Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание

Данная тема – «Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы определяющие выбор организационных структур, на мой взгляд, одна из важных тем в менеджменте. » Поскольку именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия. В каждый определённый отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. Структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………....3
2. Важнейшие элементы внутренней структуры организации………..4
2.1- Цели организации…………………………………………………5-6
2.2-Структура организации…………………………………….......7-19
2.3- Задачи организации………………………………………………..10
2.4-Технология организации…………………………………………….11
2.5- Люди…………………………………………………………………12
3. Построение организаций…………………………………………..13-16
4. Факторы, определяющие выбор организационных структур….17-18
5.Заключение………………………………………………………………19
6.Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Работа!!!Основы менеджмента..docx

— 38.35 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт – Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

Кафедра менеджмента таможенного  и страхового сервиса

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы менеджмента»

« Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса,

Специальность «Менеджмент организации»

Очная форма, группа 0611

Колесова Мария Николаевна

Проверил: Дроздов Г. Д.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2011

Оглавление:

 

1.Введение………………………………………………………………....3

2. Важнейшие элементы внутренней структуры организации………..4

  2.1- Цели организации…………………………………………………5-6

  2.2-Структура организации…………………………………….......7-19

  2.3- Задачи организации………………………………………………..10

  2.4-Технология организации…………………………………………….11

  2.5- Люди…………………………………………………………………12

3. Построение организаций…………………………………………..13-16

4. Факторы, определяющие выбор организационных структур….17-18

5.Заключение………………………………………………………………19

6.Список литературы……………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 Введение.

Данная тема – «Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы определяющие выбор организационных структур, на мой взгляд, одна из важных тем в менеджменте. » Поскольку именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия. В каждый определённый отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. Структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации. В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на неё. “Совершенная” структура - это такая структура, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целенаправленно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. Данная тема является актуальной для каждой организации. В условиях административно-командной экономики проблема соответствия организационной структуры управления целям и задачам организаций, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на неё, не изучались. В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально исследована в представляемой курсовой работе. В работе исследуется: важнейшие элементы внутренней структуры организации, построение организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур.

4

2. Важнейшие элементы внутренней структуры организации.

Важно представлять, что  понимается под организацией.  Есть, к примеру, следующее определение  сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая заключается в решении  вопросов формирования структуры, касающихся:

-) ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами): инспекторами-контролерами и другими служащими;

-) формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности. Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю структуру организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

 

 

 

 

5

2.1 Цели организации.

Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с  осознанными общими целями. Организацию  можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет  людям выполнить коллективно  то, чего они не могли бы выполнить  индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей  и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения. Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

· ее максимизацию;

· получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска. Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например  церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной

 

 

6

 

ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все  последующие решения руководства. В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

2.2 Структура организации.

 Следующий важный элемент,  без которого не может существовать  ни одна организация, — ее  структура. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Не менее важно и то как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении  нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Выделяют три основных типа организационных структур:

-) линейная;

-) функциональная;

-) адаптивная.

 

 

 

8

Линейная организационная  структура, которая часто называется пирамидальной - строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием. Выделяются два подтипа

линейных организационных  структур: плоские и высокие, различающиеся количеством иерархических уровней по отношению к общему числу работников. Преимущества линейных организационных структур:

-) четкая система взаимных связей;

-) быстрота реакции в ответ на прямые приказания;

-) согласованность действий исполнителей;

-) оперативность в принятии решений;

-) ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Основная проблема организационных  структур этого типа — ограниченность количества подчиненных, которые могут ''замыкаться'' на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона контроля. Диапазон контроля определяется количеством связей в подразделении организации. Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя.

Функциональная  организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.

 Часто функциональная  организация существует одновременно  с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции, как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций. Преимущества функциональных организационных структур:

-) более глубокая проработка решений по функциональным направлениям;

9

-) высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций;

-) высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.

 Адаптивная организационная структура — гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды. Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире. Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:

-) проектная — временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;

-) матричная — функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.

Для матричной структуры  характерны создание связей между специалистами, организация работ по определенным задачам, вне зависимости от позиции  в организации, включенности в конкретное подразделение. Преимущества матричной организационной структуры:

-) активизация деятельности руководителей за счет создания программных подразделений и резкого увеличения контактов с функциональными подразделениями; -) гибкое использование кадрового потенциала организации. Недостатки структуры такого типа заключаются в сложности самой структуры, вызванной наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, а также в сложности управления организацией в ситуации отсутствия единоначалия.

10

2.3 Задачи организации.

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть  работы, которая должна быть выполнена  заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Два важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь выполняет разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется несколько часов или даже дней. В общем можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере переходя управленческой работы от низшего уровня к  высшему. Изменения в характере и содержании задач тесно связано с эволюцией специализации. Как показал в своем знаменитом примере о производстве булавок Адам Смит, специалист может существенно увеличить производительность труда. В нашем веке технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной до такой степени, о которой, и думать не мог Смит.

 

 

11

2.4 Технология организации.

Технология имеет гораздо  более широкое значение, чем традиционно  считается. Включает в себя технические  средства и способы их комбинирования и использования для получения  конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента. Управление должно решать вопросы технологий и  осуществления их наиболее эффективного использования. В последнее время  в связи с появлением всё более  передовых технологий соответствующие  задачи менеджмента становятся исключительно  сложными и значимыми. Это связано  с тем, что их решение может  привести к важным и далеко идущим положительным последствиям для  организации. Они могут вызвать  и негативные процессы во внутренней жизни организации, разрушить её организационную структуру, привести к демотивированию работников. Поэтому в современных условиях менеджмент не может смотреть на технологии только с точки зрения повышения производительности и эффективности. Очень важно учитывать то, как новые технологии могут повлиять на климат внутри организации, как они могут подействовать на её «организм». «Технология- это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Технология подразумевает стандартизацию, то есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. Концепция стандартизации стимулировала дальнейшее повышение специализации, открыв одновременно новые широкие возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.

Информация о работе Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур