Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:16, реферат
Глобализация означает новый этап развития внешнеэкономической деятельности, направленный на создание экономических сетей разных стран
• Виртуальная корпорация способствует решению фундаментальных задач рыночной экономики – привлечению капитала для выполнения уникальных проектов и распределению риска в инвестиционных программах
• Среди важнейших критериев интеграции виртуальных предприятий выделяют объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность
Виртуальное
предприятие как
эффективная форма
организации
АЛЬГИРДАС
МАНЮШИС
доктор экономических
наук, Международный
университет в Москве
ВАДИМ СМОЛЬЯНИНОВ
ОАО «РосБизнес-Консалтинг»
ВАЛЕРИЙ ТАРАСОВ
кандидат технических
наук, Московский государственный
технический университет
имени Н.Э. Баумана
•
Глобализация означает
новый этап развития
внешнеэкономической
деятельности, направленный
на создание экономических
сетей разных стран
• Виртуальная корпорация
способствует решению
фундаментальных задач
рыночной экономики
– привлечению капитала
для выполнения уникальных
проектов и распределению
риска в инвестиционных
программах
• Среди важнейших критериев
интеграции виртуальных
предприятий выделяют
объединение хозяйственной
деятельности, отраслевую
общность и юридическую
самостоятельность
Важная особенность
экономического развития передовых
стран в начале XXI в. заключается
в переходе от индустриальной к постиндустриальной
экономике. Становление
Глобализация
означает новый этап развития внешнеэкономической
деятельности, направленный на создание
экономических сетей разных стран.
В современных условиях бурный рост
экономической и деловой
До конца 80-х годов XX в. управление внешнеэкономическими связями в России было сосредоточено на макроуровне, т.е. на уровне государства. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности государство жестко устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные внешнеторговые операции. В настоящее время каждая организация (предприятие, компания), соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и вести внешнеэкономическую деятельность. Управление переносится на микроуровень. Поэтому возникает потребность в теоретическом осмыслении комплекса междисциплинарных проблем, с которыми сталкиваются компании, развертывающие внешнеэкономическую деятельность.
В настоящей
работе главное внимание уделяется
новым формам организации и управления
предприятиями, выходящими на современный
мировой рынок, где широко используются
передовые коммуникационные и информационные
технологии.
Виртуальный
бизнес
и виртуальные предприятия
Сегодня в бизнесе
параллельно с реальной средой, в
которой функционирует
Концепция виртуализации
предприятий появилась чуть более
10 лет назад и в первую очередь
связана с публикацией
Одним из первых термин виртуальное предприятие предложил Дж.Хопланд из фирмы DEC, который воспользовался аналогией с понятием виртуальной машины из области компьютерной техники. В виртуальной машине ни один процесс не может монопольно применять какой-либо ресурс, и все системные ресурсы считаются потенциально предназначенными для совместного (коллективного) пользования. Идея такого подхода к географически распределенным ресурсам в интересах общей работы над уникальными проектами или новыми продуктами стала общепризнанной трактовкой виртуальной организации.
Существуют различные
интерпретации термина «
Часто главная
стратегия виртуального предприятия
связывается с ориентацией на
заказчика, поскольку ее основные характеристики
– это быстрота выполнения заказа
(Minimal Time-to-Market) и полнота удовлетворения
требований клиента. С включением заказчиков
и исполнителей в единую открытую
сеть границы между
Таким образом,
важнейшей характеристикой
Классическими
примерами виртуальных
Итак, в случае
виртуального предприятия речь идет
об интенсивном взаимодействии специалистов
и подразделений юридически оформленных
предприятий в виртуальном
Основные
формы
виртуальных предприятий
Рассматривая
возможные варианты организации
внешнеэкономической
Виртуальная корпорация (ВК) представляет собой электронное объединение капиталов (ресурсов) различного типа – финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика. Как и ее реальный правовой прототип, она способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики: 1) привлечению капитала для выполнения уникальных проектов или распределению бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособности продукции; 2) распределению риска в инвестиционных проектах.
Основная внешнеэкономическая
цель создания ВК – объединение
ключевых технологий и опыта партнеров
разных стран для проведения более
эффективных действий на мировом
рынке. ВК характеризуется определенной н
Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно интегрированную (искусственную) организацию лиц, вместе ведущих дело (находящихся в отношениях кооперации, т.е. выполняющих совместную работу и координирующих действия) с целью извлечения прибыли, будучи географически удаленными друг от друга.
Следует отметить, что по своему содержанию понятие виртуального товарищества достаточно близко к представлениям о виртуальной рабочей группе6. В данном случае каждый партнер, в той или иной степени участвуя в управлении и контроле за деятельностью виртуальной организации, несет индивидуальную ответственность за результаты работы, причем потеря партнера означает распад виртуальной организации. Как и в случае обычного товарищества, для виртуального партнерства можно выделить две базовые формы: полное виртуальное товарищество, когда все партнеры равноправны в управлении предприятием и несут равную ответственность по ее обязательствам;ограниченное виртуальное партнерство, где один из партнеров имеет большие полномочия по контролю и управлению компанией и несет неограниченную ответственность по ее обязательствам, а другие партнеры не занимаются контролем и не отвечают по обязательствам партнерства.
По одному из
ключевых системных критериев управления
ресурсами виртуальные
q децентрализованные (
q централизованные (
Децентрализованное виртуальное предприятие, как правило, формируется вокруг сложного, уникального проекта, который ни один из партнеров не может выполнить в одиночку. В такой организации лидерство переменно и может переходить от участника к участнику в зависимости от его роли на данном этапе. Подобная модель виртуального предприятия опирается на представление о горизонтальной организации7, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными, чем традиционное вертикальное управление (субординационные связи).
Главная особенность
горизонтальной организации заключается
в постепенном сокращении числа
задач, обусловленных внутренними
факторами жизнедеятельности
Напротив, централизованное
виртуальное предприятие
Среди важнейших
критериев интеграции виртуальных
предприятий необходимо выделить объединение
хозяйственной деятельности, отраслевую
общность и юридическую
В виртуальной ассоциации партнеры, находящиеся на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками.
Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам к виртуальной ассоциации. Как правило, он создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.
Виртуальный картель – это компьютерно интегрированная форма объединения юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.