Управление закупочной деятельностью оптового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание

Целью исследования является оценка закупочной деятельности предприятия торговли по оптовым закупкам парфюмерной и косметической продукции.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
а) раскрыть теоретический аспект сущности закупочной деятельности на предприятии;
б) провести анализ основных показателей организационно-экономической характеристики торгового предприятия ИП Морозова И.В.;
в) проанализировать организацию коммерческой работы по закупке товаров;

Содержание

Введение
1. Коммерческая деятельность по организации закупочной работы: сущность, значение, оценка эффективности
1.1 Понятие закупок, их роль и значение
1.2 Организация закупочной деятельности: задачи, функции и её особенности в оптовой торговле
1.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности по закупочной работе
2. Исследование закупочной деятельности оптового предприятия ИП Морозова И.В.
2.1 Краткая торгово-организационная и экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация коммерческой работы по закупке товаров
2.3 Оценка закупочной деятельности оптового предприятия
3. Рекомендации по повышению эффективности закупочной деятельности оптового предприятия ИП Морозова И.В.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Управление закупочной деятельностью оптового предприятия.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

1. Коммерческая деятельность по организации закупочной работы: сущность, значение, оценка эффективности

1.1  Понятие закупок, их роль и значение

1.2 Организация закупочной деятельности: задачи, функции и её особенности в оптовой торговле

1.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности по закупочной работе

2. Исследование закупочной деятельности оптового предприятия ИП Морозова И.В.

2.1 Краткая торгово-организационная и экономическая характеристика предприятия

2.2 Организация коммерческой работы по закупке товаров

2.3 Оценка закупочной деятельности оптового предприятия

3. Рекомендации по повышению эффективности закупочной деятельности оптового предприятия ИП Морозова И.В.

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Организация коммерческой деятельности и совершенствование оптовой торговли неразрывно связана с организацией снабжения товарами торговой сети, то есть с организацией закупок.

Коммерческая деятельность представляет, пожалуй, самое новое направление в работе предприятий, получившее развитие в связи с формированием рыночных отношений в экономической системе России, что в значительной мере определяет тот интерес, который проявляется к ней со стороны участников процесса производства товаров, поскольку этот интерес напрямую связан с возможностями работы предприятий и зачастую определяет дальнейшее его существование.

Необходимость самостоятельного решения вопросов коммерческой деятельности, имеющих ответственный характер, требует как понимания задач, стоящих перед каждым, кто с ними сталкивается, так и принятия обоснованных решений на основе грамотного подхода, который возможен только через овладение основами коммерческой работы.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.

Адекватно этому изменяется и тактика коммерческой деятельности на товарном рынке.

В рыночной экономике важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Этот закон является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой.

Товароснабжение торговой сети – это процесс доведения товаров до предприятий торговли в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения. От организации системы закупок зависят полнота ассортимента и степень удовлетворения спроса населения, размеры и структура товарных запасов, скорость их реализации, количественные и качественные потери товаров, уровень культуры торговли, выполнение плана товарооборота и других показателей торговой деятельности [1, С. 151].

В условиях рыночной экономики производство потребительских товаров и расширение их ассортимента, увеличение объема товарооборота, расширение торговой сети и повышение требований к культуре торговли значительно усложняют процесс закупок, и его роль в организации торговли возрастает. В настоящее время ассортимент парфюмерной продукции насчитывает сотни разновидностей. Повышаются требования покупателей к ассортименту и качеству товаров. Естественно, что обеспечить бесперебойное снабжение торговых предприятий в этих условиях очень сложно.

Актуальность данной темы обусловлена высокой степенью зависимости конечных финансовых результатов деятельности фирмы от эффективности осуществления ею коммерческой деятельности. Положительно то, что все большее число организаций нашей страны, как торговых, так и сфере производства, понимает, что для достижения успеха необходимо уделять осуществлению коммерческой деятельности значительное внимание. Понятие коммерческой деятельности очень широкое и включает в себя множество направлений: ведение договорной работы, деятельность в области закупок, формирования ассортимента, управления товарными запасами, сбытовая и рекламно-информационная деятельность и т.д. Эффективное осуществление деятельности в каждом из этих направлений способствует достижению высоких финансовых результатов.

Все это обусловило выбор темы данной дипломной работы.

Основными требованиями, предъявляемыми к организации закупок товаров, являются планомерность, ритмичность и экономичность.

Предметом исследования данной дипломной работы является закупочная деятельность оптового предприятия торговли ИП Морозова И.В.

Объектом исследования является коммерческая деятельность по организации закупочной работы.

Целью исследования является оценка закупочной деятельности предприятия торговли по оптовым закупкам парфюмерной и косметической продукции.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

а) раскрыть теоретический аспект сущности закупочной деятельности на предприятии;

б) провести анализ основных показателей организационно-экономической характеристики торгового предприятия ИП Морозова И.В.;

в) проанализировать организацию коммерческой работы по закупке товаров;

г) оценить результаты закупочной деятельности исследуемого предприятия;

д) выявить основные пути совершенствования закупочной деятельности на предприятии.

Методической базой написания данной дипломной работы послужили различные методы анализа, экономико-статистические, экономико-математические, экспертные.

Теоретической базой послужили научные труды различных исследователей, таких как, Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Дашков Л.П., Памбухчиянц Д.Э, Половцева В.П., Осипова Л.В. и др.

Информационная база анализа представлена данными бухгалтерской и статистической отчетности предприятия ИП Морозова И.В. за 2006 – 2008 гг.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.


1 Коммерческая деятельность по организации закупочной работы: сущность, значение, оценка эффективности

 

1.1 Понятие закупок, их роль и значение

Закупка товаров является первым этапом такого важного процесса, как товароснабжение.

Товароснабжение – это комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу товаров.

В торговой практике используют две формы товароснабжения: транзитную и складскую.

Транзитная форма товароснабжения предусматривает завоз товаров от изготовителей непосредственно в розничную торговую сеть, минуя склады оптовых баз.

Транзитная форма снабжения магазинов может применяться при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз, осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому не требуется соблюдения минимальной нормы отгрузки.

Транзитная форма товароснабжения способствует сокращению времени доведения товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь.

Однако во многих случаях она не может быть использована: если требуются накопление товаров, подсортировка, преобразование производственного ассортимента в торговый. Возникает необходимость применить складскую форму товароснабжения. При этом возрастут расходы, связанные c выполнением складских операций с товаром, его хранением. Тем не менее достаточно часто при работе с товарами сложного ассортимента, сезонного производства и потребления применение этой формы является предпочтительным, так как совокупные издержки по завозу, хранению и продаже товаров в магазине снижаются. Это происходит потому, что увеличение издержек в складском звене компенсируется снижением их в магазинах за счет ускорения реализации подсортированных и подготовленных к продаже партий товаров, уменьшением товарных запасов и расходов на их содержание [5, С. 97].

Важное значение для рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети имеет выбор метода завоза товаров.

Основными являются два метода. Первый метод предполагает, что завоз товаров осуществляется силами и средствами розничных торговых предприятий и называется децентрализованным (самовывоз). Этот метод отвлекает работников магазинов от их непосредственной работы по торговому обслуживанию населения, приводит к неэффективному использованию транспорта, в итоге увеличиваются издержки по завозу товаров.

