Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 05:46, курсовая работа
Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства – это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становиться очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследс
Введение 3
1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения 5
2.1.1. Понятие уровня и качества жизни населения 5
3. Основные показатели уровня и качества жизни населения 9
2.1. Показатели уровня и качества жизни населения в России 9
3. Направления повышения уровня жизни населения 13
3.1. Основные направления повышения уровня жизни населения в России 13
3.2. Политика правительства России по обеспечению повышения качества жизни населения 18
Заключение 20
Список используемой литературы 22
Все преобразования в сфере здравоохранения, в социальной сфере должны быть связаны с проведением мер по повышению рождаемости и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии окружающей среды, особенно в наши дни.
Для того чтобы повысить уровень жизни населения наше правительство должно работать именно в этих направлениях, так как именно эти компоненты являются важнейшими составляющими уровня жизни.
3.2. Политика правительства России по обеспечению повышения качества жизни населения
Важнейшим приоритетом правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал.
Важным приоритетами политики Правительства в сфере трудовых отношений,
занятости и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего требованиям динамичного развивающейся рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров. Главный шаг в этом уже сделан – принят Трудовой кодекс. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда.
В условиях сложившихся негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики Правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров. В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности.
В сфере модернизации экономики приоритетными направлениями являются меры по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, окончательное решение земельного вопроса, продолжение реформирования естественных монополий, создание условий для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата.
Другие важнейшие задачи – принятие мер по развитию фондового и денежного рынка, рынка страховых услуг. Их решение позволит привлечь в экономику значительные зарубежные финансовые ресурсы, а также в большинстве своем незадействованные в настоящее время сбережения российских граждан.
На сегодняшний день Правительством Российской Федерации и Центральным Банком согласована стратегия развития банковского сектора РФ. Ее реализация станет одним из приоритетов Правительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей. Уровень и качество жизни населения является одной из важнейших характеристик социально-экономической системы. Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качество жизни», «образ жизни», «условия» и «качество жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.
В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально-экономические цели развития страны – обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей. На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов. Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первой причиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых Правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне.
Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться малым предприятиям, устранить повышенное налогообложение граждан с низкими доходами.
Из содержания работы видно, что в конце 1999г. Произошли серьезные изменения в уровне жизни населения, которые продолжаются до сих пор. Благоприятные тенденции положительно сказались на показателях доходов и уровня жизни населения в течение минувших лет, отмечался реальный рост денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии. Адаптация к новым условиям позволила предпринимателям ряда отраслей улучшить ситуацию с оплатой труда, включая и рост номинальных заработных плат.
В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоев населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения. Реализация изложенных в данной курсовой работе предложений призвана послужить решению важнейших задач проводимой в России социально-экономической политики, направленной, прежде всего на повышение жизненного уровня населения нашей страны.
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и методические материалы:
1. Федеральный Закон РФ от 24.10 2005 №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" // Собр. Законодательства РФ - 2008 - №30.
2. Федеральный Закон РФ от 20.11.1999 № 201-ФЗ (с изм. от 21.07.2004)"О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" // Собр. Законодательства - 2005 - №30.
Книги:
3. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Бек, 2006.
4. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007.
Статьи из журналов:
6. Болотин Б. Разрыв в доходах населения: данные мировой статистики // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №7.
7. Жеребин В.М., Ермакова М.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения // Вопросы статистики. - 2007. - №6.
8. Курченков В.В. Уровень и качество жизни на юге России: тенденции и перспективы // Финансы и кредит. - 2007. - №27.
9. Маневич В.Е. Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики // Бизнес и банки. - 2007. - №4.
10. Ржаницына Л.А. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист. - 2005. - №4.
11. Френкель А.А. Российская экономика // Вопросы статистики. - 2007. - №12.
12. Крыжановская А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2009. - №5.