Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа
Данная тема – «Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы определяющие выбор организационных структур, на мой взгляд, одна из важных тем в менеджменте. » Поскольку именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия. В каждый определённый отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. Структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации.
1.Введение………………………………………………………………....3
2. Важнейшие элементы внутренней структуры организации………..4
2.1- Цели организации…………………………………………………5-6
2.2-Структура организации…………………………………….......7-19
2.3- Задачи организации………………………………………………..10
2.4-Технология организации…………………………………………….11
2.5- Люди…………………………………………………………………12
3. Построение организаций…………………………………………..13-16
4. Факторы, определяющие выбор организационных структур….17-18
5.Заключение………………………………………………………………19
6.Список литературы…………
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт – Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
Кафедра менеджмента таможенного и страхового сервиса
Курсовая работа
по дисциплине «Основы менеджмента»
« Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур »
Выполнила: студентка II курса,
Специальность «Менеджмент организации»
Очная форма, группа 0611
Колесова Мария Николаевна
Проверил: Дроздов Г. Д.
Санкт – Петербург
2011
Оглавление:
1.Введение……………………………………………………
2. Важнейшие элементы внутренней структуры организации………..4
2.1- Цели организации…………………………………………………
2.2-Структура организации…………………………………….....
2.3- Задачи организации………………………………
2.4-Технология организации…………
2.5- Люди…………………………………………………………………
3. Построение организаций…………………………………………..
4. Факторы, определяющие выбор организационных структур….17-18
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы……………………………
3
Введение.
Данная тема – «Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы определяющие выбор организационных структур, на мой взгляд, одна из важных тем в менеджменте. » Поскольку именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия. В каждый определённый отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. Структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации. В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на неё. “Совершенная” структура - это такая структура, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целенаправленно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. Данная тема является актуальной для каждой организации. В условиях административно-командной экономики проблема соответствия организационной структуры управления целям и задачам организаций, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на неё, не изучались. В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально исследована в представляемой курсовой работе. В работе исследуется: важнейшие элементы внутренней структуры организации, построение организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур.
4
2. Важнейшие элементы внутренней структуры организации.
Важно представлять, что
понимается под организацией. Есть,
к примеру, следующее определение
сущности организации как процесса:
это составная часть
-) ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами): инспекторами-контролерами и другими служащими;
-) формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности. Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю структуру организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
5
2.1 Цели организации.
Организация, по определению,
это, по крайней мере, 2 человека с
осознанными общими целями. Организацию
можно рассматривать как
· ее максимизацию;
· получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска. Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной
6
ответственности. Ориентация,
определяемая целями, пронизывает все
последующие решения
7
2.2 Структура организации.
Следующий важный элемент,
без которого не может
-) линейная;
-) функциональная;
-) адаптивная.
8
Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной - строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием. Выделяются два подтипа
линейных организационных структур: плоские и высокие, различающиеся количеством иерархических уровней по отношению к общему числу работников. Преимущества линейных организационных структур:
-) четкая система взаимных связей;
-) быстрота реакции в ответ на прямые приказания;
-) согласованность действий исполнителей;
-) оперативность в принятии решений;
-) ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.
Основная проблема организационных структур этого типа — ограниченность количества подчиненных, которые могут ''замыкаться'' на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона контроля. Диапазон контроля определяется количеством связей в подразделении организации. Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя.
Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.
Часто функциональная
организация существует
-) более глубокая проработка решений по функциональным направлениям;
9
-) высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций;
-) высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.
Адаптивная организационная структура — гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды. Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире. Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:
-) проектная — временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;
-) матричная — функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.
Для матричной структуры характерны создание связей между специалистами, организация работ по определенным задачам, вне зависимости от позиции в организации, включенности в конкретное подразделение. Преимущества матричной организационной структуры:
-) активизация деятельности руководителей за счет создания программных подразделений и резкого увеличения контактов с функциональными подразделениями; -) гибкое использование кадрового потенциала организации. Недостатки структуры такого типа заключаются в сложности самой структуры, вызванной наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, а также в сложности управления организацией в ситуации отсутствия единоначалия.
10
2.3 Задачи организации.
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Два важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь выполняет разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется несколько часов или даже дней. В общем можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере переходя управленческой работы от низшего уровня к высшему. Изменения в характере и содержании задач тесно связано с эволюцией специализации. Как показал в своем знаменитом примере о производстве булавок Адам Смит, специалист может существенно увеличить производительность труда. В нашем веке технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной до такой степени, о которой, и думать не мог Смит.
11
2.4 Технология организации.
Технология имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Включает в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента. Управление должно решать вопросы технологий и осуществления их наиболее эффективного использования. В последнее время в связи с появлением всё более передовых технологий соответствующие задачи менеджмента становятся исключительно сложными и значимыми. Это связано с тем, что их решение может привести к важным и далеко идущим положительным последствиям для организации. Они могут вызвать и негативные процессы во внутренней жизни организации, разрушить её организационную структуру, привести к демотивированию работников. Поэтому в современных условиях менеджмент не может смотреть на технологии только с точки зрения повышения производительности и эффективности. Очень важно учитывать то, как новые технологии могут повлиять на климат внутри организации, как они могут подействовать на её «организм». «Технология- это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Технология подразумевает стандартизацию, то есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. Концепция стандартизации стимулировала дальнейшее повышение специализации, открыв одновременно новые широкие возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.