Второй метод - централизованный, предусматривает завоз товаров силами и средствами поставщика. Он более экономичный, позволяет улучшить управление процессом товародвижения, повысить эффективность использования автотранспорта. Работники магазинов не отвлекаются для поездки за товаром. При этом методе отборка товаров может быть осуществлена лично или по заявке (письменной или по телефону). Завоз должен осуществляться по графикам.

Разрабатываются графики отборки и завоза товаров. Для их обоснования необходимы следующие данные: тип магазина, его ассортиментный профиль, месторасположение, однодневный товарооборот магазина, фактические товарные запасы, режим работы магазина. На основе этих данных рассчитывается размер партии единовременной поставки и частота завоза [6, С. 74].

Графики составляются, как правило, на квартал. На более длительный срок их составление нецелесообразно, так как в процессе работы ситуация меняется. Практика свидетельствует, что наиболее приемлемая частота завоза продовольственных товаров - через 2-3 дня, непродовольственных - 7-9 дней, но это зависит от однодневного товарооборота и размера единовременной партии завоза. В графике целесообразно указывать не только дни завоза или числа месяца, но и время. Дню завоза должны предшествовать отборка товаров или поступление заявки от магазинов.

В снабжении розничной торговой сети применяются и другие методы: снабжение через передвижные склады, передвижные залы товарных образцов, разъездных товароведов, через мелкооптовую посылочную торговлю [7, С. 158].

Выбор форм и методов товароснабжения закрепляется в договорах поставки при установлении хозяйственных связей.

При всех формах и методах товароснабжения заведующие магазинами составляют заявки на завоз товаров.

При этом они должны учитывать спрос населения, степень его удовлетворения, размер однодневной продажи, фактический объем товарных запасов, а также объем неснижаемого запаса, необходимого для бесперебойной торговли, наличие не пользующихся спросом товаров, частоту завоза.

На товары, которыми магазин ранее не торговал, первая заявка должна быть небольшой (пробная продажа).

При разработке заявки следует учитывать изменение спроса в, связи с обычаями, традициями, праздниками, сезонными колебаниями и другими рыночными условиями.

Заявки передаются поставщику, осуществляющему товароснабжение магазинов, и должны быть выполнены в предусмотренные договором сроки.

Существуют следующие принципы закупки товаров:

а) на ранних этапах формирования ассортимента закупать и продавать лишь ограниченное количество наименований товаров, чтобы коммерческие службы могли сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только после этого можно дальше расширять ассортимент;

б) установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производства, между поставщиками и оптовыми покупателями;

в) приветствовать совместную работу по формированию ассортимента, формированию качества, разработке новых товаров [8, С. 126].

Рациональная организация закупки означает приобретение товаров:

а) из нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, у надежного поставщика, по приемлемой цене;

Объем закупки (оптимальный размер запаса - ОРЗ) – ее уровень, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки хранения запасов.

Определение ОРЗ не имеет смысла, если время выполнения заказа весьма продолжительно при значительном колебании спроса и нестабильных ценах. Во всех других случаях определение ОРЗ приведет к уменьшению издержек хранения запасов без потери качества обслуживания. Оптимальный размер запаса определяется по формуле 1.1

 

ОРЗ =   (2V х Р)/(С х S),               (1.1)

 

где              V - годовой объем товарооборота, тыс. руб.;

Р - стоимость подачи одного заказа, тыс. руб.;

С - стоимость единицы продукции, тыс. руб.;

S - издержки хранения единицы продукции на складе, тыс. руб.

Существуют следующие методы закупки товаров:

а) прямой, предполагающий установление прямых связей с розничными предприятиями;

б) косвенный, предполагающий покупку и продажу товаров через торгово-посреднические операции, на основе специального договора с торговым посредником.

1.2 Организация закупочной деятельности: задачи, функции и ее особенности в оптовой торговле

 

В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между участниками, представляющими предприятия торговли, производителей и обслуживающие сферу обращения субъекты. С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнёрами. Закупочная деятельность и коммерческие действия взаимообусловлены, они осуществляются в соответствии с целями торгового предприятия и содержанием решаемых задач [1, С. 149].

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё, по существу, начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль необходимо располагать товаром. Главная функция товарного обращения сводится к смене форм стоимости по формуле: 1.2

 

Д – Т и Т '- Д ' (1.2)

 

Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле – предприниматель, располагая определённой суммой денежных средств, закупает товар, который затем реализует в денежные средства с некоторым приращением. Исходя из основной функции товарного обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи.

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый субъектами торговой деятельности с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия [2, С. 159].

Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:

а) изучение и прогнозирование покупательского спроса;

б) определение потребности в товарах;

в) выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;

г) организация рациональных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, предоставление заказов и заявок поставщикам;

д) организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортёров и других поставщиков;

е) организация учёта и контроля за оптовыми закупками;

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях должна основываться на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль [2, С. 160].

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров.

Как известно, спрос- это форма рыночного проявления потребности. В свою очередь потребность принято определять как нужду или недостаток в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, функционирования личности, социальной группы населения или общества в целом. В процессе общественного развития потребности растут и изменяются.

Спрос населения на товары формируется под влиянием многочисленных экономических, демографических, природно-климатических и других факторов, которые постоянно изменяются в процессе развития общественного производства. Поэтому только с помощью методов маркетинга коммерческие работники могут получить необходимую информацию о товарах, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о ёмкости рынка в отдельных регионах и т.д. [3, С. 85].

Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателя на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Оптовые базы, являясь торговыми предприятиями и обслуживая определённый территориально-экономический район, изучают в основном объём покупательского спроса на те или другие виды товаров и в отдельных случаях ассортиментную структуру спроса. Для этого на оптовых предприятиях используются различные методы изучения и прогнозирования спроса:

а) оперативный учёт продажи товаров и движения товарных запасов за определённый период;

б) изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на завоз товаров;

в) учёт и анализ неудовлетворённого спроса оптовых покупателей;

г) проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями товаров;

Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объёма спроса (ёмкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары [2, С. 161].

Эффективным методом изучения спроса являются выставки и выставки-продажи. Наряду с демонстрацией товаров могут быть проведены показ работы технически сложных товаров, консультации по товарам; организована продажа товаров со скидкой или предоставлением более длительного, чем обычно, гарантийного срока; показаны рекламные ролики и фильмы, слайды, распространена печатная продукция, проведены лотереи, аукционы по продаже отдельных товаров, дегустации и т.п. Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Руководствуясь результатами маркетинговых исследований, оптовые базы, коммерческие фирмы и другие оптовые покупатели строят свою политику закупок, заключая долгосрочные соглашения с поставщиками товаров, на которые ожидается повышение спроса. Информация маркетинговых служб позволяет оптовым покупателям заблаговременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, осваивающих выпуск более совершенных или принципиально новых товаров.

Для расчёта потребности в товарах могут быть использованы различные методы (нормативный метод определения потребности в товарах, метод использования коэффициента эластичности, балансовый метод и т.д.). В каждом конкретном случае выбор методики диктуется условиями, в которых работает торговое предприятие, условиями прогноза, информационным обеспечением и другими факторами [3, С. 86].

Одним из важнейших элементов закупочной работы является выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров.

Коммерческие работники должны хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых товаров. Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в СМИ, проспектами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата оптовых баз. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целью получения необходимой прибыли должна сочетаться с заботой о конечных покупателях, учётом их платёжеспособности, с недопущением неоправданного роста цен, предоставлением населению возможности приобрести товары по доступным ценам [2, С. 163].

Коммерческие работники должны посещать производственные предприятия, изготавливающие товары, знакомиться с производственными возможностями, ассортиментом и качеством выпускаемых ими товаров. Также полезными окажется их участие в совещаниях с работниками промышленности и предпринимателями, в выставках-просмотрах новых образцов изделий, в выставках-ярмарках.

Тщательный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое представление об источниках поступления товаров, к числу которых относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (АПК, лёгкая промышленность, машиностроение и т.д.).

Под поставщиками товаров следует понимать конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги [3, С. 86].

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров их можно классифицировать на различные группы по различным признакам.

Рассмотрим классификацию поставщиков:

а) по территориальному признаку:

1) местные поставщики – внутриобластные поставщики, которые зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы;

2) внеобластные поставщики;

3) республиканские поставщики;

4) внереспубликанские поставщики;

б) по форме собственности:

1) государственные поставщики;

2) муниципальные поставщики;

3) частные поставщики;

4) кооперативные поставщики;

5) поставщики иных форм собственности;

в) по ведомственной принадлежности:

1) внутрисистемные поставщики;

2) внесистемные поставщики.

г) по функциональным признакам:

1) поставщики-изготовители;

2) поставщики-посредники (оптовые предприятия).

В обобщённом виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщиков - изготовителей и поставщиков – посредников, закупающих продукцию у производителей и реализующих её оптовым покупателям.

Поставщиками–посредниками могут быть оптовые предприятия общенационального, регионального уровня различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады) [2, С. 164].

Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной деятельности.

Дистрибьютор- фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками [9, С. 114].

Брокерская фирма- предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо)- торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров на товарной бирже. Действует он по поручению клиентов, получая от них вознаграждение [9, С. 51].

Дилер- юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счёт и от своего имени. Доходы дилера образуются за счёт разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг [9, С. 110].

Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

По территориальному признаку поставщики товаров бывают местными, внеобластными, республиканскими и внереспубликанскими. Оптовые предприятия чаще закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство многих товаров и их приходится завозить. Местные поставщики зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.

Поставщики также различаются по их принадлежности к той или иной хозяйственной системе. Поставщики, относящиеся к той же системе, в которую входят оптовые покупатели, называются внутрисистемными, остальные- внесистемные.

По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.

Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки, причём их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточках указывают данные о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой продукции, о возможности производства других товаров, условия поставки товаров и другие сведения, интересующие оптовые базы [2, С. 164].

Правильный выбор поставщика в условиях рынка весьма сложное дело, и ошибка здесь может дорого стоить предприятию. Выбор наиболее выгодного для предприятия поставщика имеет большое значение, так как от последнего зависит величина затрат на закупку материальных ресурсов.

Когда поставщиков много, то выбор наиболее подходящего целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков. Критерии выбора представлены в таблице 1.1: 

Таблица 1.1- Критерии предварительного выбора поставщика

Критерий выбора

Поставщик

1

2

3

1.      Производственная мощность

2.      Удалённость поставщика

3.      Формы расчётов

4.      Качество продукции

5.      Цена единицы продукции

6.      Комплектность поставки

7.      Размер партии

8.      Упаковка

 

 

 

 

После анализа поставщиков часть из них, не соответствующая требованиям исключается.

На втором этапе берётся более расширенный перечень критериев выбора поставщиков, представленный в таблице 1.2:

 

Таблица 1.2- Критерии окончательного выбора поставщика

Критерий выбора

Поставщик

1

2

3

1.                   Финансовые условия

2.                   Время поставки

3.                   Периодичность поставки

4.                   Складские условия поставщика

5.                   Другие критерии

 

 

 

 

 

Критерии выбора поставщиков могут быть дополнены и другими специфическими критериями. Заполнять таблицу целесообразно путём проставления баллов каждому поставщику по каждому критерию. Сложив все эти оценки по всем критериям, можно вывести среднее значение оценки. Предпочтение должно отдаваться тем поставщикам, которые имеют наибольшее среднее значение оценки [10, С. 126].

Предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты, намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощённой схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия [11, С. 171].

Подразделение поставщиков зависит от канала сбыта (продвижения), т.е. пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Он характеризуется числом составляющих его звеньев или уровней, на каждом из которых выполняются различные операции по приближению товара к конечному потребителю.

В последние годы всё более широкое распространение получает вариант, при котором потребительские товары производители стремятся продавать непосредственно конечным потребителям. Это так называемый канал нулевого уровня или прямой канал товародвижения. При одноуровневом канале посредником на рынке потребительских товаров становится оптовый и розничный торговец. Если между промышленным предприятием и предприятием розничной торговли стоят два и более оптовых торговца, то мы имеем дело с многоуровневым каналом продвижения товаров [3, С. 87].

Одним из важнейших этапов закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками. В условиях рыночной экономики большое значение придаётся самостоятельному урегулированию хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров на базе правовых норм гражданского законодательства. При этом существенно повышается роль договоров поставки товаров.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [12, С. 18].

В отличие от других договоров по договорам поставки допускается возможность одностороннего отказа от его исполнения или одностороннего его изменения в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком считается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара. Нарушение договора поставки покупателем считается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров. В этих случаях договор поставки считается изменённым или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об отказе от исполнения договора полностью или частично [3, С. 90].

Успешное осуществление коммерческой деятельности во многом зависит от своевременного исполнения обязанностей сторонами договора. Поэтому важной частью коммерческой работы является организация повседневного контроля исполнения договоров и хода поставки товаров. Это позволяет обеспечивать своевременное и бесперебойное поступление товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и в предусмотренном количестве.

Исполнение договоров поставки товаров контролируется по общему объёму, развёрнутому ассортименту, срокам поставки, качеству и комплектности поставляемых товаров, соблюдению транспортных условий, расчётной дисциплины.

С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, преимущественно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков-изготовителей на стабильной долговременной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности по закупочной работе

 

Несмотря на тесную связь между коммерческой деятельностью и конечными результатами, нельзя считать коммерческую деятельность фирмы эффективной лишь только по наличию положительных финансовых результатов – ведь прибыль, возможно, могла быть больше? Поэтому, чтобы оценить эффективность коммерческой деятельности торговой организации, необходимо произвести оценку эффективности каждого направления коммерческой работы.

В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из сущности и содержания коммерческой деятельности, целесообразно проводить оценку ее эффективности, основываясь на оценке эффективности каждого из ее элементов. Оценив эффективность коммерческой деятельности по каждому из направлений, можно сделать вывод о том, насколько эффективна коммерческая деятельность торгового предприятия в целом [13, С. 90].

При оценке эффективности договорной работы оптовой торговой организации принимается во внимание не только количество заключенных договоров с поставщиками и покупателями, но и их качество, т.е. оценивается, насколько выгодны для организации условия договора, изучается степень и методы контроля исполнения договорных обязательств, как партнерами, так и самой организацией.

Выгодными условиями считаются те, которые способны сократить затраты фирмы по совершению сделки, выиграть время в случае финансовых затруднений, снизить риск, связанный с неоплатой товара и т.д. Поэтому специалист по коммерческой деятельности должен стремиться заключить договор на максимально выгодных условиях, что позволит достичь более высоких результатов. Однако что выгодно для одной стороны, чаще всего не совсем выгодно для другой. Договор – это всегда компромисс, одна сторона идет на уступку другой стороне, соглашаясь на ее условия в части договора, взамен на возможность диктовать свои условия в другой части договора. Поэтому для оценки эффективности договорной работы необходимо соотнести прибыль от сделки с затратами на ее совершение, определить насколько обоснованны затраты, предусмотренные условиями договора.

