Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:16, реферат

Описание

Глобализация означает новый этап развития внешнеэкономической деятельности, направленный на создание экономических сетей разных стран
• Виртуальная корпорация способствует решению фундаментальных задач рыночной экономики – привлечению капитала для выполнения уникальных проектов и распределению риска в инвестиционных программах
• Среди важнейших критериев интеграции виртуальных предприятий выделяют объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность

Работа состоит из  1 файл

Виртуальное предприятие.docx

— 25.39 Кб (Скачать документ)

Виртуальное предприятие как  эффективная форма  организации внешнеэкономической  деятельности компании

АЛЬГИРДАС МАНЮШИС 
доктор экономических наук, Международный университет в Москве 
ВАДИМ СМОЛЬЯНИНОВ 
ОАО «РосБизнес-Консалтинг» 
ВАЛЕРИЙ ТАРАСОВ 
кандидат технических наук, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
 

• Глобализация означает новый этап развития внешнеэкономической  деятельности, направленный на создание экономических  сетей разных стран 
• Виртуальная корпорация способствует решению фундаментальных задач рыночной экономики – привлечению капитала для выполнения уникальных проектов и распределению риска в инвестиционных программах 
• Среди важнейших критериев интеграции виртуальных предприятий выделяют объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность

Важная особенность  экономического развития передовых  стран в начале XXI в. заключается  в переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Становление постиндустриального (посткапиталистического, информационного  или электронно-цифрового) общества вызвано формированием единого  мирового информационного пространства на базе сети Интернет, проникновением процессов информатизации, глобализации и виртуализации во все сферы  экономики, созданием международного рынка информации и управления в  дополнение к традиционным рынкам товаров (в частности, природных ресурсов), труда и капитала.

Глобализация  означает новый этап развития внешнеэкономической  деятельности, направленный на создание экономических сетей разных стран. В современных условиях бурный рост экономической и деловой активности сопряжен с выходом на международные  рынки, развитием многонациональных  компаний, возникновением всемирного производства и сбыта. Глобализация неотделима от экономической интеграции стран (пример тому расширение ЕС).

До конца 80-х  годов XX в. управление внешнеэкономическими связями в России было сосредоточено  на макроуровне, т.е. на уровне государства. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической  деятельности государство жестко устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные внешнеторговые операции. В настоящее время каждая организация (предприятие, компания), соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и вести внешнеэкономическую деятельность. Управление переносится на микроуровень. Поэтому возникает потребность в теоретическом осмыслении комплекса междисциплинарных проблем, с которыми сталкиваются компании, развертывающие внешнеэкономическую деятельность.

В настоящей  работе главное внимание уделяется  новым формам организации и управления предприятиями, выходящими на современный  мировой рынок, где широко используются передовые коммуникационные и информационные технологии. 

Виртуальный бизнес 
и виртуальные предприятия
 

Сегодня в бизнесе  параллельно с реальной средой, в  которой функционирует предприятие, создается виртуальный мир. Проводится цикл экспериментальных исследований, связанных с имитационным моделированием жизненного цикла самого предприятия, его продукции и действий на рынке. Во внешнеэкономической сфере пространство виртуализации включает такие понятия, как электронный рынок, электронная коммерция, виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная фабрика, виртуальный банк и, конечно, виртуальные организации (предприятие, корпорация) в целом.

Концепция виртуализации  предприятий появилась чуть более 10 лет назад и в первую очередь  связана с публикацией монографии У.Дэвидоу и М.Мэлоуна «Виртуальная корпорация»1, а также статьи Р.Байрна и соавторов в журнале «Бизнес-Уик»2. Виртуальное предприятие создается путем отбора людских, финансовых, материальных, организационно-технологических и прочих ресурсов с различных предприятий и их интеграции с использованием компьютерных сетей. Это позволяет сформировать гибкую и динамичную организационную систему, наиболее приспособленную к скорейшему выпуску и оперативной поставке новой продукции на рынок3.

Одним из первых термин виртуальное предприятие предложил Дж.Хопланд из фирмы DEC, который воспользовался аналогией с понятием виртуальной машины из области компьютерной техники. В виртуальной машине ни один процесс не может монопольно применять какой-либо ресурс, и все системные ресурсы считаются потенциально предназначенными для совместного (коллективного) пользования. Идея такого подхода к географически распределенным ресурсам в интересах общей работы над уникальными проектами или новыми продуктами стала общепризнанной трактовкой виртуальной организации.

Существуют различные  интерпретации термина «виртуальное предприятие». В абстрактном смысле (по У.Дэвидоу и М.Мэлоуну) это  наиболее передовая и эффективная  форма организации предприятия  из ряда «мысленно возможных», наилучшая  с точки зрения имеющихся технических  и экономических условий. Конкретнее, виртуальное предприятие означает сетевую, компьютерно интегрированную  организационную структуру, объединяющую неоднородные ресурсы, расположенные  в различных местах. Нередко акцент делается на временный характер объединения  ресурсов в виртуальной организации: тогда она понимается как межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на ограниченный период, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.

Часто главная  стратегия виртуального предприятия  связывается с ориентацией на заказчика, поскольку ее основные характеристики – это быстрота выполнения заказа (Minimal Time-to-Market) и полнота удовлетворения требований клиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую сеть границы между взаимодействующими организациями становятся нечеткими, прозрачными и подвижными.

