Великие управленцы-Королев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:07, реферат

Описание

Сергей Павлович Королёв принадлежит к тому особому типу управленцев, с которым связаны звездные часы человечества. С его именем связано первое преодоление человеком земного притяжения, первый его выход за пределы планеты Земля в космическое пространство.

Работа состоит из  1 файл

Королев - управленец.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Королёв

Великие управленцы

Сергей Павлович Королёв  принадлежит к тому особому типу управленцев, с которым связаны  звездные часы человечества. С его  именем связано первое преодоление  человеком земного притяжения, первый его выход за пределы планеты  Земля в космическое пространство.

Мы оцениваем значимость того или иного управленца по той  власти, которой он обладал, по индексу  управленческой мысли, которая позволяла  ему решать сложнейшие управленческие проблемы, по тем свершениям, которые  удалось после себя оставить. Но, говоря о Королёве, мы сталкиваемся с принципиально новым явлением в управленческой практике, требующим должной оценки.

Со времен создания первых организаций на Земле, основные задачи, которые решались лидерами человеческого сообщества – его  великими управленцами носили естественный характер. Они, как правило, состояли в завоевании высшей власти в организации, образованной большими массами людей – государстве, и достижении целей его создания, выживания или процветания, достойного, а то и лидирующего положения среди других государств и народов мира.

Но с развитием  цивилизации возникли задачи принципиально  нового характера, связанные не только с судьбами отдельных государств или народов, а определяющие выживание, процветание всего человеческого  сообщества в целом, выход его за пределы традиционной среды обитания.

С именем Королёва связан выход человечества на новые управленческие рубежи – необходимостью управления дальнейшим развитием всей человеческой цивилизации в целом, возникновением предпосылок для управления планетарного масштаба. То, к чему впервые вплотную приблизился Александр Македонский, создавший, практически, первое единое государство на планете Земля, сегодня стало явью, благодаря резко возросшему научно-техническому потенциалу человечества.

Королёв стал тем управленцем, которому суждено было вывести человечество за пределы его колыбели – планеты  Земля, поднявшему его на принципиально  новый уровень развития, поставившему перед ним принципиально новые  задачи. Люди не только впервые реально столкнулись с ограниченностью среды их обитания, но и осознали ее хрупкость и уязвимость.

Совершенное Королёвым  стало возможным, благодаря трудам многих поколений лучших умов человечества. Его мыслителей, его инженеров, его  организаторов. А, с другой стороны, как это ни покажется неожиданным, оно стало возможным также, благодаря тому вечному соревновательному эффекту, которое движет человечеством, конкуренции, наконец, попросту борьбе за выживание. Ведь действительно, так уж принято в человеческом сообществе – проигравших бьют. Принципы естественного отбора в реальной практике межгосударственных отношений оказываются сильнее принципов гуманизма.

Может быть, выход  человечества на новые рубежи и осознание  того, что технические средства, которыми оно сегодня обладает, способны не только изменить, но и погубить современную человеческую цивилизацию, изменит характер и межгосударственных отношений. Во всяком случае, хочется на это надеяться.

Наша задача более  скромная – проанализировать деятельность Сергея Павловича Королёва, безусловно, оказавшую влияние на магистральные направления развития человечества. В ней соединились и его умение создавать и организовывать мощное принципиально новое промышленное производство, и находить и воплощать в реальной практике новейшие научно-технические идеи своего времени.

Генри Форд и его  последователи посадили человечество на автомобиль и открыли ему принципиально  новые возможности перемещения  и коммуникаций, авиастроители соединили  страны и континенты. Но они же дали человечеству новые технологии ведения войны. Вторая мировая война с ее колоссальными разрушительными последствиями стала возможной в значительной степени, благодаря возможности быстро доставлять на значительное расстояние воинские подразделения и оружие большой разрушительной силы.

Межконтинентальные  баллистические ракеты Королёва, с  одной стороны, открыли человечеству дорогу в космос а, с другой стороны, сделали уязвимой любую точку  планеты Земля для ядерного удара. И, как это ни парадоксально звучит, может быть, в значительной степени, благодаря этому, вторая половина ХХ века избежала Третьей мировой войны, в которой победителей уже может не быть. Ведь промежуток между Первой и Второй мировыми войнами составил всего около двадцати лет! Может быть, благодаря именно этому, Вторая мировая война станет последней мировой? Дай-то Бог!

Анализируя деятельность того или иного великого управленца, мы, как правило, определяли его основной стратегический замысел, которым нередко  было стремление к завоеванию и удержанию  высшей власти. Говоря о Королёве, мы должны отметить, что стремления к власти, в традиционном смысле слова, у него не было. Было стремление реализовать свою мечту, совпадавшую с казавшейся несбыточной мечтой многих, в особенности после появления авиации, осуществить космический полет, преодолеть земное притяжение.