В случае неисполнения обязательств по договору, фирма может понести значительные убытки вследствие недополучения денежных средств за товар, выплаты штрафов, пени, потери деловой репутации и т.д. Оперативный контроль исполнения договоров поможет избежать данных последствий. Степень контроля исполнения своих договорных обязательств можно оценить, отследив количество и характер неисполненных организацией обязательств; затраты, понесенные в связи с нарушением условий договора – уплаченные штрафы, пени, неустойки.

Основным показателем при анализе закупочной деятельности является объем закупок. Поэтому для оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации в данном направлении, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику общего объема закупок и его структуры. Структура объема закупок должна быть представлена как в разрезе товарного ассортимента, так и по каждому из поставщиков [13, С. 105].

Во многом эффективность закупочной деятельности зависит от выбора поставщиков. Оценить, насколько этот выбор правильный, можно с помощью следующих показателей:

а) частота и характер неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком договорных обязательств;

б) количество и удельный вес поставок некачественного товара;

в) нарушение установленных сроков поставок по вине поставщика;

г) количество и удельный вес поставок товаров в ненадлежащем количестве и ассортименте;

д) устойчивость условий договора – наличие внесения изменений в договор по наиболее значимым пунктам (цена, ассортимент, сроки и количество);

е) доходность сделки с данным поставщиком (определить сумму валового дохода от продажи товаров данного поставщика, удельный вес в общей сумме валового дохода, долю затрат на совершение сделки в сумме валового дохода от сделки).

Расчет данных показателей необходимо проводить по каждому поставщику отдельно, что позволит при сравнении результатов выявить наиболее надежных и выгодных партнеров.

В качестве показателя эффективности работы с поставщиками может выступать наличие необоснованной и/или просроченной кредиторской задолженности, так как своевременная оплата товаров и услуг говорит об удовлетворительном финансовом состоянии организации, что характеризует его как надежного партнера, позволяет прибегнуть к услугам банка по кредитованию оборотных средств и наладить новые деловые контакты.

Одним из основных направлений закупочной деятельности является формирование ассортимента. Эффективность данной работы определяется в первую очередь таким показателем, как рентабельность ассортимента. Под рентабельным ассортиментом понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектом запланированного размера прибыли.

Состояние товарного ассортимента торговой организации характеризуют следующие показатели:

Широта ассортимента – количество групп и подгрупп товаров, включенных в торговый ассортимент.

Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте предприятия.

Структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте.

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров установленному ассортиментному перечню.

Устойчивость (стабильность) ассортимента – это бесперебойное наличие товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.

Обновляемость ассортимента – пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия.

Важнейшей составляющей коммерческой деятельности торговой организации по закупкам товаров является управление товарными запасами. От того, насколько грамотно и рационально осуществляется управление товарными запасами, зависит эффективность всей деятельности фирмы.

Главным критерием оценки эффективности управления товарными запасами является оборачиваемость товарных запасов.

Данный коэффициент отражает скорость реализации запасов. Чем он ниже – тем меньше средств вложено в наименее ликвидную часть текущих активов.

Основными составляющими деятельности по управлению запасами являются: определение оптимального размера товарных запасов и заказываемой партии товаров, а также частоты завоза товаров, которые зависят, в первую очередь, от объема спроса (оборота).

В оптовой торговле при расчете оптимального размера товарных запасов и заказываемой партии целесообразно исходить из объема реализации за определенный период, например, за месяц. Необходимо также учитывать предполагаемый объем заказов от покупателей, площадь склада, расходы на транспортировку и хранение.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение. И те, и другие зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный: транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как закупки и перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже; расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа [11, С. 91].

Для оценки эффективности коммерческой работы в данном направлении нужно определить, насколько затраты при осуществлении закупок обоснованны. Для этого необходимо соотнести прибыль, полученную в результате реализации закупленных товаров, с затратами, т.е. определить рентабельность затрат.

Таким образом, эффективность коммерческой деятельности по управлению товарными запасами зависит не только от скорости оборачиваемости товарных запасов, но и от рентабельности затрат, связанных с осуществлением закупок.


2. Исследование закупочной деятельности оптового предприятия ИП Морозова И.В.

 

2.1 Краткая торгово-организационная и экономическая характеристика предприятия

 

Предприятие ИП Морозова И.В. существует на рынке более 5 лет. ИП Морозова И.В. является оптовым торговым предприятием.

ИП Морозова И.В. осуществляет торговлю крупным и мелким оптом парфюмерных, косметических товаров.

Место нахождения ИП Морозова И.В. и почтовый адрес: Российская Федерация, Ставропольский кр., г. Кисловодск, ул. Ленинградская 69.

Девиз предприятия: "Делать людей счастливыми, предоставляя им максимально соответствующий их потребностям выбор средств для создания и поддержания красоты и комфорта».

В ассортименте представлена продукция как отечественных, так и зарубежных производителей.

Предметом деятельности ИП Морозова является:

а) торговля (оптовая );

б) оказание различных видов услуг.

Главной целью организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения экономических, социальных и культурных интересов членов трудового коллектива общества, интересов участников общества при наилучшем удовлетворении потребности покупателей.

Основным направлением деятельности фирмы является тесное сотрудничество с предприятиями розничной торговли города Пятигорска и Ставрополя.

Среднесписочная численность работников составляет 20 человек

Общее руководство предприятием осуществляет собственник.

Собственник отвечает за деятельность торгового предприятия в целом, участвует в разработке стратегии, представляет предприятие во внешнем окружении, т.е. доводит цели предприятия, вырабатывает принципы, которые лежат в основе организации, создаёт условия максимального использования потенциала всех сотрудников организации.

Далее рассмотрим организационную структуру ИП Морозова И.В. (рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура ИП Морозова И.В.

 

Во главе складского хозяйства стоит управляющий складами. Он несет полную ответственность за транспортировку, учет, приемку и выдачу товара, а также за сохранность реализуемой продукции. Для выполнения данных обязанностей на складах работают водители, кладовщики, грузчики уборщики и заведующий хозяйством. Отдел закупок возглавляет менеджер по закупу. В его подчинение входят менеджеры, которые имеют торговое образование. Менеджера по закупу занимаются подбором наиболее выгодных поставщиков продукции по всей Российской Федерации. Финансовый менеджер имеет в своем подчинении таких сотрудников, как бухгалтера и экономисты. Бухгалтера занимаются ведением документации по продажам. Экономисты финансового отдела собирают и анализируют информацию по продажам предприятия и составляют бюджет предприятия по различным направлениям. В отдел продаж входят такие сотрудники, как торговые представители (занимающиеся распространением оптовых партий товара), операторы ПК (реализующие продукцию в демонстрационном зале).

Данная организационная структура предприятия доказала свою эффективность и практичность. Все четыре отдела тесно связаны между собой.

Перечень компьютерных программ, используемых на предприятии:

1С: Предприятие 7 версия, в неё входят:

1С: Бухгалтерия

1С: Торговля+склад

Изучение покупательского спроса проводится работниками предприятия самостоятельно. Для этого используются такие методы, как наблюдение за покупателями, общение с покупателями. Для изучения покупательского спроса также используются данные остатков товаров.

