Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание

Основные цели и задачи политэкономии связаны с подготовкой комплексной ресурсной базы самопрогресса экономики, формированием национальной инновационной системы и переходом экономики на инновационный тип развития, с обеспечением наибольшего энерго-, ресурсосбережения за счет активизации научно-технической и инновационной деятельности, повышением конкурентоспособности и экономической безопасности экономики, выравниванием уровней социально-экономического развития регионов, с образованием конкурентной среды, развитием наукоемкого экспорта и импортозамещением. Все это в итоге должно оказать позитивное влияние на экономический рост, его стабильность, на улучшение основных параметров качества жизни населения и на развитие НТП в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Научно-технический прогресс как фактор развития торговли……..... 5
Понятие и сущность научно-технического прогресса…………………… 8
Направления научно-технического прогресса в торговле……………….. 13
Глава 2. Влияние научно-технического прогресса на развитие торговой деятельности предприятия ……………………………………………………… 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……........... 19
2.2.Использование достижений научно- технического прогресса в торговой деятельности………………………………………………………………………. 21
2.3. Пути совершенствования торговой деятельности предприятия на основе внедрения достижений научно-технического прогресса……………………… 24
Заключение………………………………………………………………………… 30
Список литературы………………………………………………………………… 32

Работа состоит из  1 файл

пример курсовой.doc

— 48.31 Кб (Скачать документ)

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА  КООПЕРАЦИИ"

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра товароведения и коммерции

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Организация и технология торговых процессов»

 

на тему: "Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………   3

Глава 1. Научно-технический прогресс как фактор развития торговли…….....    5

    1. Понятие и сущность научно-технического прогресса……………………   8
    2. Направления научно-технического прогресса в торговле……………….. 13

Глава 2. Влияние научно-технического прогресса на развитие торговой деятельности предприятия ………………………………………………………   16

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия……...........  19

2.2.Использование достижений  научно- технического прогресса  в торговой деятельности……………………………………………………………………….  21

2.3. Пути совершенствования  торговой деятельности предприятия  на основе внедрения достижений научно-технического прогресса………………………   24

Заключение…………………………………………………………………………  30

Список литературы………………………………………………………………… 32

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К числу наиболее важных объективных мировых тенденций  начала XXI в. в структурной макроэкономической динамике национальной экономики относятся  резкое возрастание значимости в  социально-политическом и экономическом  развитии общества наукоемких производств  в связи в переходом национальных экономик на инновационный тип развития. Это сильно повышает роль предпроизводственной стадии общественного воспроизводства и соответственно интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, предпринимательской, кадровой и структурной подготовки производства.

Чрезвычайно важны выравнивание социально-экономического и научно-технического развития регионов на основе постепенного, поэтапного формирования регионального  инновационно активного экономического комплекса, а также рост корпоратизации экономики как главного направления формирования устойчивого организационно-функционального каркаса экономики на основе самоорганизации капитала с созданием мобильной предпринимательской хозяйственной зоны при каждой крупной корпоративной конструкции.

Важной тенденцией является возрастающее значение ориентации политики и экономики на социально-экономическую  устойчивость и экономическую безопасность, усиление социальной направленности экономической  динамики и приоритетное обновление социальной сферы. Наконец, нельзя не сказать  об усилении роли государственного регулирования  в согласованных системных структурных  преобразованиях, в координации  различных направлений политики в области экономики, их согласованности  в хозяйственных системах различного уровня.

Основные цели и задачи политэкономии связаны с подготовкой  комплексной ресурсной базы самопрогресса экономики, формированием национальной инновационной системы и переходом экономики на инновационный тип развития, с обеспечением наибольшего энерго-, ресурсосбережения за счет активизации научно-технической и инновационной деятельности, повышением конкурентоспособности и экономической безопасности экономики, выравниванием уровней социально-экономического развития регионов, с образованием конкурентной среды, развитием наукоемкого экспорта и импортозамещением. Все это в итоге должно оказать позитивное влияние на экономический рост, его стабильность, на улучшение основных параметров качества жизни населения и на развитие НТП в целом.

Таким образом, главной целью  работы является рассмотрение основных понятий НТП и инноватики, а также изучение различных видов инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава1. Научно-технический прогресс как фактор развития торговли

Научно-технический и  технологический процесс в торговле является изучением механизации  и автоматизации товародвижения, анализ рынка оборудования, подбор, установка и рациональная эксплуатация всех видов торгово-технологического оборудования. Изучение основано на достижениях  науки, техники и технологии, мировой  практики совершенствования процесса товародвижения.

Актуальность вопроса  возросла в связи с переходом  страны к рыночным отношениям и изменениями, произошедшими в результате интеграции экономики страны с мировой экономикой. Рынок торгово-технологического оборудования стал интенсивно развиваться по следующей  причине:

  • увеличение спроса на оборудование, за счет притока наиболее прогрессивного оборудования из промышленно развитых стран.

Такая ситуация способствовала образованию большого числа торгово-посреднических фирм, закупающих оборудование оптом  и реализующих его на российском рынке. Одновременно они же предоставляют  услуги технологического проектирования, включая разработку дизайн проектов, проведение монтажных работ и  технического обслуживания, все виды сервисных услуг.

Торгово-технологическое  оборудование, попадая в торговлю, становится существенной частью материально-технической  базы предприятий, важнейшим прогрессивным  элементом торгово-технологического процесса и процесса товародвижения в целом.