Само возникновение  такой мечты говорит о том, насколько быстро начали развиваться  технические возможности человечества в ХХ веке. Ведь еще столетие назад  человек не умел даже летать. Но это  не означает, что путь к решению столь грандиозных задач был простым. Нет, он был очень сложным, связанным с колоссальным риском, с преодолением больших трудностей, с необходимостью решения множества задач, возникших в человеческой практике впервые.

На этом пути все  было неизведанным, сложным, рождалось в муках, требовало мужества не только преодоления опасностей, связанных с риском для жизни, косности власть предержащих, но и требовало мужества преодоления традиций, вековых устоев. Было осознание того, что почти все делается впервые, что очень немногие, а в некоторых случаях и, вообще, никто в мире, не может понять тебя. Что с тобой не соглашаются не столько потому, что имеют другую точку зрения, а потому, что еще не понимают самого существования тех проблем, над решением которых приходиться биться, биться в одиночку, принимая на себя ответственность не только за свою собственную судьбу, но и за судьбы миллионов других людей, за судьбы человечества.

Когда на тропу нехоженую 
Со столбовой свернешь, 
Всегда бывает сложно, 
Часто невтерпеж. 
За каждым твоим шагом 
Сложное и непредвиденное, 
Здесь очень нужна отвага, 
Здесь очень просто не выдержать. 
Солдат в бою тот знает, 
Что рядом с ним тысячи, 
Солдат в бою умирает, 
Смерти своей не вымучив. 
Ты же один сегодня 
Против любой опасности, 
Против сомнений ада, 
Против неясности. 
Факел мечты подняв, 
На смерть не имеешь права, 
Чтоб то, что сегодня ты понял, 
Поняли люди – завтра.

Но, как говорил  сам Королёв, «Все начинается с самого обычного. Необычным оно становится уже потом…». Все, действительно, начиналось очень просто с мечты об обычных полетах. В юности первые самолеты и люди, овладевшие этой, казавшейся сказочной, техникой, обладали для Королёва исключительной притягательностью. Он стремился приобщиться к этому миру, к этим людям. И ему повезло. Он стал «своим» в отряде летчиков, летавших на гидросамолетах старой конструкции, а затем сам конструировал и строил планеры собственной конструкции.

Закончив МВТУ, он получает возможность работать в  самолетостроении – той области  деятельности, о которой мечтал. Начинает он с опытного отдела ОПО-3, созданного на базе конструкторского бюро Д.П. Григоровича. Именно на гидропланах Григоровича летали летчики, «пригревшие» юного Королёва. Позднее работа в Московском опытном самолетостроительном Всесоюзном авиаобъединении, в Центральном конструкторском бюро, в ведущем авиационном НИИ страны – ЦАГИ.

Однако он достаточно рано определяет свой путь – стремление к созданию реактивной техники. Судьба сводит его с Фридрихом Артуровичем  Цандером, первым в стране поставившим задачу создания ракетного двигателя для самолета. Вместе они создают легендарный ГИРД – группу изучения реактивного движения. Они одержимы реализацией идей К.Э. Циолковского о покорении космического пространства, которые полностью разделяли.

В 1933 г., когда Королёву не исполнилось и 27 лет, ими была сконструирована и запущена в небо первая российская ракета, первая в мире на гибридном топливе. Стартовый вес ее примерно 18 килограмм, полезная нагрузка 5 килограмм, длительность полета 18 секунд. Это первая победа молодого Королёва и отечественного ракетостроения на долгом пути к овладению космическим пространством.

Управленческая ситуация №1

Первая ракета, сконструированная  и построенная ГИРДовцами, взлетела в небо 17 августа 1933 г., 25 ноября –  старт новой ракеты – ГИРД-Х, всего было запущено шесть ракет этого класса. Это стало началом создания той техники, что впоследствии проложит дорогу в космос и станет ракетным щитом страны. Но тогда руководство страны только начинало понимать всю важность того, что делают молодые энтузиасты часто на собственный страх и риск. Не зря абревиатуру ГИРД они шутливо расшифровывают, как «группа инженеров, работающих даром».

Приказом Реввонсовета от 21 сентября 1933 г. создается Ракетный научно-исследовательский институт (РНИИ), начальником которого назначается И.Т. Клейменов.

Проблема №1. Как вы оцениваете целесообразность создания в России нового научно-исследовательского института РНИИ? Как должен был отнестись, по вашему мнению, к его созданию руководивший к этому времени реальными работами в области отечественного ракетостроения Королёв?