Предприятие ИП Морозова  И.В. продаёт только качественный и сертифицированный товар от всемирно известных производителей.

 

Таблица 2.1 – Основные виды реализуемой продукции

 

Группа товара

Вид товара

1. Средства по уходу за волосами

- шампуни для волос

- бальзамы для волос

- кондиционеры для волос

- лечебные маски

- краски для волос

- лаки для укладки волос

- пены и муссы для укладки волос

- лечебные масла и настои для волос

2. Средства по уходу за телом

- гели для душа

- скрабы для тела

- губки для тела

- молочко и крема для тела

- средства для депиляции

- солнцезащитные средства

- банные серии

- крема для лица

- маски для лица

- лосьоны и тоники для лица

- крема для рук

- крема для ног

3. Косметика

- туши для ресниц

- тени

- пудры

- карандаши для глаз и губ

- губные помады и блески

- лаки для ногтей

- средства по уходу за ногтями

- аксессуары для дизайна ногтей

- средства для наращивания ногтей

- бальзамы для губ

- тональные крема

- румяна

- косметические наборы

- наборы для макияжа

4. Парфюмерия

- женская туалетная вода

- мужская туалетная вода

- парфюмированные дезодоранты

- детская туалетная вода

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация коммерческих работ по закупке товаров

 

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё, по существу, начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль необходимо располагать товаром.

Закупкой товаров на данном предприятии занимается отдел закупок. В отдел закупок входят менеджеры по закупу, которые имеют торговое образование. Менеджеры по закупу занимаются подбором наиболее выгодных поставщиков продукции по всей Российской Федерации.

Очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступления товаров, в которых будет осуществляться закупка.

Своевременное и точное выявление потребностей служит существенной предпосылкой для возможностей своевременных закупок требуемых товаров в необходимых количествах и нужного качества.

Если потребность в товарах была оценена слишком высоко, то в следствие этого возникают залежи, т.е. запасы товаров на складе, которые нельзя продать или можно продать с убытком. Если потребность оценена слишком низко, заказывается мало товаров, а значит и запасы слишком малы. Оборот поэтому меньше, чем мог быть. Кроме того, раздосадованные покупатели могут обратиться к конкурентам, т.е. возникают потери сбыта. Аналогичная ситуация возникает, если качество товаров, требуемое покупателем, оценено неверно.

Основанием для определения спроса на исследуемом предприятии являются:

а) запросы и поступление заказов от покупателей;

б) регулярные опросы, которые могут проводиться среди определенного круга покупателей (малая выборка);

в) доклады собственных сотрудников (операторов ПК);

г) доклады агентов по сбыту (торговых представителей);

д) статистика по сбыту (статистика по продаже), которая дает справки о предыдущем обороте, а также обороты по отдельным группам товаром или товарам (по большей части по областям сбыта и группам покупателей).

На данном предприятии работниками постоянно проводятся устные опросы постоянных покупателей. Торговые представители ведут активную работу по выявлению потребностей покупателей, далее вся информация передаётся в отдел закупа, на основе чего формируется необходимый ассортимент, и определяются поставщики, у которых можно приобрести желаемые товары.

Первым этапом выбора поставщика является поиск потенциальных поставщиков необходимых товаров. Одним из главных источников поиска является выставка парфюмерной и косметической продукции «Интершарм» (приложение А), проводимая в городе Москва. Директор и менеджер по закупу каждую осень посещают данную выставку, знакомятся с новыми товарами и предлагающими их поставщиками. Также при поиске поставщиков работниками фирмы изучаются специальные книги и журналы, проводится активный поиск через Интернет.

После того как отдел закупа составил обзор возможных источников закупок, выбираются те, которые в наибольшей степени соответствуют требованиям предприятия.

Основным критерием выбора поставщиков на исследуемом предприятии торговли ИП Морозова И.В. является отпускная цена товара, реализуемого данным поставщиком. Как известно, наименьшая отпускная цена товара устанавливается производителем товаров, поэтому специалисты предприятия предпочитают закупать товар, непосредственно у его изготовителя.

Также немаловажным критерием выбора поставщика является сумма затрат на доставку товара на предприятие. После проведения некоторых расчётов было определено, что цена приобретения (которая складывается из суммы отпускной цены на товар и транспортных расходов на его доставку) получается, как правило, ниже при приобретении товаров у изготовителей товаров, нежели у посредников.

Следующим критерием отбора поставщиков является качество продукции. Анализ качества проводится с помощью устного опроса покупателей работниками данного предприятия.

Таким образом, исследуемое предприятие торговли ИП Морозова И.В., при выборе тех или иных поставщиков руководствуется следующими основными критериями их отбора:

а) отпускная цена;

б) цена приобретения;

в) уровень спроса на товар;

г) уровень качества товара;

д) условия договора поставки;

е) степень надёжности поставщика;

ж) время выполнения заказа;

На исследуемом в данной работе предприятии проводится мониторинг деятельности своих поставщиков, так называемый рейтинг поставщиков. Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

 

Таблица 2.2- Рейтинг поставщика ООО « Косметик-Лайн »

Критерий выбора

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-бальной шкале

Произведение удельного веса критерия на оценку.

1. Надежность поставки

0,30

7

2,1

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество товара

0,15

8

1,2

4. Условия платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность внеплановых поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое состояние поставщика

0,05

4

0,2

ИТОГО:

1

 

6,3

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика (например ООО «Косметик-Лайн»). Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. После проведения данного метода выбора предприятие ИП Морозова И.В. сделало выбор в пользу следующих поставщиков:

 

Таблица 2.3 – Поставщики предприятия ИП Морозова И.В.

Поставщики

Товарный ассортимент

1

2

ООО «КОСМЕТИК-ЛАЙН»

Парфюмерная и косметическая продукция

ООО «СТИЛЬ»

Парфюмерная и косметическая продукция

ООО «АТРИУМ - ПАРФЮМ»

Парфюмерная и косметическая продукция

ЗАО «ЮНИЛЕНД»

Парфюмерная и косметическая продукция

ООО «ЕЛЕНА+»

Парфюмерная и косметическая продукция

ООО «КОСМЕТИК ПРОФИ»

Парфюмерная и косметическая продукция

 

Следующим этапом работы закупочного отдела является заключение договоров с потенциальными поставщиками. Договора могут заключаться в устной, письменной или нотариальной форме.

Для торгового предприятия ИП Морозова И.В. вопрос выбора поставщиков является важным фактором своевременного удовлетворения потребительского спроса. От выбора поставщика зависят: издержки, качество, своевременность поставок и др., а следовательно и объем товарооборота. Все это приводит к необходимости тщательного выбора поставщиков. Как видно из проведенного анализа деятельности предприятия, оно прошло этап отбора поставщиков товарной продукции. В настоящее время фирма работает с постоянным числом поставщиков парфюмерной и косметической продукции. На сегодняшний день с поставщиками товаров налажены хозяйственные связи, разработаны и заключены договора поставки. Механизм закупочной деятельности предприятия достаточно отработан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка закупочной деятельности оптового предприятия

 

Ассортимент реализуемых исследуемым предприятием торговли товаров состоит из четырех групп товаров: средства по уходу за волосами, средства по уходу за телом, косметика и парфюмерия.

