Виды разделение труда в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:08, реферат

Описание

Цель работы – провести анализ разделения труда в процессе принятия решений в организации (системе управления в целом).

Задачи:

1. Определить особенности функционального разделения труда в управлении.

2. Обосновать особенности структурного разделения труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Виды разделение труда в управлении……………………………........4

Разделение труда в процессе принятия решений на примере ООО «ХХХ»……………………………………………………………………..9




ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность.docx

— 35.58 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 
 

  1. Виды разделение труда в управлении……………………………........4
 
  1. Разделение  труда в процессе принятия решений  на примере ООО «ХХХ»……………………………………………………………………..9
 

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Принятие  решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются  по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе  как посредством подготовки и  исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов  деятельности любого работника управления, так или иначе, связана с принятием  и реализацией решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности по принятию решений и его роль в управлении.

     Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон назвал принятие решений «сутью управленческой деятельности». Далее он отмечал, что любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия». Управление, таким образом, можно рассматривать как процессы принятия решений и как процессы, содержащие действия.

     Вторая  трактовка предполагает принятие решений  только в разрезе выполнения отдельных  функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля). Именно с этих позиций мы и будем  рассматривать  управленческое решение  в данной работе.

     Принцип разделения труда – это базовый  принцип организации, в основе которого – невозможность одинаково эффективного выполнения одним человеком комплекса  разнородных видов деятельности. С другой стороны, этот принцип –  отражение многообразия потребностей отдельных индивидов и общества в целом. В ходе социальной эволюции происходит группировка видов труда, соотносимая с определенными  потребностями людей и групп. Такие же процессы происходят не только на уровне всей человеческой общности, но и в менее крупных образованиях – этносах, государствах, социальных группах, организациях.

     Важным  фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда  менеджеров, то есть специализация  управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. В соответствии с этим рассмотрим три основных вида разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, ролевое (технологическое). 

     Цель  работы  – провести анализ разделения труда в процессе принятия решений в организации (системе управления в целом). 

     Задачи: 

     1.   Определить особенности функционального разделения труда в управлении.

     2.   Обосновать особенности структурного разделения труда. 

  1. Виды разделение труда в управлении
 
 

     Содержанием труда менеджеров являются функции, представляющие собой однородные виды работ, связанных с планированием, организацией, мотивированием, контролем и пр. Все эти функции, в силу того, что они составляют содержание процесса управления, называют общими. Однако они требуют специальных знаний и профессионалы, выполняющие их, должны быть знакомы с методами решения соответствующих задач.

     В крупных организациях, где управленческий труд специализирован, можно встретить  менеджеров, выполняющих ту или иную функцию управления. Одни из них  отвечают за функцию планирования и  несут ответственность за систему  планов, в соответствии с которыми функционирует организация.

     Аналогично  этому другие менеджеры специализируются на выполнении функций, связанных с  организацией труда, производства и  управления, с контролем, а также  с разработкой систем стимулирования, направленных на усиление мотивации  работников организации.

     Функциональное  разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими, и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования организации. Поэтому общий менеджер – это руководитель предприятия в целом или руководители отдельных частей предприятия, осуществляющие интеграцию работы функциональных менеджеров и специалистов. В их задачи входит: выработка видения будущего, то есть картины того, какой должна быть организация в перспективе и как этого можно достичь; развитие потенциала организации и людей, работающих в ней; принятие необходимых действий для достижения поставленных целей. В соответствии с этим общие менеджеры концентрируют свое внимание на формировании и сохранении ценностей организации, на определении стратегических целей и направлений развития, на организации работы и распределении ресурсов, на контроле за ходом реализации планов.

       Кроме функционального разделения труда существует структурное разделение управленческого труда.

     Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная принадлежность. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на разделение труда, оно специфично для каждой организации.

     Следующий вид разделения труда – вертикальный. Этот вид разделения труда менеджеров отражает иерархичность построения структуры управления и является основополагающим для современных организаций. Оно предполагает выделение специалистов трех уровней: высшего, среднего и первого.

     Менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры) – это люди, занимающие ключевые позиции в организации: менеджеры-собственники, генеральный директор или президент, члены совета директоров и аппарат управления организацией в целом (центральный штаб). Их главная задача состоит в обеспечении оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, при которой организация может успешно работать и конкурировать. Поэтому главное в деятельности топ-менеджеров – это разработка стратегии долгосрочного развития, в которой устанавливаются цели и задачи организации, необходимые для их достижения ресурсы и способы продвижения на рынке.

     Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации (такие, например, как крупные инвестиции в новый производственный процесс, слияние с другой фирмой, закрытие филиала, разработка нового продукта и пр.). Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегического и перспективного развития, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием решений, принимаемых в условиях большой неопределенности и недостаточной информации.

