Внешняя и внутренняя среда организации – стратегический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание

Цель – изучить теоретические основы стратегического анализа внешней и внутренней среды и научиться современным методам анализа внешней и внутренней среды.
Задачи:
1. Изучить содержание понятий «Внутренняя среда» и «внешняя среда»
2. Изучить SWOT-анализ и PEST-анализ
3. Выявить пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке…………………………………………………3
1.1. Характеристика внутренней среды предприятия…………………...3
1.2. Характеристика внешней среды предприятия……………………...10
2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере УП «Деловая инициатива»……...................................................................................20
2.1. Характеристика предприятия ……………………………………….20
2.2. Анализ факторов внутренней среды УП «Деловая инициатива»….20
2.3. Анализ внешней среды УП «Деловая инициатива»………………..24
2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды……...26
2.4.1. SWOT-анализ………………………………………………………..26
2.4.2. PEST-анализ…………………………………………………….…..30
3. Пути повышения эффективности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды………………………………….…...33
Заключение…………………………………………………………..……..35
Список использованных источников…………………………….……….37

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     Для привлечения новых потребителей компания широко применяет систему  скидок, а также в качестве поощрения клиента в подарок за заказ, сумма которого превышает 100 у.е. дарит дисконтную карту Белорусского дисконтного клуба «Деловая инициатива».

     Для того, чтобы заказчики могли оценить по достоинству качество оказываемых услуг в офисе компании есть множество демонстрационных стендов с примерами выполненных работ. С каждым клиентом индивидуально работает менеджер и дизайнер. Клиенты очень положительно оценивают то, что разработка оригинал- макета производится бесплатно, в присутствии заказчика, с учетом всех его требований.  

        2.4. Современные методы анализа  внешней и внутренней среды  

         

     Исследование  среды управления производится с  помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы STEP- (или PEST-) и SWOT- (реже–SNW) анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы:

     Каково  нынешнее положение организации? В  каком положении организация могла бы оказаться в будущем? Какие препятствия могут возникнуть и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям? Какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть целей? Как управлять реализацией стратегии? По результатам STEP- и SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системой – фирмы, организации, социума. [14]                                   

                              

     2.4.1. SWOT-анализ 

     Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды.

     1.     Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

     2.      Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

     3.      Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды,

     использование которых создаст преимущества организации  на рынке;

     4.  Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить

     положение организации на рынке.

     Для проведения анализ необходимо:

     5. Определить основное направление развития предприятия (его миссию)

     6.   Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

     7.    Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

     Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

          Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

          Слабые стороны предприятия —  это отсутствие чего-то важного  для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

          Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать. Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

          Один и тот же фактор для  разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

          Шаг 1. Определение сильных и  слабых сторон предприятия.

     Для того чтобы определить сильные и  слабые стороны предприятия необходимо:

     1.     Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться

     предприятие;

     2.      По каждому параметру определить, что является сильной стороной

     предприятия, а что — слабой;

     3.      Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые

     стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа

     Второй  шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

     1.      Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;

     2.      Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;

     3.      Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и

     построение  матрицы SWOT-анализа

     Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа

     Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:

     - определены основные направления развития предприятия

     - сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса. [10, c.178]

     Применительно к УП «Деловая инициатива» матрица SWOT-анализа выглядит следующим образом: 

     
    Сильные стороны вашего предприятия (Strengths)
     
     
    Рыночные  возможности (Opportunities)
    - Сплоченный коллектив

    - Накопленный многолетний опыт работы

    -Современное высокопроизводительное оборудование

    - Широкий ассортимент товаров и услуг

    - Удовлетворенность клиентов

    - Невысокие цены, при очень хорошем качестве

    - Хорошие деловые связи с потребителями продукции

    - Удобное месторасположение предприятия

    - Спрос на полиграфическую и сувенирную продукцию достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению

    - Сложившийся имидж УП «Деловая инициатива» у потребителей продукции

    - Небольшое количество достаточно сильных конкурентов

    - Снижение кредитной процентной ставки

    - Новые виды продукции 
     
     
     
     
     
     

 
 
 
 
 
 
    Слабые  стороны вашего предприятия (Weaknesses) Рыночные угрозы (Threats)
    - Слабо развита корпоративная культура

    - Низкая квалификация

    - Затягивание сроков и исполнения заказов

    - Отсутствие  офсетного оборудования, для выполнения  заказов больших тиражей 
     
     

    - Появления  сильных конкурентов

    - Изменение тенденции  спроса

    - Сбои в поставках материалов

    - Изменение налогового  законодательства

    - Нестабильность  хозяйственного, налогового, банковского  и других законодательств

    - Снижение общей  платежеспособности предприятий

    - Активность  конкурентов

    а) программы  продвижения

    б) дополнительные услуги

    - Экономический  спад

 
 
 

                                2.4.2. PEST-анализ      

                         

     Поведение внешней среды удобно анализировать  и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации – STEP- (СТЭП-анализ), или PEST-анализ. Т.о. PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. [13, c.459]     

       Применительно к УП «Деловая инициатива» PEST-анализ выглядит следующим образом: 

         P Политика       Е Экономика 
    - Выборы Президента РБ

    -Изменение законодательства РБ

    - Государственное влияние в отрасли

    -Государственное регулирование конкуренции в отрасли 
     
     
     
     

    - Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)

    - Уровень инфляции

    -Динамика курса белорусского рубля к доллару США

    - Динамика ставки рефинансирования ЦБ РБ

    - Динамика занятости населения

    - Платежеспособный спрос населения

    - Платежеспособный спрос главных потребителей продукта

    - Основные внешние издержки организации, в том числе

    - Затраты на энергоносители

    - Затраты на транспортировку

    - Затраты на сырье и комплектующие

    - Коммуникационные издержки

    - Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции

    - Новые положения Налогового кодекса

         S Социум       Т Технология
    -Изменения в базовых ценностях

    -Изменения в уровне и стиле жизни

    -Изменение структуры доходов

    -Изменение структуры расходов

    -Изменения основных потребительских предпочтений на продукт

    -Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей 
     
     
     
     

         
    -Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий

    - Новые продукты

    - Технологические изменения, имеющие существенное значение для организации

    - Появление новых рекламоносителей

    - Появление новых технологий производства и быстрая адаптация рынком 
     
     
     
     

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации – стратегический анализ