Власть и лидерство в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как понятие власти и лидерства в социальной организации.
В данной работе определены следующие задачи:
определить основные подходы к изучению власти;
раскрыть сущность власти и определить источники власти;
рассмотреть основные формы власти;
раскрыть понятие лидерства и определить его сущность в управлении организацией

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты власти в организации 5
1.1.Основные подходы к изучению власти 5
1.2.Понятие и сущность власти в системе управления 12
1.3.Источники власти в организации 15
Глава 2. Лидерство. Руководство и лидерство в системе управления 20
2.1.Природа и понятие определения лидерства 20
2.2.Содержание понятия лидерства в управлении организацией 23
2.3.Подходы к изучению лидерства 30
2.4.Соотношение руководства и лидерства в системе управления 32
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ                 УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ в г . САРАТОВЕ

 

Кафедра рекламы информационных технологий

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: <<МЕНЕДЖМЕНТ>>

НА   ТЕМУ:<<ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА >>

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

специальности: Экономика (бакалавр)

заочной формы обучения

Хакимова  А.А

Проверила:к. э. н.,доцент Макеева Т.В.

 

 

 

 

САРАТОВ- 2012

Содержание

Введение                                                                                                                                     3

Глава 1.Теоретические аспекты власти в организации                                   5

1.1.Основные подходы к изучению власти                                                                          5

   1.2.Понятие и сущность власти в системе управления                                     12

  1.3.Источники власти в организации                                                                  15

Глава 2. Лидерство. Руководство и лидерство в системе управления   20

2.1.Природа и понятие определения лидерства                                                 20

2.2.Содержание понятия  лидерства в управлении организацией                    23

2.3.Подходы к изучению лидерства                                                                    30

2.4.Соотношение руководства и лидерства  в системе управления       32

Заключение                                                                                                                             36

Список использованной литературы                                                                        39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются полномочия. Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи.

Актуальность темы:

         Руководящая должность подразумевает собой наличие у руководителя всей полноты власти. Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля. Но руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетным судьей – словом, он должен быть лидером.

Лидерство — это способность  оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Руководитель является лидером совершенно независимо от формальной должности в иерархии. Первостепенный интерес представляет руководитель организации - человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко может предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - работе, необходимой для достижения целей организации.

Цель курсовой работы:

Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как понятие власти и лидерства в социальной организации.

В данной работе определены следующие задачи:

    определить  основные подходы к изучению  власти;

  • раскрыть сущность власти и определить источники власти;
  • рассмотреть основные формы власти;
  • раскрыть понятие лидерства и определить его сущность в управлении организацией;
  • выявить условия эффективного лидерства;
  • определить основные подходы к изучению лидерства;
  • определить взаимосвязь руководства и лидерства в системе управления.

Такое решение поставленных вопросов и определило дальнейшее направление работы. Исследование осуществляется на основе анализа действующих источников по теории управления. Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы для получения и закрепления знаний по данному разделу менеджмента.

Объектом курсовой работы выступают понятия власти и лидерства в менеджменте.

Предметом исследования в работе являются методы эффективного руководства, с точки зрения подходов к изучению лидерства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты власти в организации

 

1.1.Основные подходы к изучению власти 

Процессы управления в организации  невозможны, если у руководителей  отсутствуют прерогативы власти, или властные полномочия. Только используя властные полномочия руководителя, можно скоординировать действия работников, имеющих разные цели, потребности и интересы, осуществлять контроль за поведением, который необходим для организации, но далеко не всегда понимается и принимается рядовыми работниками.

Изучение властных отношений  сталкивается со значительными трудностями, которые обусловлены в первую очередь различной трактовкой сущности власти. Термин «власть» связан с основным противоречием социологии, заключающемся в расстановке приоритетов - личность (взаимодействующие личности) и личностное сознание, коллектив (группа, организация) и коллективное сознание. Дополнительную сложность придает то, что основные положения подходов к определению сущности властисправедливы и теснейшим образом связаны между собой, однако часто несовместимы при решении практических задач использования власти.

Данное противоречие отразилось в существовании трех основных подходов к определению сущности власти:

1) признание власти  как неотъемлемого, имманентного личностного атрибута, существование которого обусловлено особенностями внутренней структуры личности;

2) трактовка власти  как специфического типа межличностных  отношений;

3) признание власти  только как свойства социальной  системы, когда она рассматривается как необходимый атрибут структуры организации, представляемой в виде социальной системы.

Власть как  свойство личности

Корни этой достаточно распространенной концепции - в классическом учении 3. Фрейда, в соответствии с которым  основания власти определяются особенностями подсознания человека, вернее, взаимодействиями активного сознания (Я или Эго), бессознательного (Ид) и культурного влияния на человеческое Я (супер ― Эго). По мнению российского ученого В.М. Катукова, эта трактовка проблемы связана также с Идеями Платона («Государство»), Аристотеля («Политика») и экзистенциалистов [1 с.-83 ].