Таким образом, важнейшей характеристикой виртуальной  организации является гибкая, адаптивная, динамичная сетевая структура. Поскольку  такая сеть не существует в реальном физическом пространстве, а создается  путем информационной интеграции ресурсов партнеров, ее нередко называют квазипредприятием4. В то же время виртуальное предприятие объединяет цели, культуру, традиции, ресурсы, опыт ряда предприятий-партнеров, координируя их развитие и представляя собой «предприятие над предприятиями» т.е. метапредприятие. Ключевой проблемой обеспечения эффективности виртуальных предприятий является управление знаниями, циркулирующими в сетях.

Классическими примерами виртуальных предприятий  служат европейский консорциум Airbus Industries, изготавливающий широко известные  аэробусы, а также объединившие усилия при работе над проектом Powerbook фирмы Apple и Sony.

Итак, в случае виртуального предприятия речь идет об интенсивном взаимодействии специалистов и подразделений юридически оформленных  предприятий в виртуальном пространстве. Возникает искусственное сообщество, сформированное электронным путем. При этом продлевается жизненный  цикл отдельного предприятия (причем одни и те же предприятия могут одновременно входить в состав нескольких виртуальных  объединений). 

Основные  формы 
виртуальных предприятий
 

Рассматривая  возможные варианты организации  внешнеэкономической деятельности с использованием Интернет-технологий, будем опираться на классические международные организационно-правовые формы5. Можно указать следующие группы критериев классификации виртуальных предприятий: 1) юридические; 2) географические; 3) хозяйственно-экономические; 4) системно-сетевые. Выделяются два главных класса:виртуальные корпорации и виртуальные товарищества (партнерства).

Виртуальная корпорация (ВК) представляет собой электронное объединение капиталов (ресурсов) различного типа – финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика. Как и ее реальный правовой прототип, она способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики: 1) привлечению капитала для выполнения уникальных проектов или распределению бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособности продукции; 2) распределению риска в инвестиционных проектах.

Основная внешнеэкономическая  цель создания ВК – объединение  ключевых технологий и опыта партнеров  разных стран для проведения более  эффективных действий на мировом  рынке. ВК характеризуется определенной независимостью от участников (возможностью легкой смены партнеров), наличием опосредованного механизма управления(делегированием полномочий), переходом от индивидуальной к коллективной ответственности партнеров. Она предполагает договорные взаимоотношения между всеми узлами организационной сети и формирование их совместной собственности. Нередко ВК формируется в виде материнского виртуального предприятия с сетью дочерних виртуальных филиалов, отделений и т.п.

Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно интегрированную (искусственную) организацию лиц, вместе ведущих дело (находящихся в отношениях кооперации, т.е. выполняющих совместную работу и координирующих действия) с целью извлечения прибыли, будучи географически удаленными друг от друга.

Следует отметить, что по своему содержанию понятие  виртуального товарищества достаточно близко к представлениям о виртуальной  рабочей группе6. В данном случае каждый партнер, в той или иной степени участвуя в управлении и контроле за деятельностью виртуальной организации, несет индивидуальную ответственность за результаты работы, причем потеря партнера означает распад виртуальной организации. Как и в случае обычного товарищества, для виртуального партнерства можно выделить две базовые формы: полное виртуальное товарищество, когда все партнеры равноправны в управлении предприятием и несут равную ответственность по ее обязательствам;ограниченное виртуальное партнерство, где один из партнеров имеет большие полномочия по контролю и управлению компанией и несет неограниченную ответственность по ее обязательствам, а другие партнеры не занимаются контролем и не отвечают по обязательствам партнерства.

По одному из ключевых системных критериев управления ресурсами виртуальные предприятия  подразделяются на:

децентрализованные (стратегические ресурсы максимально распределены в сети между партнерами);

централизованные (стратегические ресурсы в основном сосредоточены в некотором узле сети).

Децентрализованное  виртуальное предприятие, как правило, формируется вокруг сложного, уникального  проекта, который ни один из партнеров  не может выполнить в одиночку. В такой организации лидерство  переменно и может переходить от участника к участнику в  зависимости от его роли на данном этапе. Подобная модель виртуального предприятия  опирается на представление о горизонтальной организации7, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными, чем традиционное вертикальное управление (субординационные связи).

Главная особенность  горизонтальной организации заключается  в постепенном сокращении числа  задач, обусловленных внутренними  факторами жизнедеятельности предприятия, и сдвиге к наиболее полному удовлетворению интересов заказчика. Такое виртуальное  предприятие часто имеет структуру  полного графа.

Напротив, централизованное виртуальное предприятие опирается  на идею расширенной организации, где имеется один центральный узел (координатор) и периферические узлы, которым поручается выполнение ряда функций. Подобная структура может возникнуть как воплощение стратегии аутсорсинга – выделения предприятием второстепенных производственных функций и передачи их на подряд внешним организациям. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим предприятием, которое выступает в роли заказчика по отношению к остальным. Здесь организационная структура определяется не в процессе взаимодействия, а скорее проектируется ведущим предприятием. В рамках данной виртуальной организации возможно изменение состава подключаемых (периферических) предприятий при сохранении ведущего. Типовой структурой централизованной ВК выступает «звезда».

Среди важнейших  критериев интеграции виртуальных  предприятий необходимо выделить объединение  хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно  ввести основные типы виртуальных объединений: от наиболее «слабого» – виртуальной  ассоциации до гипотетически самого «сильного» – виртуального треста.

В виртуальной ассоциации партнеры, находящиеся на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками.

Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам к виртуальной ассоциации. Как правило, он создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.

Виртуальный картель – это компьютерно интегрированная форма объединения юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.

Информация о работе Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании