Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:56, курсовая работа
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
1. Понятие «внешняя среда организации»……………………………. 4
2. Характеристики внешней среды …………………………………… 12
2.1. Среда прямого воздействия ………………………………………… 12
2.2. Среда косвенного воздействия ……………………………………... 20
3. Методы анализа внешней среды …………………………………… 26
3.1. PEST – анализ ………………………………………………………... 26
3.2. SWOT- анализ ……………………………………………………….. 31
3.3. SNW – анализ ………………………………………………………... 32
3.4. Профиль среды ………………………………………………………. 34
3.5. Метод ETOM ………………………………………………………… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 37
Список использованной литературы ……….……………………… 39
3.4
Профиль среды
Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод
составления профиля среды
3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
+1 — позитивная, -1 — негативная.
Таблица 7.
Профиль среды фирмы
Факторы среды | Важность для
отрасли,
А |
Влияние на организацию,
В |
Направленность
влияния,
С |
Степень важности, D=A-B-C |
1. | |
|
|
|
2. | |
|
|
|
3. | |
|
|
|
... | |
|
|
|
3.
далее все три экспертных
3.5
Методика анализа
угроз и возможностей
макросреды ETOM.
Другим
вариантом анализа внешней
Аббревиатура
«ETOM» Environmental Threats and Opportunities Matrix – матрица
угроз и возможностей внешней среды. Преимуществом
данного анализа является внедрение ограниченного
числа выделяемых экспертами факторов
и событий (обычно 15).
Таблица 8.
Матрица анализа ЕТОМ
Группы факторов | События/
факторы |
Угроза
( - ) |
Возможность
( + ) |
Вес
(1 – 5) |
Важность / воздействие
( 1 – 15) |
Влияние на стратегию компании |
Экономичес
кие |
1
… 5 |
|||||
Итого | ||||||
Социально - культурние | 1
….. 5 |
|||||
Итого | ||||||
Демографи
ческие |
1
…. 5 |
|||||
Итого | ||||||
Географи
ческие |
1
…. 5 |
|||||
Итого | ||||||
Политические
и юридичес кие |
1
…. 5 |
|||||
Итого | ||||||
Технологичес
кие |
1
…. 5 |
|||||
Итого | ||||||
Конкурентные | 1
…. 5 |
|||||
Итого | ||||||
Всего ( - ) | ||||||
Всего ( + ) |
Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к –5 (очень отрицательное). Воздействие фактора – от +15 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к –15 (сильное воздействие, серьезная опасность). Влияние на стратегию компании получают умножением значения веса фактора на важность. Знак полученного результата зависит от отметки угроз или возможностей.
Наиболее
благоприятные возможности
После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.
Изложенный нами выше материал дает возможность утверждать, что элементы внутренней и внешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Внешняя среда обеспечивает организацию входящими ресурсами. Благодаря обратной связи на выходе организация получает информацию для оценки результатов и последующего выбора входящих ресурсов. Взаимодействие компании и внешней среды позволяет уменьшить присущую каждой системе энтропию. Именно во внешней среде находятся ресурсы и возможности для дальнейшего развития фирмы.
Можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим. Поэтому анализ внешней среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требующий внимательного отслеживания происходящих процессов, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование. В данном случае уместно привести слова знаменитого Демокрита «Глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство — обучение плаванию».
Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к фирме воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.
Фирма
не имеет возможности жестко контролировать
внешнюю среду, но может и должна эффективно
приспосабливаться к ней, неустанно следить
за ее изменениями, прогнозировать и своевременно
реагировать.
1. Гайдаенко
Т. А. Маркетинговое
2. Данько Т. П. Управление маркетингом. Учебное пособие. – М.:Инфра-М, 1997. – 280с.
3. Дафт Ричард Л. Менеджмент – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 832 с.
4. Мэскон М. Х., Альберт М., Жедоури Ф.Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997. – 704 с.
5. Нордстрем Кьелл А., Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Изд-во Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2001. – 279 с.
6. Основы
менеджмента. Учебно-
7. Стратегии
бизнеса: Аналитический
8. Журнал «Искусство управления» №8 (32) / 2004. Как работают самые мобильные. Левицкий П., Юрлов С.
9. Журнал «Маркетинг» №6 / 1999. SWOT – Анализ деятельности предприятия. Абалонин С.
10. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №3 / 2002 Стратегическое поведение: от разработки до реализации. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А.
11. Журнал «Forbes» №10 / 2005.
12. www.albest.ru
13. www.glossary.ru
14. www.sbmanagement.narod.ru