Основу этого психологического подхода к пониманию власти составляет признание наличия у индивидов  мотиваций универсально-гедонистского  толка. Стремление к удовольствию заставляет его с неизбежностью идти на уступки другим людям для удовлетворения своих потребностей и желаний. Само существование у личности такого стремления приводит к подчинению одних людей другим. Отношения власти - подчинения возникают из-за наличия у людей разного количества внутренней энергии и различий в садомазохистских ориентациях. В результате в группе или обществе происходит разделение на тех, кто обладает властью, стремится к ее завоеванию любым путем, и тех, кто вынужден и готов подчиняться этой власти. Укрепление возникших в результате этого отношений осуществляется через инъекции отношений диктата в структуру личности с помощью некоторого набора психических и культурных способов .

Психологический подход к изучению проблемы формирования и развития отношений власти не лишен теоретического и практического (с точки зрения психоанализа) интереса, однако в рамках исследования организаций его применение крайне ограничено.

Власть как  особый тип межличностных отношений

Подход к пониманию  власти как специфического типа человеческих взаимоотношений (реляционистская концепция власти) базируется на том, что исследователи концентрируют внимание на взаимодействующих личностях, составляющих специфические отношения (например, руководитель и подчиненные), когда одни из них не могут принимать решения и совершать значимые для организации действия без вмешательства других. Наиболее характерно для данного подхода определение власти, данное американским исследователем отношений власти Р. Далем, который считает, что власть ― это такие «отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц (контролируемые единицы)». Здесь внимание сосредоточивается прежде всего на социальных единицах, затем на отношениях между ними, а влияние социальных структур на эти отношения практически не учитывается.

Более подробное и  в большей степени пригодное  для практической деятельности определение предложили американские социологи Г. Лассуэлл и А. Кэплэн: «Власть есть участие в принятии решений: А имеет власть над В в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К» [2 с.-69]. При таком подходе сущность власти не меняется: существуют социальные единицы, действующие рационально и принимающие решения, и в ходе взаимодействия А способен с помощью санкций блокировать или одобрить политику (линию поведения) В.

Достаточно простое  и весьма удовлетворительное замечание дал английский социолог Р. Мартин. Рассматривая сущность властных отношений, он отметил: «... власть, контролирующая и влияющая на другого, означает контроль над вещами, которые он ценит, то есть ценностями. Ценности, участвующие в отношениях контроля, могут принимать различные формы... в зависимости от существующей культуры и формы социальных связей. Иными словами, власть содержится в зависимости другого» [3 с.-118 ]. Очевидно, во-первых, что в управлении любыми процессами, происходящими в организации, власть должна присутствовать во всех принимаемых решениях, касается ли это технологии, информации или чего-то другого; во-вторых, для осуществления любых властных функций должна иметь место зависимость других людей от действий руководителя, основанных на его больших знаниях, опыте или чем-то другом. Согласно этому подходу, бессмысленно говорить, что данная личность имеет власть, если не указать, над кем он или она властвует.

Для понимания действия власти с точки зрения межличностных  отношений представим систему, в которую входят по крайней мере два индивида А и В. На первом этапе формирования отношений власти субъект А (индивид, применяющий власть) проявляет активное отношение к власти (Рисунок 1).

Уступки




ассиметричный обмен



 

Ресурсы


 

Рисунок 1 ― Механизм формирования отношений власти в процессе межличностных отношений

При этом у А возникает мотив власти либо в силу достижения им определенного статуса (например, должности руководителя), когда ролевые требования нацелены на изменение поведения подчиненных, либо в силу того, что мотив власти является внутренним мотивом личности, когда индивид изначально независимо от статуса нацелен на доминирование над другими личностями; последний мотив наиболее сильный.

Для возникновения отношений власти должен существовать другой индивид В, у которого возникает мотив подчинения, обусловленный рядом причин. Самой важной из них следует считать потребность, которую может удовлетворить только определенный социальный объект А (т.е. должно существовать отношение зависимости В от А). Кроме того, как и мотив власти, мотив подчинения может быть внутренним мотивом человека, который чувствует себя некомфортно, если ему приходится самостоятельно принимать важные решения. В любом случае у индивида В есть «слабое место», благодаря наличию которого А может навязать ему контроль за поведением.

На втором этапе формирования межличностных отношений власти между индивидами А и В возникает обмен ценностями. Так, индивид  А может передать В материальные ценности, а индивид В предоставить А нужную ему информацию. Чтобы произошел обмен, индивид А должен подключить к системе отношений с В дополнительные ресурсы. Это самый важный момент в процессе формирования отношений власти. Действительно, несмотря на силу своего мотива власти, индивид А не сможет добиться от В изменения поведения, если у него не будет необходимого количества ресурсов (физической силы, личного обаяния, денег, должности, информации, связей, престижа, влияния и т.д.). Вследствие введения в систему ресурсов со стороны А обмен между А и В становится неравным, асимметричным. Наконец, возникает момент, когда В идет на уступки, т.е. поведение В изменяется в сторону, выгодную для А. При этом А может (при наличии ресурсов) совершать действия, направленные на продолжение асимметричного обмена, и добиваться дальнейших уступок со стороны В. Такие ситуации постоянно возникают между людьми в ходе неформальных отношений, а также в организациях.

Информация о работе Власть и лидерство в системе менеджмента