Закупка товара осуществляется по мере необходимости – определенной периодичности не существует в связи с неравномерностью спроса. На предприятии ведется компьютерный учет ТМЦ с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход/отгрузку товара в программе, что позволяет отделу закупок в любой момент получать достоверную информацию об остатках товаров на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема и структуры заявок от покупателей. При этом также учитывается небольшая площадь склада.

Эффективность использования товарных запасов определяется с помощью таких показателей, как время товарного обращения и скорость товарного обращения.

Время товарного обращения (Ов) рассчитывается по следующей формуле (2.1):

Ов = (ТЗ х t) / Р,               (2.1)

где              ТЗ – средний товарный запас, тыс. руб.;

Р – объем товарооборота предприятия, тыс. руб.;

t – количество дней в периоде, дни.

На исследуемом предприятии были зафиксированные следующие данные:

ТЗ = 4987,5 тыс. руб.;

Р = 114413,8 тыс. руб.;

t = 365 дней.

Отсюда,

Ов = (4987,5 х 365) / 114413,8 = 15,9 дней

Оптимальное значение данного показателя составляет 20-25 дней. При слишком низком значении данного показателя происходит дефицит товара, и предприятие недополучает объёма товарооборота и соответственно желаемой суммы прибыли.

Следовательно, исследуемому предприятию торговли ИП Морозова И.В. необходимо в значительной мере повысить количество своих товарных запасов. Следующим показателем эффективности использования товарных запасов является скорость товарного обращения (От), которая показывает, за сколько оборотов обернется средний товарный запас для получения объема продаж в данном периоде, и рассчитывается по формуле (2.2):

От = Р / ТЗ,              (2.2)

Следовательно,

От = 114413,8 / 4987,5 = 22,9 оборота.

На протяжении нескольких лет работы предприятие осуществляло поставку товаров от различных производственных и оптовых торговых предприятий. И в конечном итоге путем выбора наиболее оптимальных источников поставки товаров выбор был остановлен на таких поставщиках, как: ООО «Косметик-Лайн», ООО «Стиль», ООО «Атриум-Парфюм», ЗАО «Юниленд», ООО «Елена+», ООО «Косметик Профи».

Далее проведем оценку поставщиков ИП Морозова И.В. в зависимости от их функционального признака. По данному признаку все поставщики подразделяются на две основные группы:

а) поставщик-изготовитель;

б) поставщик-посредник.

 

Для более наглядного представления структура поставщиков предприятия ИП Морозова И.В. представлена на диаграмме (рисунке 2.4).

Из нижеприведенного рисунка мы видим, что подавляющее большинство (а именно 92,59%) поставщиков ИП Морозова И.В. являются изготовителями поставляемой продукции.

 

Рис. 2.4- Структура поставщиков ИП Морозова И.В., %

 

Практически все поставщики предприятия ИП МорозоваИ.В. являются изготовителями.

Далее проведем анализ поставщиков предприятия по формам оплаты заказов. Полученные данные свидетельствуют, что со всеми поставщиками торговое предприятие рассчитывается с помощью безналичного расчета. В начале 90-х годов данный вид расчета был не выгоден для поставщиков продукции, так как в связи с не развитой экономикой страны, постоянно возникали проблемы при обналичивании денег. В связи с этим многие предприятия предпочитали наличный расчет делая значительные скидки при этом. Поэтому возникали проблемы с приобретением товара у поставщиков, находящихся в других регионах, и как следствие сужение ассортимента реализуемой продукции.

Таблица 2.4- Анализ поставщиков в зависимости от формы платежа

Форма платежа

Предприятие

1. Безналичный расчет

ООО «Косметик-Лайн»

ООО «Косметик Профи»

ООО «Атриум-парфюм»

ЗАО«Юниленд»

ООО «Елена+»

2. Наличный расчет

ООО «Стиль»

 

В настоящее время данные проблемы на рынке страны не возникают, что связано с относительно успешным развитием экономики.

Безналичный расчет является наиболее оптимальным и удобным, поэтому он применяется со всеми поставщиками исследуемого предприятия торговли.

Лишь в редких случаях ИП Морозова И.В. закупает необходимую продукцию за наличный расчет у предприятия-производителя «Косметик Профи». Далее проведем анализ поставщиков с точки зрения надежности.

Результаты ранжирования представлены на рисунке 2.5.

Рисунок – 2.5 Структура поставщиков ИП Морозова И.В. в зависимости от их надежности, %.

Проведенное ранжирование показало, что лишь 7,41% поставщиков продукции, являются абсолютно надежными и в 2008 году данные поставщики полностью выполнили свои обязательства перед предприятием торговли ИП Морозова И.В.

Чуть более половины поставщиков, а именно 51,85%, являются

надежными поставщиками, что является положительным моментом

деятельности исследуемого предприятия торговли.

Чуть более четверти поставщиков, а именно 25,93% относятся к группе частично надежных, то есть их надежность оценена на 80-90%.

Частично не надежных поставщиков зафиксировано 14,81%, абсолютно не надежных поставщиков исследуемое предприятие торговли не имеет.

Таким образом, получаем, что исследуемое предприятие торговли ИП Морозова И.В. пользуется услугами 6 компаний-поставщиков реализуемых косметическую и парфюмерную продукцию.

Для оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия ИП Морозова И.В. по закупкам товара проведем анализ динамики объема закупок в целом и по каждому поставщику в частности в период с 2007г. по 2009г. (таблица 2.6). В 2008 году произошло снижение активности предприятия по объему закупок с некоторыми поставщиками. При этом наибольшее снижение отмечается по закупкам у ООО «Атриум-Парфюм» (82,7 %), наименьшее – у «Стиль» (94,1%).

Таблица 2.6 Динамика объема закупок предприятия ИП Морозова И.В. за 2007 – 2009гг.

Показатели

2007

2008

Отклонение 2007 от 2008г.

2009

Отклонение 2009 от 2008г.

по сумме, тыс.руб.

в % к 2006

по сумме, тыс.руб.

в % к 2007

ООО «Косметик-Лайн»

6642,7

13546,3

6903,6

203,4

16068,7

2522,4

118,6

ООО «Стиль»

5126,8

4825,7

-301,1

94,1

10056,8

5231,1

208,4

ООО «Атриум-Парфюм»

4987,0

4125,9

-861,1

82,7

10654,3

6528,4

258,2

ЗАО«Юниленд»

5645,9

10526,8

4880,9

186,4

13248,6

2721,8

125,8

ООО «Елена+»

5021,6

9657,4

4635,8

192,3

12056,7

2399,3

124,8

ООО«Косметик профи

6432,5

14595,5

8163,0

226,9

16251,1

1655,6

111,3

Итого:

33856,5

57277,6

23421,1

169

78336,2

21058,6

136,8

Однако в 2009 году наблюдается увеличение объема закупок. Так, общий объем закупок в 2009 году составил 78336,2 тыс.руб., что превышает значение предыдущего года на 21058,6 тыс.руб. Наибольшее увеличение закупки у компании ООО «Атриум-Парфюм» (на 258,2 %), наименьшее – у «Косметик Профи» (меньше объёма закупок 2008 года на 1655,6 тыс.руб.).

Проведя оценку эффективности закупочной деятельности были выявлены недостатки в деятельности поставщиков и использовании товарных запасов, относительно которых можно дать рекомендации по совершенствованию данного вида работ, в целом закупочная деятельность на исследуемом предприятии ведётся довольно эффективно и даёт соответствующие финансовые результаты.

