ООО «Газпромтрансгаз Чайковский»
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы: В современных условиях, принимая во внимания нестабильность мировых экономик ведущих стран, социальное развитие отдельных организаций и предприятий, по моему мнению, является одной из наиболее актуальных сторон стратегического планирования. Социальное планирование, оценки основных показателей, сбор информации, определение фактического положения дел, установление приоритетности решения социальных проблем, т.е определение целей и задач плана, разработку проекта плана, а так же определение ресурсов для его выполнения, - наиболее актуальные стороны деятельности предприятия.
Объектом: является социальное развитие. При проведении исследования я поставила перед собой такую цель, как выявить основные особенности планирования социального развития, которые нужно учитывать при разработке плана.
В процессе исследования, для достижения поставленной цели, я выполняла следующие задачи:
Цель: изучить теоретические основы социального планирования;
провести сравнительный анализ показателей эффективности и реального состояния;
проведение практического исследования на примере существующей конкретной организации (составить план социального развития коллектива).
В первой части своей курсовой работы я рассматривала теоретические основы и принципы социального планирования. В ней также описываются сущность и проблемы теории и практики социального планирования.
2) Во второй части описывается практическое исследование по выбранной теме, на примере организации-филиала ООО « Газпром трансгаз Чайковский» Проведя анализ предприятия по пунктам социального паспорта, мы разработали план социального развития данного предприятия. На основе приведенной информации в виде графиков и таблиц, мы также сделали выводы и прогнозы по развитию трудового потенциала организации.
1. Теоретические основы социального планирования
1.1 Сущность социального планирования
Развитие общества не должно быть стихийным и непредсказуемым. Историческая практика говорит о том, что общество тогда может целенаправленно изменяться, когда оно планомерно, на основе научных данных планирует свое изменение. Это говорит о том, что оптимальное научное управление общественной жизнью требует рассматривать социальное планирование как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику во всех сферах общественной жизни -- экономике, социальной сфере, политике, духовной жизни и т. д.
Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.1
1.2 Формы и уровни социального планирования
Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на каком уровне социальной организации осуществляется то или иное социальное изменение или социальная трансформация.
Первый уровень планирования -- это планирование социального развития трудовых коллективов. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Накопленный опыт свидетельствует, что на уровне трудового коллектива наиболее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах.
Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития производства и как он сам будет изменяться под влиянием научно-технического и социального прогресса.
Принцип 2. Действенность планов социального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для человека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса -- в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и возможностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.
Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом ( а следовательно, и со всем обществом) не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.
На региональном уровне социальное планирование представляет собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирования всего общественного организма огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.
1.3 Формы социального планирования
Формы социального планирования различаются, прежде всего, следующим образом: во-первых, адресным планированием, во-вторых, планированием при помощи косвенных (экономических и социальных) рычагов.
Конкретное, или, как сейчас принято говорить, адресное, планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уровня общественного развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения отражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.
По своей сути социальное планирование связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого решения, но и для его осуществления. Временная протяженность планового периода не может быть задана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, игнорируя научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.2
При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определяется, какие элементы, составные части не поддаются государственному и общественному регулированию. Применительно к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий и негативных результатов.
В действительности самого процесса планирования выявляются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы минимизировать количество трудовых затрат, не требующих квалификации или тяжелого физического труда, помимо планирования технического прогресса необходимо регулирование роста квалификации рабочих. Планы повышения их профессионального уровня предполагают, прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, -- это является особенно важным -- многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.
Следует заметить, что эти две формы планирования в чистом виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением в стране экономической реформы.
1.4 Методы социального планирования
Методы планирования обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отношений и социальных структур. Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных фор-мах воплощаются.
Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.
Выделим некоторые общеприменимые методы социального планирования, которые позволяют осуществлять планирование на различных уровнях.
1.Аналитический метод социального планирования.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.
2.Комплексный метод социального планирования.
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработку основных показателей плана.
В социальном планировании все тире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением неотложных ключевых задач общественного разлития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
3. Экономико-математические методы.
Название группы этих методов достаточно условно. В действительности речь идет о количестве ином анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование3.
В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т. д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.
В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании.
2. Управление социальным развитием ООО «Газпром трансгаз Чайковский»
2.1 Общие положения устава и основные направления социального развития предприятия ООО «Газпромтрансгаз Чайковский»
Общие положения: Общество с ограниченной ответственностью ООО «Газпром трансгаз Чайковский» создано в соответствии с решением Совета директоров Открытого акционерного общества ОАО «Газпром» от 15. 08. 1998 № 115 постановлением Правления ОАО «Газпром» от 23. 08.1998 № 35 и решением участника от 18. 04.2000 № 4 путем преобразования дочернего предприятия по транспортировке и поставкам газа ООО «Газпром трансгаз Чайковский» зарегистрированного Постановлением главы администрации г. Чайковского Пермской области от 15.04.1992 №132 Регистрированный № 154 Основной государственный регистрационный номер 1436574839567 присвоен ООО «Газпром трансгаз Чайковский» инспекцией КЛМ РФ по г. Чайковскому Пермской области 9.09.2003.
Информация о работе Управление социальным развитием организации