Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 03:03, контрольная работа
Каковы основные направления улучшения занятости и снижения безработицы? Чем определяется их эффективность? Какие из них зависят от предпринимателей, какие – от государства, какие – от работников?
11
1. Каковы основные направления улучшения занятости и снижения безработицы? Чем определяется их эффективность? Какие из них зависят от предпринимателей, какие – от государства, какие – от работников?
Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя (предпринимателя) и может быть осуществлено по следующим основным направлениям улучшения занятости и снижения безработицы:
1. Сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств, в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг.
2. Создание рабочих мест путем развития предпринимательства. Эффективно в этом плане создание малых предприятий и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных подразделений в самостоятельные организации, которые помимо экономической связи со своими учредителями и спонсорами расширяют масштабы своей деятельности за счет внешних заказов.
3. Организация оплачиваемых общественных работ, означающая предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах, хотя эта мера носит в значительной степени паллиативный характер, обеспечивая лишь кратковременную занятость преимущественно для лиц с низкой квалификацией. В малых городах с неразвитой инфраструктурой целесообразно направлять безработных граждан на работу по контрактам в выездных бригадах, занятых на строительстве объектов регионального и федерального значения. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее распространения на предприятия. В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с привлечением безработных и оплатой их труда из средств предприятия и фонда занятости.
4. Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную направленность, сохраняется первичное значение спроса на рабочую силу, с тем лишь отличием, что содержание и характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, способствуя в то же время его трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться политика поддержки организаций, создающих указанные рабочие места, как по собственной инициативе, так и в порядке квотирования, путем освобождения их от налогов на прибыль от реализации соответствующей части продукции.
Формирование предложения рабочей силы отражает потребности и интересы работника, руководствующегося главным мотивом - получить работу, устраивающую его по содержанию, условиям труда и оплате.
Первое (основное) направление данной политики - повышение качества рабочей силы с точки зрения профессионально-
Второе направление - развитие самозанятости. Основные возможности в этом направлении связаны с индивидуальной трудовой деятельностью по изготовлению потребительских товаров и оказанию услуг, осуществляемой самим работником по собственной инициативе. В этом отношении самозанятость может рассматриваться как индивидуальная форма предпринимательства, при которой предприниматель и работник выступают в одном лице, сочетая функции спроса и предложения.
Третье направление - регулирование продолжительности рабочего времени. Политика сокращения рабочего и увеличения свободного времени не должна препятствовать развитию противоположной тенденции – «вторичной занятости», что фактически означает совместительство, предусматривая возможность предложения рабочей силы работником какой-либо организации сверх его основной занятости в этой же или другой организации (т.е. в свободное от основной работы время) в целях получения дополнительного заработка.
Четвертое направление - регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей. Связанная с этими процессами мобильность рабочей силы предполагает способность и готовность работников к изменениям их трудовой деятельности в связи с изменениями в производимой продукции, технологии и организации на предприятии, а также с их профессионально-
Реализация вышерассмотренных направлений может дать наибольший эффект, если государственные структуры, контролирующие ситуацию на рынке труда, будут ответственны за организацию механизмов поддержки экономически активной части населения, способного при определенных условиях заняться малым предпринимательством, например семейным, или освоить новые профессии, но пока не имеющего возможности реализовать свой потенциал.
Решая вопросы улучшения занятости и снижения безработицы, необходимо помнить о развитии качества персонала. Сегодня гарантия трудоустройства является основным условием, предъявляемым высококвалифицированными рабочими. Для специалистов также важен фактор «близости» будущей профессии к имеющейся специальности.
Среди мер в области занятости населения особое место должно быть отведено проведению активной кадровой политики, означающей перенос акцентов с пассивной политики занятости на меры активного характера. При переходе к рыночным отношениям организации ослабили внимание к подготовке и переподготовке персонала на производстве. Главная роль принадлежит здесь программам обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, а также лиц, высвобождаемых из производства, системы управления, вооруженных сил.
В этих условиях возрастает роль государства в отборе, подготовке и закреплении кадров для государственного сектора. Эти вопросы должны найти отражение в соответствующей государственной программе содействия организациям в подготовке персонала на производстве.