 


3. Рекомендации по повышению эффективности закупочной деятельности оптового предприятия ИП Морозова И.В.

 

Проведя анализ поставщиков предприятия торговли ИП Морозова И.В., а также анализ его товарных запасов дадим некоторые рекомендации по улучшению закупочной деятельности предприятия.

Деятельность торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений с поставщиками. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик – гарантия успеха.

Относительно повышения надежности поставщиков предприятия можно порекомендовать два мероприятия: смена поставщиков и ужесточение мер, применяемых в случае не выполнения договоров. Смена поставщиков на предприятии ИП Морозова И.В. не рациональна, так как практически все поставщики являются производителями поставляемого товара, следовательно, наиболее выгодны предприятию. По отношению к недостаточно надежным поставщикам (относящимся к четвертой группе надежности) следует применить ужесточение мер, применяемых при не выполнении договорных обязательств. Данное мероприятие должно повысить надежность данных поставщиков или, по крайней мере, обеспечить большую защищенность ИП Морозова И.В. от последствий недобросовестного выполнения договора. Ужесточение мер, применяемых в случае не выполнения договоров, по мнению экспертов, повышает надежность поставщика в среднем на 5%. Данные меры следует применить в отношении частично надежных поставщиков и в отношении частично не надежных поставщиков.

Главный механизм системы управления запасами, который необходимо внедрить в работу всех ее элементов, состоит в реализации принципа обратной связи. Это классический принцип любой управляемой системы. Суть этого принципа заключается в том, что, если руководящее звено системы оказывает управляющее воздействие на рабочий элемент системы, то в системе должна существовать «обратная связь», которая дает данные о новом состоянии всей системы и оценивает результативность ее функционирования. Система будет управляема, если после воздействия на нее можно определить ее новое состояние, оценить его, и с учетом полученных новых данных о системе можно принять следующее корректирующее воздействие на систему.

Несмотря на всю очевидность этого классического требования к управляемой системе, товарная система ИП Ларцева И.В. не обладает этим свойством. Решив проблему складского учета и выдавая в структуру сбыта управляющие воздействия, главный бухгалтер не получает правильного представления о том состоянии, в котором находится система.

Для планирования запасов фирма должна исследовать динамику продаж в разрезе отдельных товаров. Эта динамика может быть представлена в виде графика, на котором кривая продаж будет совершать колебания относительно некоторой усредненной кривой.

Рисунок 3.1- Кривая продаж

 

Конечно, в простейших случаях пригодится Excel. Представив в виде электронной таблицы данные о продажах за ряд дней, можно применить простейшие методы прогнозирования (например, метод скользящего среднего) и рассчитать оценку продаж на ближайший период.

Для решения задачи управления необходимо знать прогнозы продаж отдельных товаров, их цены (закупочные и продажные), возможные сроки поставок. И конечно, учесть сумму вложений в резервы. Ответом будет количество товаров, которое должно быть на складе всегда. Это означает, что ниже установленной величины уровень товара не должен опуститься. Эту величину называют «нормой запаса». Такая задача решается оптимизационными методами.

Правильно рассчитанная норма запаса есть формально высказанное правило управления запасами (рис.4). Это правило понятно каждому, даже тем работникам, которые и не слышали ни о каких прогнозах, ни о вероятностях. Следи себе за падением уровня запаса и начинай закупать, когда достигнута норма. В этом-то и заключается «прямое» управляющее воздействие.

Рисунок 3.2- Правило управления запасами

 

Целесообразно ли решать эту или иную, подобную, задачу управления запасами? Ответ на этот вопрос можно дать лишь тогда, когда будет принята к реализации руководством фирмы примерно следующая логика действий.

Во-первых, следует начать с самого простого и полезного. Следует начать с «макроанализа» товарных запасов. Для этого следует оценить их оборачиваемость, оборачиваемость денег, вкладываемых в товарный запас. Анализу может быть подвергнут не только весь товарный запас, как единый объект изучения, но и отдельные товарные группы. Следует построить динамику этих показателей. Для этого следует поднять историю продаж.

Во-вторых, следует сопоставить свои стратегические и тактические решения по управлению запасами с фактами колебания динамики оборачиваемости запасов. Можно считать, что решения оправдали себя, когда уровень оборачиваемости постоянно улучшался.

В-третьих, принятие решения о введении новых правил формирования запасов и правил работы с клиентурой следует оценить на модели торгового процесса. Как это следует сделать? Сначала необходимо изучить параметры торгового процесса и на основе этих параметров следует построить модель торгового процесса. Например, в нашем случае следует смоделировать восполнение запасов при достижении их нормативов. Следует сопоставить расчетные показатели оборачиваемости, доходности торгового процесса, с теми величинами, которые наблюдаются в реальности. Конечно, не следует ожидать полного совпадения. Можно считать, что моделирование дало положительные результаты, если полученные расчеты объяснят существующие проблемы и дадут оценку возможных аварийных ситуаций. Убедившись в реальности модели и ее полезности, следует постепенно ввести ее решения в повседневную практику. Конечно, здесь следует сказать еще об одном логическом шаге. Модель должна оценить то, насколько решение, принимаемое в реальности, отличается от «предлагаемого моделью». Эта оценка может быть дана не только в процентах. Процентам должен быть поставлен в соответствие денежный эквивалент. Другими словами, можно сказать, что предлагаемые решения можно принять лишь в том случае, когда предлагаемые оценки дадут ощутимый финансовый результат.

Сведем полученные данные в общую таблицу.

Таблица 3.1 – Эффект от предлагаемых мероприятий

Мероприятие

Результат

1. Ужесточение мер, применяемых при не выполнении договора поставки

При повышении надёжности поставщиков на 5% товарооборот увеличится на 3456,3 тыс.руб.

2. Оптимизация размера товарных запасов

Один раз в неделю предприятию следует подавать заказ на поставку различных товаров общей стоимостью 1038,55 тыс. руб.

3. Переход на предоплату с ООО «Косметик-Лайн»

При переходе на предоплату ООО «Косметик-Лайн» предоставляет скидку 3% от суммы закупки при внедрении данного мероприятия произойдёт рост суммы чистой прибыли на 71,7 тыс.руб. Кроме того, переход на предоплату позволит снизить кредиторскую задолженность, а также будет способствовать более доверительным отношениям с партнерами.

 

Все вышеперечисленные мероприятия, несомненно, приведут к увеличению объема оптовых продаж предприятия и, как следствие, к увеличению его прибыли.

 


Заключение

 

Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой совокупность организационно-хозяйственных операций, обслуживающих обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли и осуществляется на всем пути товародвижения. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями и осуществляется управление обменом. В сфере оптовой торговли выделяют следующие направления коммерческой деятельности:

а) организация хозяйственных связей и договорной работы в торговой организации (выбор формы хозяйственных связей, разработка проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора);

б) коммерческая деятельность по закупке товаров (обоснование и отбор организационных форм закупок, организация оптовых закупок, документальное оформление закупок, контроль исполнения договора);

в) коммерческая работа по продаже товаров (выбор формы оптовой продажи, разработка и подписание договора поставки, организация оптовой продажи, документальное оформление оптовой продажи, контроль исполнения договора поставки);

г) формирование ассортимента и управление товарными запасами в торговой организации (формирование товарных ресурсов; поддержание товарных ресурсов в соответствии со спросом и требованиями рынка; маневрирование, нормализация товарных запасов; коммерческая деятельность по ускорению оборачиваемости товаров);

д) рекламная деятельность и продвижение товара (обоснование целесообразности использования рекламы, выбор вида рекламы и рекламных средств, разработка рекламной компании, оценка эффективности рекламы, формирование имиджа).