В создании и совершенствовании  материально-технической базы торговых предприятий за счет внедрения новой  техники участвует широкий круг специалистов, а именно: коммерсантов, товароведов, экономистов, бухгалтеров  и юристов. Они обеспечивают прямо  или косвенно рациональный подбор оборудования, установку, пуск в эксплуатацию, оприходование  материальных ценностей и наиболее эффективное использование в  течение всего срока эксплуатации.

Современное техническое  обеспечение в торговле достигло такого уровня, что специалист не может  не знать эксплуатационные и технические  возможности приборов, машин и  оборудования, способствующих повышению  эффективности технологических, трудовых и управленческих процессов.

При создании новой фирмы  или при переоборудовании существующей предпринимателю-специалисту необходимо иметь представление о технических  возможностях повышения эффективности  тех или иных технологических  процессов, управленческих решений, уметь  ориентироваться на рынке технических  средств.

Развитие экономики, рост общественного производства характеризуются прежде всего масштабами и темпами научно-технического прогресса, обеспечивающего качественные перемены в торгово-технологическом процессе и обслуживании, внедрением систем машин нового поколения, получающих широкое распространение в различных сферах деятельности, совершенствованием форм организации труда и управления, изменением места и роли человека в организации торгового обслуживания.

         1.1       Понятия и сущность научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления, основа социального прогресса.

НТП как социально-экономическое  явление общественного развития характеризуется коренными преобразованиями науки, техники и производства, суть которых заключается в систематическом  накоплении и совершенствовании  знаний и опыта, в создании и внедрении  новых прогрессивных элементов  производства, в научной организации  труда и управления. Экономическим  и социальным результатами научно-технического прогресса являются рост экономической  эффективности общественного производства, увеличение национального дохода, повышение  уровня народного благосостояния, создание лучших условий для высокопроизводительного  труда и усиление его творческого  характера.

Академик В.А. Коптюг выделяет следующие компоненты НТП:

наука - она является источником, питающим НТП. В сфере науки формируется  потенциал знаний общества и потенциал, к которому мы обращаемся в поисках  ответа на запросы практики. Под  термином "наука" имеется в  виду получение новых основополагающих знаний.

сфера адаптации достижений науки применительно к решению  прикладных задач (прикладные исследования, конструкторские и проектные  работы).

собственно материальное производство, где адаптированные достижения науки реализуются в виде новых  технологий, машин, материалов и т.д.

Исходя из этого деления, можно констатировать: успешное развитие науки есть необходимое, но недостаточное  условие ускорения НТП. Необходимо, чтобы оно подкреплялось соответствующим  развитием сферы адаптации, производства и хозяйственным механизмом.  Если рассматривать шире, то НТП в целом состоит из двух составляющих: составляющей научных достижений (результатом являются новые знания, технологии, оборудование);

составляющей производственных достижений - инноваций (результатом  являются улучшенные характеристики производства новых товаров или услуг, созданного с использованием уже полученных и проверенных научных достижений, знаний, технологий, оборудования).

Соответственно и результаты научно-технического прогресса, определяющего  развитие и благосостояние общества в целом, представлены как две  взаимно дополняющие друг друга  составляющие: результаты НТП в научно-технологической  сфере (научные достижения) и результаты НТП в производственной сфере (производственные достижения).

Подведу итог выше сказанного: научно-технический прогресс - это  процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования  предметов труда, форм и методов  организации производства и труда. Этот процесс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного  производства.

            1.1     Направления научно-технического прогресса в торговли

Основные направления  НТП  - это такие направления  развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечивает в  самый короткий срок максимум экономической  и социальной эффективности.

Различают общегосударственные (общие) и отдельные (частные) направления  НТП. Общегосударственные - направления  НТП, которые на данном этапе и  на перспективу являются приоритетными  для страны или группы стран. Отраслевые направления - направления НТП, которые  являются важнейшими и приоритетными  для отдельных отраслей народного  хозяйства и промышленности.

      К важнейшим направлениям научно-технического прогресса в торговле могут быть отнесены:

· совершенствование действующей  торговой сети и строительство современных  предприятий торговли;

· индустриализация строительства  предприятий торговли;

· механизация и автоматизация  трудоемких работ;

· широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки  товарных потоков;

· электронизация торговых операций;

· внедрение прогрессивных  технологий торгового обслуживания;

· автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных  операциях;

· автоматизация процессов  продажи товаров;

· автоматизация процессов  холодильной обработки продуктов.

С развитием рыночных отношений  произошли существенные изменения  в составе сети предприятий оптовой  и розничной торговли.

Очень важное значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей и т.д.

Одним из главных факторов существенного ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные дисконтные карты магазина.

Крупный современный магазин, торгующий скоропортящимися продовольственными товарами, должен быть оснащен высокоэффективным  холодильным оборудованием с  централизованным хладоснабжением. Централизованное хладоснабжение экономично. Включенное в его систему оборудование (холодильные  прилавки, прилавки-витрины и т.д.) требует для хладоснабжения меньших  затрат электроэнергии, проще в обслуживании, не создает шума в торговом зале, не выделяет при эксплуатации тепла.

Одним из направлений научно-технического прогресса в розничной торговле является автоматизация процесса продажи  товаров на основе торговых автоматов, а также создание автоматизированных магазинов.

Информация о работе Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли