Влияние стиля управления на процесс принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание

В рамках данной курсовой работы будет рассмотрен и проанализирован процесс принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри». А так же будут предложены меры по совершенствованию данного процесса.
Исходя из всего выше сказанного, целью написания данной курсовой работы можно обозначить анализ влияния стиля руководства на процесс принятия управленческих решений в организации. Предмет: процесс принятия управленческих решений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к стилям управления и процессу принятия управленческого решения 5
1.3. Взаимосвязь стиля управления руководителя и процесса принятия управленческого решения 15
Глава 2. Анализ влияния стиля управления на процесс принятия управленческих решений на примере ООО ИКФ «Калибри» 19
2.1 Общая характеристика организации ООО ИКФ «Калибри» 19
2.2. Анализ практики принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри» 23
2.3. Основная проблема в практике принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри» 30
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри» 32
3.1. Методы и модели усовершенствования процесса управления в ООО ИКФ «Калибри» 32
3.2. Совершенствование процесса принятия управленческих решений путем делегирования полномочий 34
Вывод 39
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 667.07 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное 
  учреждение высшего профессионального образования 
  "Нижегородский коммерческий институт"

Факультет менеджмента и информационных технологий

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управленческие  решения»

на тему: «Влияние стиля управления на процесс принятия управленческих решений»

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса 

группы 4 М 

Гордеева Ю.С.

Проверил: Аксенов В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к стилям управления и процессу принятия управленческого решения 5

1.3. Взаимосвязь стиля управления руководителя и процесса принятия управленческого решения 15

Глава 2. Анализ влияния стиля управления на процесс принятия управленческих решений на примере ООО ИКФ «Калибри» 19

2.1 Общая характеристика организации ООО ИКФ «Калибри» 19

2.2. Анализ практики принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри» 23

2.3. Основная проблема в практике принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри» 30

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри» 32

3.1. Методы и модели усовершенствования процесса управления в ООО ИКФ «Калибри» 32

3.2. Совершенствование процесса принятия управленческих решений путем делегирования полномочий 34

Вывод 39

Список литературы 41

 

 

Введение

Множество фирм, действующих на рынке, вынуждены работать в 

условиях жесткой конкуренции. Все эти организации зачастую одинаково хорошо оснащены, имеют «высокоинтеллектуальную» технику, используют схожие приемы маркетинга и сбыта, именно поэтому одно управленческое решение может изменить все в ту или иную сторону.

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несет  на себе отпечаток личности менеджера, участвовавшего в их разработке и  его принятии. По мнению многих ученых, которые изучают процесс принятия управленческого решения – это  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Фархудинов Р.А., Смирнов Э.А., принятие решений, как и обмен, информацией, являются составной частью любой  управленческой функцией.

В рамках данной курсовой работы будет  рассмотрен и  проанализирован процесс принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри». А так же будут предложены меры по совершенствованию данного процесса.

Исходя из всего выше сказанного, целью написания данной курсовой работы можно обозначить анализ влияния стиля руководства на процесс принятия управленческих решений в организации. Предмет: процесс принятия управленческих решений.

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические подходы к процессу принятия управленческих решений. Во второй главе проводился анализ процесса принятия управленческих решений в ООО ИКФ «Калибри». Третья глава посвящена предложениям по совершенствованию стиля управления в организации.

При написании данной курсовой работы использовались следующие источники. «Разработка управленческого решения» Литвак Б.Г. В данном пособии подробно описаны теоретические аспекты этапа разработки управленческих решений.

Для сбора полной информации по стилям управления, в данной работе использовался  учебник «Управление персоналом»  под редакцией Беляцкого Н.П. В данном источнике рассмотрены современные концепции, функции и методы управления персоналом, включая планирование карьеры, оценку, технику кадрового регулирования и др. Широко представлен опыт работы с сотрудниками на ведущих западных фирмах. Так же проводится сравнительный анализ стилей управления, выявление сильных и слабых сторон того или иного стиля

При написании практической части  курсовой работы использовались в основном статьи из журнала «Российское предпринимательство». Особо полезна при написании данной работы была статья « Технология разработки управленческих решений в малом предпринимательстве». В данной статье описаны все особенности принятия решений в малой организации, рассмотрены все нюансы, на которые руководитель должен обращать внимание при управлении организацией. Особое внимание уделено стилю принятия управленческих решений, автор подчеркивает, что в малом предприятие целесообразнее применять авторитарный стиль управления. Так же приведены показатели, которые могут помочь руководителю принять верное решение. Преимущество научных статей перед теоретической литературой, то, что в них есть практическая составляющая. В статьях описан опыт руководителей, подробно разъяснены процессы принятия управленческих решений, указаны ошибки предпринимателей. Такого рода литература особенно полезна для действующих руководителей фирм, ведь, как известно лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование  процесса принятия обоснованных объективных  решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу и практикой опытных руководителей.

 

Глава 1. Теоретические подходы к стилям управления и процессу принятия управленческого  решения.

Более точное определение понятия  «стиль руководства» согласно словарю  «Социальной психологии»: стиль руководства - типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных.

В стиле руководства совмещаются, с одной стороны требования общества к руководителю в организации, с  другой – личностные и индивидуальные особенности руководителя.

Стиль руководства представляет собой  способ делового общения руководителя с подчиненными в процессе деловой деятельности.

