Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:52, курсовая работа
Цель – изучить теоретические основы стратегического анализа внешней и внутренней среды и научиться современным методам анализа внешней и внутренней среды.
Задачи:
1. Изучить содержание понятий «Внутренняя среда» и «внешняя среда»
2. Изучить SWOT-анализ и PEST-анализ
3. Выявить пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке…………………………………………………3
1.1. Характеристика внутренней среды предприятия…………………...3
1.2. Характеристика внешней среды предприятия……………………...10
2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере УП «Деловая инициатива»……...................................................................................20
2.1. Характеристика предприятия ……………………………………….20
2.2. Анализ факторов внутренней среды УП «Деловая инициатива»….20
2.3. Анализ внешней среды УП «Деловая инициатива»………………..24
2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды……...26
2.4.1. SWOT-анализ………………………………………………………..26
2.4.2. PEST-анализ…………………………………………………….…..30
3. Пути повышения эффективности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды………………………………….…...33
Заключение…………………………………………………………..……..35
Список использованных источников…………………………….……….37
Для привлечения новых потребителей компания широко применяет систему скидок, а также в качестве поощрения клиента в подарок за заказ, сумма которого превышает 100 у.е. дарит дисконтную карту Белорусского дисконтного клуба «Деловая инициатива».
Для
того, чтобы заказчики могли оценить по
достоинству качество оказываемых услуг
в офисе компании есть множество демонстрационных
стендов с примерами выполненных работ.
С каждым клиентом индивидуально работает
менеджер и дизайнер. Клиенты очень положительно
оценивают то, что разработка оригинал-
макета производится бесплатно, в присутствии
заказчика, с учетом всех его требований.
2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды
Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы STEP- (или PEST-) и SWOT- (реже–SNW) анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы:
Каково
нынешнее положение организации? В
каком положении организация могла
бы оказаться в будущем? Какие препятствия
могут возникнуть и что благоприятствует
организации на пути к поставленным целям?
Какие возможности необходимо реализовать,
чтобы достигнуть целей? Как управлять
реализацией стратегии? По результатам
STEP- и SWOT-анализа формируются варианты
стратегического развития управляемой
системой – фирмы, организации, социума.
[14]
2.4.1.
SWOT-анализ
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды.
1. Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
2. Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
3. Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды,
использование которых создаст преимущества организации на рынке;
4. Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить
положение организации на рынке.
Для проведения анализ необходимо:
5. Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
6. Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
7. Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия —
это отсутствие чего-то
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать. Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия.
Для
того чтобы определить сильные и
слабые стороны предприятия
1. Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться
предприятие;
2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной
предприятия, а что — слабой;
3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые
стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Второй шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
1. Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
2. Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
3. Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и
построение матрицы SWOT-анализа
Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- определены основные направления развития предприятия
- сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса. [10, c.178]
Применительно
к УП «Деловая инициатива» матрица
SWOT-анализа выглядит следующим образом:
Сильные стороны вашего предприятия (Strengths) |
Рыночные возможности (Opportunities) |
-
Сплоченный коллектив
- Накопленный многолетний опыт работы -Современное высокопроизводительное оборудование - Широкий ассортимент товаров и услуг - Удовлетворенность клиентов - Невысокие цены, при очень хорошем качестве - Хорошие деловые связи с потребителями продукции - Удобное месторасположение предприятия |
- Спрос на полиграфическую
и сувенирную продукцию достаточно высок
и имеет устойчивую тенденцию к увеличению
- Сложившийся имидж УП «Деловая инициатива» у потребителей продукции - Небольшое количество достаточно сильных конкурентов - Снижение кредитной процентной ставки - Новые виды продукции |
Слабые стороны вашего предприятия (Weaknesses) | Рыночные угрозы (Threats) |
-
Слабо развита корпоративная культура
- Низкая квалификация - Затягивание сроков и исполнения заказов - Отсутствие
офсетного оборудования, для выполнения
заказов больших тиражей |
- Появления
сильных конкурентов
- Изменение тенденции спроса - Сбои в поставках материалов - Изменение налогового законодательства - Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств - Снижение общей платежеспособности предприятий - Активность конкурентов а) программы продвижения б) дополнительные услуги - Экономический спад |
Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации – STEP- (СТЭП-анализ), или PEST-анализ. Т.о. PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. [13, c.459]
Применительно к УП «Деловая инициатива»
PEST-анализ выглядит следующим образом:
P Политика | Е Экономика | ||
-
Выборы Президента РБ
-Изменение законодательства РБ - Государственное влияние в отрасли -Государственное
регулирование конкуренции в отрасли |
- Общая характеристика
экономической ситуации (подъем, стабилизация,
спад)
- Уровень инфляции -Динамика курса белорусского рубля к доллару США - Динамика ставки рефинансирования ЦБ РБ - Динамика занятости населения - Платежеспособный спрос населения - Платежеспособный спрос главных потребителей продукта - Основные внешние издержки организации, в том числе - Затраты на энергоносители - Затраты на транспортировку - Затраты на сырье и комплектующие - Коммуникационные издержки - Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции - Новые положения Налогового кодекса | ||
S Социум | Т Технология | ||
-Изменения
в базовых ценностях
-Изменения в уровне и стиле жизни -Изменение структуры доходов -Изменение структуры расходов -Изменения основных потребительских предпочтений на продукт -Недоверие
к рекламе со стороны конечных потребителей |
-Оценка
скорости изменения и адаптации новых
технологий
- Новые продукты - Технологические изменения, имеющие существенное значение для организации - Появление новых рекламоносителей - Появление новых
технологий производства и быстрая адаптация
рынком |
Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации – стратегический анализ