Коммерческая деятельность тесно связана с конечными результатами работы торговой организации – чем эффективнее коммерческая деятельность, тем лучше конечные результаты, и наоборот. Поэтому необходимо не только непрерывно осуществлять коммерческую деятельность по всем ее направлениям, но и постоянно проводить оценку ее эффективности. Это позволит своевременно выявлять «слабые места» и разрабатывать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности фирмы и повышать ее эффективность. В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из сущности и содержания коммерческой деятельности, в целесообразно проводить оценку ее эффективности в оптовой торговле, основываясь на оценке эффективности каждого из ее элементов.

Для получения максимального эффекта от деятельности фирмы важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы организации в целом и по каждому из ее направлений. Однако разработка тех или иных мер по повышению эффективности коммерческой деятельности определяется конкретными условиями (внутренними и внешними), в которых действует торговая организация.

Целью исследования данной дипломной работы является оценка закупочной деятельности предприятия торговли по оптовым закупкам парфюмерной и косметической продукции и разработка мероприятий по повышению её эффективности.

На основе изучения теоретических аспектов в данной работе была проведена оценка эффективности коммерческой деятельности по организации закупочной работы оптового торгового предприятия ИП Морозова И.В. Анализ основных показателей деятельности данного предприятия показал их значительный рост в 2009г. по сравнению с 2008 г. Так, оптовый товарооборот увеличился на 138,1 %, темп роста валового дохода составил 141,1 % при темпе роста прибыли от реализации 146,3 %. При этом финансовое состояние исследуемого предприятия достаточно стабильно.

Торговый ассортимент предприятия торговли ИП Морозова И.В. включает четыре группы товаров: средства по уходу за волосами, средства по уходу за телом, косметика и парфюмерия. Однако ассортимент внутри данных групп достаточно глубок.

Исследуемое предприятие торговли ИП Морозоваа И.В., оставляет предпочтение работать с поставщиками по прямым связям, непосредственно от предприятия изготовителя продукции.

На основе анализа и выявленных недостатков в работе данного предприятия были разработаны следующие мероприятия по повышению эффективности работы в данном направлении:

а) ужесточение мер, применяемых при не выполнении договора поставки

б) оптимизация размера товарных запасов

в) переход на предоплату с ООО «Косметик-Лайн»

Предложенные мероприятия дают шанс предприятию торговли ИП Морозова И.В. совершенствовать систему показателей, характеризующих доходность фирмы, достигать целей коммерческой деятельности по организации закупочной работы.


Список использованных источников

 

1                                Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. П. Половцева. –

М.: Инфа-М, 2000.- 459 с.

2                                Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов / Ф.Г.

Панкратов, Т.К. Серегина. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно –

внедренческий центр «Маркетинг», 2000.- 580 с.

3                                Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли /Л.П. Дашков, В.К.

Памбухчиянц – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.-

582с.

4                                Аникин Б.А.. Логистика: Учебник для вузов/ Б.А. Аникин, Т.А. Родкина –

М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 408 с.

5                                Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н, Петрученя И.В., Экономика торгового

предприятия: учебное пособие / Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н, Петрученя И.В.

– Кр., 1997. – 347с. - 448с.

6                                Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция / Балабанова

Л.В. – М.: Экономика, 1990. – 206 с.

7                                Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И.К.

Беляевский, Г.Д. Кулагина, А.В. Коротков - М.: Финансы и статистика, 1995. - 432 с.

8                                Бланк И. А. Управление торговым предприятием / И. А. Бланк. – М.:

ЭКМОС, 1998. – 416 с.

9                                Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А.Н.

Азрилиян, С.И. Дегтярёв. – М.: Фонд «Правовая Культура», 1994.- 528 с.

10                            Осипова Л. В. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов /

Л.В. Осипова, И.М. Синяева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2001.- 354 с.

11                            Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для вузов/ А. М. Гаджинский. – 4-е

изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 395 с.

12                            Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской

Федерации: часть вторая – Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2006.- 191 с.

13                            Бурдаева Е.С. Коммерческие закупки: взгляд изнутри - СПб.: Питер, 2008.-

336 с.

14                            Альбеков А. У. Логистика коммерции: Учебник для вузов/ А. У. Альбеков.

– Ростов-на Дону: Феникс, 2001. – 512 с.

15                            Альбеков А. У. Экономика коммерческого предприятия/ А. У. Альбеков,

С. А. Согомонян. – Ростов-на Дону: Феникс, 2002. – 448 с.

16                            Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие/ С. Н.

Виноградова. – Минск: Высшая школа, 1998. – 446 с.

17                            Даненбург В. Основы оптовой торговли. Практический курс / В.

Даненбург – СПб: «Нева-Ладога-Онега», 1993 – 212с.

18                            Зубкова И.Н. Организация торговли / И.Н. Зубкова – М.: Издательский дом

Дашков и К, 2000. – 218с.

19                            Козлов В. К. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия,

организация, управление: Учебное пособие для вузов/ В. К. Козлов. – СПб.:

Политехника, 2000. – 322 с.

20                            Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле /

Кравченко Л.И. – 8-е изд., испр. И доп.- М.: Новое знание, 2005. – 512 с.

21                            Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов/ Ю. М. Неруш. – 2-е изд.,

перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 389 с.

22                            Брагин Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Л.А.

Брагин.- М.: ИНФРА -М, 2000. - 254 с.

23                            Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в

рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие/ И.Н. Денисова. – М.: ИНФРА – М,

2003. – 124 с.

24                            Лайсон К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / К.

Лайсон, М. Джиллингем. – М.: ИНФА-М, 2005. - 274 с.

25                            Савицкая Г. В. АХД предприятия: Учебное пособие / Г. В. Савицкая. – 7-е

изд., испр. – МН.: Новое знание, 2002.

26                            Горфинкель В. Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В. Я.

Горфинкель, В. А. Швандар. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,

2006.

27                            Николаева Т. Н. Системная оценка эффективности коммерческой

деятельности предприятий торговли // Т. Н. Николаева. Маркетинг в России и за

рубежом, 2000 № 4

28                            А. Н. Соломатин Экономика и организация деятельности торгового

предприятия: Учебник / А. Н. Соломатин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М,

2003

29                            Петров П. В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения: Учебник

для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2001. - 220с.

30 Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга - Ростов н/Д: Феникс,

2002. – 480 с.

31 Елагин Ю. А., Т. И. Николаева, Н. А. Николаева Организация

коммерческой деятельности в торговле: Учебное пособие. – Екатеринбург: Издат- во

Урал. гос. экон. ун- та, 2002.- 156 с.

32 Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное

пособие. – М.: Дело и Сервис, 2000.

33 Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности:/Учебное

пособие. - М.: Дело и сервис, 2002.

34 Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юрист, 1998. – 659с.

35 Щур Д.Л. Договоры в торговле – М: Издательство Приор, 1997.-112с.

36 Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торовля. –М.: Издательство «Дело и

Сервис», 1999. – 304 с.

 

51

 

Информация о работе Управление закупочной деятельностью оптового предприятия