Стиль управления избирается руководителем таким образом, чтобы полнее, сильнее влиять на подчиненных и достигать лучших результатов исполнения или воли руководителя. Кроме того, стиль характеризирует личность руководителя, подчеркивает индивидуальность и особый «почерк» ведения дел в том смысле, что большинство руководителей склонны твердо придерживаться намеченного стиля руководства. Стоит заметить, что только особые форс-мажорные ситуации могут заставить управляющего изменить свой стиль управления таким образом, чтобы он был полностью адаптирован к изменениям.

Исследователи и авторы работ в  области управления персоналом выделяют несколько видов стилей руководства. Согласно воззрения известного специалиста  в области систем руководства  персоналом Дугласа Мак Грегора подчиненные ведут себя так, как их побуждают и вынуждают вести себя руководители. Данная теория описывает два совершенно противоположных подхода к управлению.

Первая позиция (Теория "X») соответствует стилю руководства, основанному на применении директивных, распорядительных методов управления, применения которых обусловлено, отсутствием у подчиненных внутреннего желания работать с полной отдачей. Соответственно, чтобы обеспечить целенаправленную, эффективную качественную работу, необходимо использовать самые разные способы принуждения, контроля, сопровождаемые наказаниями, за трудовые провинности. Подобная позиция неизбежным образом влечет за собой ограниченные степени свободы, инициативы, независимости подчиненных работников, изолирует их от участия в принятии решений.

Вторая, противоположная первой (Теория "Y"), позиция основывается, на отказе от формального, старого соблюдения иерархической субординации, в пользу руководства - как сотрудничества между руководителями и подчиненными на принципах партнерства. При таком подходе решения проблем, руководитель опирается на соблюдение справедливости и взаимного уважения интересов всех сторон, участвующих в деле. Люди, объединенные делом, должны становиться не средством и способом принуждения, а инструментом координации деятельности членов коллектива, действующего в общих интересах.

Мак-Грегор считал, что каждый руководитель основывает свой стиль руководства  на принятии одной из этих теорий. При  этом "X" характерна для автократов, а " Y " –для демократов.

Сама по себе модель Мак Грегора не является чистой теорией стилей управления, но именно она позволила полнее и точнее понять существовавшие на тот момент классификации и анализировать их.

Главный вопрос, остро стоящий перед  руководителем – это определение  манеры поведения в различных  ситуациях: где необходимо управлять, где быть участником. Данное условие  важно с позиции предотвращения разлада в коллективе и падения  дисциплины.

Второе условие способствует тесному  контакту между, людьми, препятствует чрезмерному возвышению руководителя над работниками. Сложности и  однообразия этих отношений предопределяет высокую вариантность конкретных стилей управления, которые могут классифицироваться по различным признакам. Такая классификация приведена в учебнике «Управление персоналом» Беляцкого Н.П.

1. по признаку характера отношений  между руководителем и подчиненным:

А) Авторитарный стиль

Б) Демократический стиль 

В) Анархический стиль

Г) Патернализм

Д) Оппортунизм

Е) Фазадизм

2. по личностным особенностям  руководителя:

А) Экстровентированный тип

Б) Интровентированный тип

3. по половым признакам:

А) Мужской стиль

Б) Женский стиль

4. по индивидуальным особенностям:

А) Сангвиник

Б) Холерик

В) Флегматик

Г) Меланхолик

Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что стиль  руководства обуславливается личными  качествами менеджера, так же формирование стиля руководства зависит от того, какую задачу ставит перед  собой менеджер: управлять, направлять, делегировать.

1.1 Классификация  стилей руководителя

По признаку характера отношений  между руководителем и подчиненным.

Выделяют следующие стили:

1) авторитарный стиль

2) демократический стиль

3) анархический стиль (в практике  управления этот стиль называют- либеральным)

Кабушкин Н.И в своем учебнике «Основы менеджмента» дополняет классификацию еще тремя: патернализм, оппортунизм, фазадизм.

Для авторитарного (автократический) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы во всех деталях докладывали только ему. Руководитель с этим стилем присуща ставка на административные и ограниченные контракты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает и отменяет решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, распоряжается, настаивает, но ни когда не простит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из команд и приказов.

Для автократа характерны догматизм  и стереотипность мышления.

Все новое воспринимается им с осторожностью  или вообще не воспринимается, т.к. в  управленческой работе он практически  пользуется одними и теми же методами. То есть вся власть сосредоточена  в руках руководителя.

Это создает напряженную обстановку, т.к. подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с этим менеджером.

Руководитель становиться автократом тогда, когда он по своим качествам  стоит ниже людей, которыми руководит, или его подчиненные имеют  слишком низкую общую и профессиональную культуру.

Данный стиль не стимулирует  инициативу подчиненных, а наоборот, инициатива часто наказуема автократом, что делает невозможным повышения  эффективности работы организации.

Под автократом не принято работать, ибо увольнение «неугодных» является целью его управленческой деятельности. В споре часто произносит сакраментальную фразу: «Мы с тобой не сработаемся». В таких условиях естественно отсутствует удовлетворенность трудом.

Менеджер, использующий преимущественно  демократический стиль стремиться, как можно больше вопросов решать коллективно систематически информировать  подчиненных о положении дел  в коллективе, правильно реагирует  на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческий функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В подготовке к организации управленческих решений принимает участие все члены коллектива.

Руководитель, с либеральным (невмешательским) стилем управления практически не вмешивается  в деятельность коллектива, а работникам представлена полная самостоятельность  возможного индивидуального и коллективного  руководства. Такой руководитель с  подчиненными обычно вежлив, готов  отменить ранее принятое решение, особенно если это популярности отличает либералов  безынициативность, неосмысленное  исполнение директив вышестоящих органов  управления.

Информация о работе Влияние стиля управления на процесс принятия управленческих решений