Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа
ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.
ВВЕДЕНИЕ
Время, в которое мы живем, - время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.
Введение…………………………………………………….2-4
Понятие и принципы построения организационных структур…...5-10
Типы организационных структур управления……………………………10-14
Виды организационных структур управления……………………………15-31
Структурная перестройка……………………………………………………………32-37
Заключение………………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………………..39
Виды организационных структур управления
Теперь перейдем к рассмотрению конкретных видов организационных структур
управления, относящихся к бюрократическому или органическому типу.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение
подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
• линейные (административное подчинение);
• функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
• меж функциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов
организационных структур управления:
• линейная;
• функциональная;
• линейно-функциональная;
• дивизиональная;
• региональная;
• матричная;
• продуктовая
• ориентированная на потребителя.
Линейная организационная структура управления – это одна из простейших
организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе
каждого структурного подразделения
находится руководитель-
наделенный всеми полномочиями
и осуществляющий единоличное руководство
подчиненными ему работниками и
сосредоточивающий в своих
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о подобъектом выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.
Как видно из схемы, в линейной структуре
управления каждый подчиненный имеет
начальника, а каждый начальник имеет
несколько подчиненных. Такая структура
функционирует в небольших
В линейной структуре система управления организацией компонуется по
производственному признаку с учетом степени концентрации производства,
технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Линейная организационная
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть
устранены функциональной структурой.
Рис. 1 Линейная организационная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1. Единство и четкость распорядительства 2. Согласованность действий 3. Простота управления 4. Оперативность в принятии 5. Четко выраженная 6. Личная ответственность |
1. Высокие требования к руководителю 2. Отсутствие звеньев по 3. Затруднительные связи между инстанциями 4. Концентрация власти у |
Функциональная (многолинейная)
организационная структура
организацией. Функциональное управление
осуществляется некоторой совокупностью
подразделений, специализированных на
выполнении конкретных видов работ,
необходимых для принятия решений
в системе линейного
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в
специализированные
маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по
функциональному критерию.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Как видно из приведенной ниже схемы, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, многолинейная структура имеет свои преимущества и недостатки, которые мы рассмотрим позже.
Недостатки как линейной, так и многолинейной структур управления в
значительной степени
Рис. 2 Функциональная организационная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций 2. Освобождение линейных 3. Стандартизация, формализация и
программирование явлений и 4. Исключение дублирования и
параллелизма в выполнении 5. Уменьшение потребности в |
1. Чрезмерная
заинтересованность в 2. Трудности в поддержании 3. Появление тенденций 4. Длительная процедура принятия решения 5. Относительно застывшая |
Линейно-функциональная организационная структура управления - ступенчатая
иерархическая структура. Ее также называю линейно-штабной. При ней
линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахтный» принцип
построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.
По каждой подсистеме формируются «иерархия» служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.
Многолетний опыт использования линейно-
особенно под воздействием научно-технического
и технологического прогресса; закостенелость
системы отношений между
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.
Рис. 3 Линейно-функциональная организационная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1. Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников 2. Освобождение главного 3. Возможность привлечения |
1. Отсутствие
тесных взаимосвязей между 2. Недостаточно четка 3. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации |
Дивизиональная структура управления. В результате диверсификации
производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции ( продуктовая структура управления) или на пространственное единство ( региональная структура управления).
Организационная структура по продукту
предполагает создание в структуре
фирмы самостоятельных
компаниями, которые сохраняют ответственность за прибыли и подлежат
финансовому контролю и отчётности
со стороны производственного
Координация деятельности между отечественными и заграничными предприятиями в рамках производственного отделения, либо координатором по продукту, либо координатором по международным операциям. Функциональные службы производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с
соответствующими центральными службами, получая от них указания по всем вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмы в целом.
Поскольку производственное отделение само выступает центром прибыли, оно осуществляет не только финансовый, но и оперативный контроль функционирования подконтрольных предприятий во всемирном масштабе. Этот контроль часто осуществляется путём совместных и переплетающихся директоратов и дополняется поездками руководителя производственного отделения на конкретные дочерние предприятия. В некоторых компаниях для более эффективного оперативного контроля деятельности заграничных дочерних компаний в производственном отделении создаются региональные управления или отделы.
Организационная структура по продукту широко распространена в силу массового перехода международных фирм к децентрализованной структуре управления, когда знание продукта и развитие производства в глобальном масштабе приобрели первостепенное значение.
Организационную структуру управления
по продукту предпочитают применять
крупные широко диверсифицированные
компании, хотя она имеет свои специфические
особенности практически у
продукции, степень её технологической сложности и уникальности.
Организационная структура по продукту
обеспечивает большие возможности
для централизованного
Она также содействует росту
внутрикорпорационных поставок и даёт
возможность путём манипуляции
с трансфертными ценами занижать
суммы уплачиваемых налогов, облегчает
раздел рынков между дочерними компаниями,
позволяет концентрировать
Даёт возможность
Вместе с тем, при такой структуре
возникают трудности
Информация о работе Виды организационных структур управления