При этом основная часть финансовых ресурсов, выделяемых для регулирования занятости, должна расходоваться не на выплату и индексирование пособий по безработице, а на создание общероссийской инфраструктуры рынка труда, которая должна включать службы по профориентации и профподготовке кадров, центры переквалификации и т.д..
К разработке и реализации учебных программ должны широко привлекаться предприятия, которым следует в таких случаях предоставлять налоговые льготы.
Вышеперечисленные направления улучшения занятости и снижения безработицы позволят снизить напряженность на рынке труда и обеспечить полноценное использование потенциала населения трудоспособного возраста, что является показателем эффективности данных направлений. От предпринимателей зависит сохранение и создание дополнительных рабочих мест, от государства – правовое и финансовое регулирование мероприятий, направленных на улучшение занятости и снижение безработицы, от работника – желание получить работу, устраивающую его по содержанию, условиям труда и оплате.
2. Имеется следующая информация:
Численность занятых 90 млн. человек. Численность безработных 10 млн. человек. Месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратила поиски работы. Определите, каковы теперь: (1) численность занятых; (2) количество безработных и (3) уровень безработицы.
Решение:
1. Определим численность занятых:
Численность занятого населения – это численность трудоспособного населения, задействованная в общественном производстве.
Чз=90-0,5=89,5 млн. чел.
2. Определим количество безработных:
Численность безработных – это численность людей в трудоспособном возрасте, умеющих и желающих работать, но не имеющих работы и трудового дохода по не зависящим от них причинам.
Чб=10+0,5-1=9,5 млн. чел.
3. Определим уровень безработицы:
Уровень безработицы это процентное отношение безработного населения от трудоспособного населения (рабочей силы)
УБ=Чб/(Чз+Чб)*100%
УБ=9,5/(89,5+9,5)*100=9,6 %
Ответ: уровень безработицы составляет 9,6 %.
3. Ответ на тестовые задания
(в)
Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных циклической безработицей. Циклическая безработица возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса в связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы. Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (экономическим циклом).
4. Определите, на изменение какого типа безработицы оказывает влияние каждая из следующих ситуаций:
а) Изменение геополитического климата привело к ограничению многими странами импорта российской военной техники, что вызвало значительное сокращение рабочих мест в российской промышленности (учитывая цепную реакцию в смежных отраслях).
б) Выпускник экономического факультета университета ищет работу, соответствующую его квалификации.
в) Из-за снижения активности на рынке акций банк сокращает численность сотрудников отдела корпоративных ценных бумаг.
а) На изменение структурной безработицы влияет изменение геополитического климата, которое привело к ограничению многими странами импорта российской военной техники, что вызвало значительное сокращение рабочих мест в российской промышленности (учитывая цепную реакцию в смежных отраслях).
Структурная безработица – высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест.
Таким образом, в результате изменения геополитического климата, сократился спрос на российскую технику, в следствии изменилась структура общего спроса на рабочую силу, что привело к ее сокращению.
б) На изменение фрикционной безработицы влияет ситуация, когда выпускник экономического факультета университета ищет работу, соответствующую его квалификации.
Фрикционная безработица связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии.
Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (выпускник получил специальность в университете), но и желательное, т. к. способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (выпускник желает получить работу по полученной в результате обучения специальности).
в) Из-за снижения активности на рынке акций банк сокращает численность сотрудников отдела корпоративных ценных бумаг, в результате чего происходит изменение циклической формы безработицы.
Циклическая безработица – высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства, т. е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
5.Предположим, что в парламенте и правительстве обсуждаются варианты реформирования системы страхования по безработице. Предлагается увеличить продолжительность необходимого для назначения пособия по безработице стажа работы. Объясните влияние этой меры на:
а) среднюю продолжительность безработицы;
б) уровень безработицы;
в) уровень притока в безработицу;
г) уровень оттока их безработицы;
д) интенсивность поиска работы.
а) Средняя продолжительность безработицы - время, в течение которого человек оставался безработным. В результате увеличения продолжительности необходимого для назначения пособия по безработице стажа работы, средняя продолжительность безработицы сократится. Основная масса безработных имеет небольшой стаж работы, и им будет назначено невысокое пособие по безработице. Отсутствие средств на проживание будет мотивировать безработных на поиск работы, даже менее привлекательной. Таким образом, время нахождения без работы будет сокращаться.