Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 05:46, курсовая работа
Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства – это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становиться очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследс
Введение 3
1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения 5
2.1.1. Понятие уровня и качества жизни населения 5
3. Основные показатели уровня и качества жизни населения 9
2.1. Показатели уровня и качества жизни населения в России 9
3. Направления повышения уровня жизни населения 13
3.1. Основные направления повышения уровня жизни населения в России 13
3.2. Политика правительства России по обеспечению повышения качества жизни населения 18
Заключение 20
Список используемой литературы 22
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы (1, с.34).
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается правительством Российской Федерации - в целом по России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации.
Еще одним показателем уровня жизни населения является уровень бедности. В 2007 году бедность основной части населения, по-прежнему оставалась главной социальной проблемой страны.
Бедность – это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Основу официально публикуемых данных об уровне бедности составляет индекс численности бедного населения, определяемый в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. До 1995 года показатели бедности устойчиво снижались. В 1994 году произошло особенно сильное снижение. Главный фактор радикального уменьшения численности бедных в тот период – изменение методики построения ряда распределения по доходам.
В 1995 году наблюдался некоторый рост масштабов бедности, что связывают с банковским кризисом, после чего отмечалась тенденция снижения бедности, вплоть до августовского кризиса в 1998 году. После этого нового кризиса, последствия которого наиболее ярко проявилось в 1999 году, наблюдается устойчивое сокращение бедности, которое объективно произошло еще в 2000 году. Однако, именно в 2005 году, Россия перешла к более дорогому прожиточному минимуму, поэтому рост реальных доходов населения не нашел своего отражения в динамике численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Начиная с 2001 года, наблюдается устойчивая тенденция снижения численности бедного населения, что свидетельствует о позитивном влиянии экономического роста на уровень доходной обеспеченности населения (10, с.132-138),
Масштабы бедности, несмотря на все экономические успехи и благоприятные изменения в области доходов населения в 2005г., является по-прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем.
Расходы также являются одним из основных показателей уровня жизни. Денежные расходы населения – это использование доходов населения на покупку товаров, оплату услуг и различного рода платежи: обязательные платежи и профсоюзные взносы (налоги, сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. При этом в Системе Национальных Счетов проводится различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления. В качестве источника информации используется выборочные бюджетные обследования, баланс денежных доходов и расходов населения, торговая статистика.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости представленных в натуральном выражении дотаций и льгот. Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище – они оцениваются приблизительно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище, и домашние услуги, производимые наемными работниками, их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.).
Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.), услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные) (3, с.32).
Рост денежных доходов населения приводит к изменениям в структуре потребительских расходов. Это проявляется в том, что с увеличением доходов семей снижается доля затрат на питание. Чем ниже эта доля, тем выше уровень благосостояния.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В последние годы происходит децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.
Таким образом, существует множество показателей, характеризующих различные стороны уровня жизни населения и являющиеся неотъемлемыми компонентами социальных программ, а также использующиеся в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения. На основе проделанного анализа можно сделать вывод, что в России уровень жизни населения не достиг совершенства, и необходим поиск путей его повышения.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
3.1. Основные направления повышения уровня жизни населения России
В связи с мировым экономическим кризисом многие предприятия производственной сферы и предоставляющие услуги столкнулись с серьезным снижением спроса на свой продукт. Крупные организации такие как «Сбербанк», «Автоваз» и другие были вынуждены в значительных объемах сокращать штат своих сотрудников и оптимизировать их работу. Таким образом, Сотни тысяч по всей стране оказались невостребованными, покупательная способность их резко упала. Валовой внутренний продукт страны начал снижаться, доходы бюджета существенно сократились из-за этого государство было вынуждено приостановить рост расходов на здравоохранение, часть бюджета связанную с культурно-просветительской деятельностью. Все это в общей картине вылилось на остановку и без того не высоких темпов роста уровня жизни в стране.
Сейчас очень часто говорят об уровне жизни населения, о качестве жизни. Чтобы решить существующие проблемы в этой сфере, следует разобраться в этом понятии, знать, из чего оно состоит и на основе этих знаний создавать программы повышения уровня и качества жизни.
Говоря о качестве жизни населения, нельзя забывать, что это важнейшая составляющая развития экономики. От уровня жизни населения зависит качество его жизни и наоборот. Качество жизни можно описать, исходя из набора определенных показателей качества и уровня жизни населения. Проводя определенную экономическую политику, государство изменяет эти показатели, следовательно, уровень жизни улучшается или ухудшается.
Эти показатели можно разделить в широком смысле на четыре блока. Во-первых, финансово-экономические показатели. Например, национальное богатство, доходы и расходы населения, уровень инфляции. Во-вторых, показатели материального благосостояния населения, которые включают в себя занятость, труд, жилье, коммунальное хозяйство и др.. В-третьих, медико-экологические показатели, включающие здоровье населения, уровень медицины, состояние окружающей среды, и т.д. И, наконец, показатели духовного состояния населения. Это уровень образования, культуры, а также политика и общая занятость населения.
Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать меры по улучшению качества и уровня жизни. Нельзя не заметить, что эти показатели связны, и изменения одного повлечет за собой изменение другого. Высокий уровень жизни можно обеспечить. Повышая доходы населения, особенно работникам, занятым в социальной сфере. Каждый из нас знает о проблеме учителей и врачей. Достойная зарплата решит хотя бы частично проблему занятости в этой сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится (9, с.35).
Показатели материального благосостояния, такие, как труд и занятость, оказывают значительное влияние на экономику страны, поэтому государство, в первую очередь, должно быть заинтересованно в их улучшении. Это могут быть меры по снижению безработицы, повышению уровня занятости населения путем создания благоприятных условий труда, сохранения длительной трудоспособности (снижение смертности, повышение уровня здоровья населения). Эффективным представляется повышение профессионально-
За последние пять лет экономика России выросла на 40%, и давно уже пришла пора каждому почувствовать данный статистически впечатляющий рост. Увеличение реальных доходов населения, опять же по статистике, составляет 10% в год, но судя по этому говорить, что каждый из нас живет лучше нецелесообразно. И если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то при повышении заработной платы надо учитывать и то, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, что каждый год они дорожают на определенный процент, то, следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги (10, с.6-8).
Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества (а за чертой бедности у нас живет примерно 25 миллионов человек), прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточиться на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества и создают необходимые стартовые условия для развития «человеческого капитала» (12, с.17-18).
К числу основных направлений повышения уровня жизни следует отнести необходимость ускорения темпов экономического роста, так как развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов. Не мене существенна значимость обратной связи: экономический рост возможен только при условии достижения необходимого уровня жизни населения.
В условиях рыночной экономики велика значимость поддержки и развития отечественного производства. Требуют немедленного осуществления меры по стимулированию инвестиционной активности, по облегчению доступа к кредитам. Большую роль может сыграть эффективная антимонопольная политика, защита отечественного производства посредством введения антидемпинговых квот и технических барьеров, поддержка малого и среднего бизнеса.
Достойный уровень жизни населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей.
Особое значение следует придавать ипотеке – кредитам на покупку жилья под залог самого этого жилья. Это особенно важно для молодых семей, которые просто не в состоянии полностью заплатить наличными за приобретенную квартиру.
Сравнительный анализ показывает, что по жилищным условиям Россия в значительной степени отстает от развитых стран. В России в современных условиях для решения жилищной проблемы людьми со средним достатком необходимо развитие системы доступного кредитования, приведения в соответствие качества жилья и величины оплаты за него, упорядочение деятельности Жилищно-эксплуатационных служб. Оправдывает себя практикуемая для отдельных категорий населения система жилищных сертификатов. Важно отметить, что размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным правительством.
Основой формирования здорового и деятельного общества является состояние здоровья граждан. Ни для кого не секрет, что в «плачевном состоянии» находятся у нас в стране муниципальные сети здравоохранения. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо оснастить новым диагностическим оборудованием более десяти тысяч муниципальных поликлиник (из них более трети на селе), значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовки кадров. Необходимо обновить автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи (11, с.12-14).
Финансирование системы здравоохранения целесообразно осуществлять посредством прямой оплаты услуг населением и целевых взносов предпринимателей и работников. Целевое финансирование обеспечит весомые позиции здравоохранения в иерархии общественных приоритетов, а взносы направятся непосредственно на нужды охраны здоровья. В сфере государственного регулирования особую значимость приобретает целевая помощь нуждающимся в дорогостоящем лечении, направленность медицины на поиск новых, менее затратных и более действенных путей профилактики и лечения заболеваний, обеспечение гарантий бесплатности необходимого набора медицинских услуг.
Нуждается в изменении организационно-правовая форма медицинских учреждений. Необходима разработка новой системы нормирования и оплаты труда медработников для повышения их заинтересованности в результатах труда.
Граждан необходимо не только хорошо лечить, но и хорошо учить. Для этого нужно выделить значительные суммы на приобретение вузами и школами, активно внедряющими инновационные образовательные программы, лабораторного оборудования, программного обеспечения. Эти деньги должны пойти также на модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей.
Требует немедленного осуществления поиск путей совершенствования системы образования в России, улучшения качества и повышения уровня образования подготавливаемых специалистов. Первые шаги к созданию современной системы уже сделаны – принята Доктрина об образовании, основные положения которой призывают качественно изменить систему финансирования образования, создать социально-экономические условия для приоритетного развития системы образования, обеспечить развитие высших учебных заведений и усилить контроль деятельности негосударственных вузов, сделать систему образования более гибкой, восприимчивой к переменам.