Виды связи в структуре управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:35, реферат

Описание

Определенная организация наблюдалась еще на стадии индивидуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, т. е. его первоначальную структуру, существующую еще в скрытом состоянии. Основой этого явления было кооперированное производство, развитие которого привело к выделению функций управления, формирующих организационную структуру.

Работа состоит из  1 файл

современные тенденции развития.docx

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Введение

Определенная организация  наблюдалась еще на стадии индивидуального  труда ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником  для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций и образует простейшую форму  организации процесса производства, т. е. его первоначальную структуру, существующую еще в скрытом состоянии. Основой этого явления было кооперированное  производство, развитие которого привело  к выделению функций управления, формирующих организационную структуру. 

Таким образом, главным  фактором формирования организационной  структуры управления производством  было разделение труда, появление функции  управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип  отношений, сложившийся как отношения  между участниками производственного  процесса, между руководителями и  подчиненными.

На стадии машинного  производства произошло полное обособление  функций управления. Появились полностью  освобожденные от производственных функций руководители. Возникает  опосредованный контроль с помощью  ведомостей, отчетов, докладов и т. п. Налаживается обратная связь. Все это, и в особенности рост масштабов  производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.

"Структура управления  организацией", или "организационная  структура управления" - одно из  ключевых понятий менеджмента,  тесно связанное с целями, функциями,  процессом управления, работой менеджеров  и распределением между ними  полномочий. В рамках этой структуры  протекает весь управленческий  процесс (движение потоков информации  и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры  всех уровней, категорий и профессиональной  специализации. Структуру можно  сравнить с каркасом здания  управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись  своевременно и качественно. Отсюда  то внимание, которое руководители  организаций уделяют принципам  и методам построения структур  управления, выбору их типов и  видов, изучению тенденций изменения  и оценкам соответствия задачам  организаций.

Структурные взаимосвязи  в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений  и функциональных единиц. Организация  работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные  и поведенческие взаимосвязи, в  свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированы на их достижение. Вот почему необходимо ознакомиться с разных сторон со структурным подходом, который применяется в различных  организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и  развитие организации как единого  целого. Организационная структура  управления определяется также как  форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций  структура управления представляется в виде системы оптимального распределения  функциональных обязанностей, прав и  ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими  в ее состав органами управления и  работающими в них людьми.

Вот почему организационную  структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом  деятельности следует рассматривать  с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность  и эффективность влияют:

1) действительные  взаимосвязи, возникающие между  людьми и их работой. Это  отражается в схемах организационных  структур и в должностных обязанностях;

2) действующая политика  руководства и методы, влияющие  на человеческое поведение;

3) полномочия и  функции работников организации  на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании  указанных трех факторов в организации  может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность  достижения высокого уровня эффективности  производства.

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры  управления могут быть как отдельные  работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов структуры: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой  структуре создаются верхние  звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой  исполнителей). При трех и более  уровнях в структуре формируется  так называемый средний слой, который  в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Цель  курсовой работы

В данной курсовой работе, будут рассмотрены: основные понятия  организационной  структуры управления и современные  разработки в этой области для разных отраслей. И продемонстрировано, что при формировании организационных  структур главное  внимание отводится  приданию им динамичности с тем, чтобы они  могли приспосабливаться  к постоянным изменениям внутренней и внешней  средам, и что, структура  управления может  развиваться наподобие  живого организма. Разделение труда

Исследование схем формальных организаций показывает, что существует уровень вертикального  и горизонтального разделения труда. Вертикальная схема представлена на рис. 1. Руководитель верхнего уровня управляет  деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т.е. в формальном смысле обладает большей властью  и статусом. Так представляет управление вертикальное разделение труда в  формальной организации на макроуровне.

Вертикальная дифференциация связана с иерархией организации  вглубь. Чем больше ступеней существует между высшим уровнем и оперативными работниками, тем более сложной  является данная организация.

Вертикальная структура  состоит из уровней власти, построенных  в иерархическом порядке. Власть распределяется по должностям и руководителям, занимающим эти должности. На рис. 1 показано также положение работников при вертикальной структуре. Цель рассматривается  как ориентир для потока связей и  власти. Чтобы понять обширные взаимоотношения, существующие в организации, следует  точно сформулировать цель на макроуровне.

Макроориентация касается главным образом всей организации в противоположность тому, что связано с отдельными видами работ, которые существуют в организации.

Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда  между отдельными единицами. Чем  больше в организации различных  сфер, требующих специализированных знаний и умений, тем более горизонтально  сложной она является.

Рис. 1. Вертикальное разделение труда

Горизонтальная специализация  направлена на дифференциацию функций  и охватывает: определение работы (соединение различных отдельных  заданий) и определение взаимосвязи  между различными видами работ, которые  могут выполняться одним или  многими разными лицами.

Охват контролем —  это число подчиненных, которые  отчитываются перед одним руководителем. Функционализация - это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации. При этом работники, связанные с функциями, могут определяться как бухгалтеры, администраторы, руководители производственных звеньев и т.п.

Рис. 2. Горизонтальное разделение труда

Горизонтальное разделение труда представлено на рис. 2, где  отражены примеры подходов к охвату контроля и функционализации. Руководитель высшего уровня (РВУ) имеет прямой контроль над тремя руководителями: РСУ — руководитель среднего уровня (производство), РСУ — руководитель среднего уровня (бухгалтерский учет), РСУ— руководитель среднего уровня (маркетинг). В свою очередь, РСУ имеют прямой контроль над соответствующими РНУ — руководителями низшего уровня, а те — непосредственно над определенным числом исполнителей. Это можно рассматривать как функционализацию, в результате которой образуются те или иные специализированные подразделения.

Наряду с этим существует географическое (территориальное) разделение труда, связанное со степенью распределения  физических активов организации  по различным местам, регионам. В  данной структуре коммуникации, координация  и контроль становятся все более  сложными.

Необходимо различать  масштаб и глубину работ. Масштаб  работ - это количество выполняемых  работ, их объем. Сотрудник, выполняющий, например, восемь заданий, имеет более  широкий масштаб работ, чем тот, кто выполняет четыре различных  задания. Что же касается глубины  работ, то это определение относится  к объему контроля, который работник использует, чтобы изменять или влиять на свою работу. Глубина контроля носит  личностный характер, она может быть равной, большей или меньшей на одном и том же организационном  уровне. Например, руководитель отдела маркетинга в промышленной компании имеет большую глубину работ, чем, скажем, бухгалтер, ведающий текущим  учетом производства. Или, например, исследователь-аналитик в компании выполняет значительное число операций и не систематически контролируется администрацией. Однако у него достаточно широкий масштаб  работ и большая глубина. Решая  конкретные проблемы разделения труда  в структуре управления, необходимо тщательно учитывать не только функциональную направленность и масштабы выполняемых  работ, но и их глубину.

Виды  связи в структуре  управления

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми  линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или  иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как  полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право  решать все вопросы развития вверенных  им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами  организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать  другим членам организации выполнять  их распоряжения. Если тому или иному  работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать  решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость  пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

Увеличение количества элементов и уровней в структуре  неизбежно приводит к многократному  росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого  нередко является замедление процесса управления, что в современных  условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

Принципы  формирования и факторы  воздействия

Информация о работе Виды связи в структуре управления