Развитие управленческой ситуации №1. Действительно, после преждевременной смерти в марте 1933 г. Ф.А. Цандера, вместе с которым создавался ГИРД, Королёв стал во главе коллектива ГИРДовцев, осуществивших первый запуск отечественных ракет.

После создания РНИИ Королёв сразу же с головой  погружается в новую работу. Он становится заместителем по науке начальника РНИИ. По его настоянию в планы  работы РНИИ включается создание ракетопланов, он всячески стремится активизировать работы по ракетной технике, в т.ч. по созданию автоматически управляемых крылатых ракет. В 1934 г., подытоживая предыдущую деятельность, он пишет книгу «Ракетный полет в стратосфере», которая получает высокую оценку Циолковского.

Штурм стратосферы, в  котором самое непосредственное участие принимает Королёв, пользуется в стране популярностью. Он выступает  с докладом «Крылатая ракета для  полета человека». В мае 1935 г. в РНИИ создается сектор крылатых ракет, а  через полгода с небольшим – специальный отдел ракетных летательных аппаратов, возглавляемый Королёвым.

Казалось бы, все  идет своим чередом в жизни  подающего большие надежды первого  в стране конструктора ракетной техники. Однако наша жизнь устроена так, что  далеко не все, развивающееся естественным путем и способное принести стране гигантскую пользу, встречает одобрение и поддержку. У нас гораздо привычнее «через тернии к звездам». Не миновала сия чаша и Королёва.

Управленческая ситуация №2

В стране наступил недоброй памяти 1937 г. Наступил он и в Ракетном научно-исследовательском институте. Исчез его начальник И.Т. Клейменов, арестовали главного инженера института Г.Э Лангемака. Дошла очередь и до Королёва. Это случилось 28 июня 1938 г. Его арестовали, на допросах принуждали признаться в том, что он шпион и участвовал в акциях против государства. Прямых улик не было. Его обвиняли в том, что ракеты в ходе экспериментов взрывались. Хотя явной вины Королёва найдено не было, но все-таки экспертиза признала его вредителем. К тому же нашлись доброхоты. Новый главный инженер А.Г. Костиков приписал ему взрыв ракетного самолета, который на самом деле целехенький спокойно стоял в ангаре. Это было нелепым и абсурдным. Но это было. Каждый высшие интересы страны понимает по-своему.

Королёв приговаривается к 10 годам исправительно-трудового режима

Но Королёву повезло  и в другом. Он попадает в составленный Туполевым список из 25 специалистов, которые отбираются для работы и  отправляется на Колыму в местечко на берегу реки Берелех. Колымский период в жизни Королёва был очень тяжелым и оставил в его душе неизгладимый след. Позднее он вспоминал: «Еще два-три месяца и я бы не выдержал». Однажды он должен был отплыть во Владивосток на пароходе «Индигирка». По нерасторопности конвоиров он не попал на борт и в отчаянии, стоя на причале, беззвучно плакал. Как оказалось «Индигирка» затонула, не доплыв до места назначения. Все находившиеся на борту погибли.в так называемой «шарашке» – тюремном конструкторском бюро, расположенном на улице Радио. Все-таки тюремное московское КБ, где работают «враги народа» – это не исправительно-трудовой лагерь на Колыме.

Проблема №2. Как вы оцениваете положение, в котором оказался ведущий специалист отечественного ракетостроения, после ареста? Как, по вашему мнению, произошедшая перемена могла отразиться на его восприятии окружающего мира? Как, с вашей точки зрения, следовало действовать Королёву, оказавшемуся в «шарашке»?

Развитие управленческой ситуации №2. Попав в «шарашку» на улице Радио, где позднее во второй половине 60-х и 70-х годах работал и автор в качестве начальника сектора Филиала ЦАГИ, Королёв, как говорится, приходит в себя и с жадностью принимается за работу. Он принимает участие в создании опытных образцов самолетов, просит направить на работу в цех, и его назначают заместителем начальника сборочного цеха. Он был причастен к созданию лучшего бомбардировщика Великой Отечественной – ТУ-2.

После изнурительной  работы в цехе, он делает эскизы и  наброски крылатой ракетной аэроторпеды, рассчитывает двигательные установки с воздушно-реактивным двигателем. В одной из бесед с будущим начальником Филиала ЦАГИ Мясищевым Королёв сетует, что без ракетных ускорителей стратосфера останется непокоренной. Он говорит: «Мы делаем большую ошибку, пренебрегая идеей ракетоплана».

Информация о работе Великие управленцы-Королев