     Под влиянием изменений, происходящих в  экономике и социальном развитии общества, менеджеры высшего уровня меняют приоритетные направления своей  деятельности. Так, опрос, про – веденный в компаниях 20 разных стран, показал, что в ближайшем будущем их усилия будут направлены в первую очередь на: 

     ·           формулирование долгосрочных стратегий  развития;

     ·           управление человеческими ресурсами  организации;

     ·           маркетинг и продажи;

     ·           переговоры и разрешение конфликтов;

     ·           установление отношений с другими  участниками рынка. 

     Менеджеры среднего уровня – это управленческий персонал, который в соответствии со своим названием выполняет  двойственную функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту  высшего уровня и играя руководящую  роль для менеджеров первого уровня. Обычно к среднему уровню относят  менеджеров, возглавляющих структурные  подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, производства, по продажам и т.д. В крупных организациях может быть несколько уровней  среднего менеджмента, и это дает основание для разделения менеджеров среднего уровня на несколько «слоев». К высшему слою относят тех, кто направляет деятельность менеджеров следующих, находящихся ниже, слоев с целью доведения до них стратегии и политики высшего руководства компании и оказания помощи по руководству оперативной деятельностью. Менеджеры среднего уровня, находящиеся в самом низу, работают в тесном контакте с менеджерами первого уровня и исполнителями.

     Менеджеры среднего уровня являются проводниками политики организации и в то же время осуществляют прямое руководство  выполнением процессов и операций. К числу наиболее важных работ, которые  они выполняют, относятся следующие: 

     ·           руководство и контроль за ходом работ;

     ·           принятие оперативных решений;

     ·           передача информации сверху вниз и  снизу вверх;

     ·           планирование работ;

     ·           организация работ;

     ·           мотивирование работников;

     ·           поддержание внутренних и внешних  контактов;

     ·           составление отчетов. 
 

     Менеджеры первого уровня – это управленческий персонал, который несет прямую ответственность за работу исполнителей, то есть работников организации, производящих продукцию или услуги. Руководители этого уровня имеют в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Таким руководителем, например, является бригадир, начальник смены или участка, руководитель группы.

     Управленческий  персонал и руководство этого  уровня находятся в постоянном контакте с исполнителями, доводят до них  планы работ, организуют производственные и другие процессы, осуществляют контроль за исполнением, решают множество самых раз – личных проблем текущего и оперативного планов. Иными словами, менеджеры этого уровня принимают в основном оперативные решения, связанные с выполнением заданий и оптимизацией использования выделенных для этого ресурсов.

     Существует  еще один вид разделения труда - горизонтальное разделение.

     В крупных и средних организациях вертикальное разделение труда дополняется  горизонтальным. В составе организации могут быть сформированы функциональные подсистемы, каждая из которых выполняет специфические задачи, которые нередко именуют функциональными сферами.

     Так, каждая система должна быть структурирована  для эффективного функционирования. Для того чтобы эффективно обеспечивать достижение установленных целей, необходимо понять структуру каждой выполняемой работы, всех подразделений и организации в целом.

     В большинстве организаций структура  оформлена таким образом, что  каждое подразделение и работник специализируется на определенных областях деятельности.

     Рациональное  разделение труда зависит как  от абсолютного объема выполняемых  работ, так и от необходимого уровня знаний отдельных работников в различных  областях деятельности, их квалификации. При разработке организационной  структуры одним из главных является вопрос о том, в какой степени  следует осуществлять разделение труда, имея в виду преимущества специализации. Внутри организации выделяют горизонтальное и вертикальное разделение труда.

     Рассматривая  вопрос о рациональном разделении управленческого  труда, необходимо заметить, что ограниченность возможностей любого руководителя делает важной иерархическую систему построения организации. Руководитель может уменьшать  свою рабочую нагрузку, делегируя  ее на стоящий ниже уровень, но одновременно возрастает нагрузка, имеющая характер контроля выполнения работ. Потребность  в следующем уровне иерархии появляется при повышении объема работ по контролю над возможностями руководителя.

     Считается, что не существует общих правил, которые можно было бы использовать для определения надлежащей «сферы управления» в каждой ситуации. Это  зависит от различных обстоятельств, от способности руководителя налаживать связи с подчиненными ему сотрудниками, характера выполняемых функций, территориального расположения подразделений, квалификации и опыта служащих, форм контроля и координации, от характера  настроя неформальных групп и  т.д.

     Принятие  управленческих решений – важнейшее  направление деятельности руководителей, требующее от них не только высокого профессионализма в решении задач  организации, но и методологической компетенции, т.е. способности к системному восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем и поиску методов их разрешения.

Информация о работе Виды разделение труда в управлении