Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:37, реферат

Описание

Невозможно отрицать тот факт, что постоянное улучшение (в любом виде) является в настоящее время жизненной философией любой организации, если она хочет выжить и успешно функционировать в среднем, не говоря уже о долгосрочном, периоде. Это общеизвестная истина. Важно отметить, что это обусловлено изменяющейся природой мира и что изменения происходят не линейно с одной скоростью, а нарастают по экспоненте. Стоять на месте в меняющемся мире означает отставать. В этих обстоятельствах не всегда возможно удержаться на плаву, проводя незначительные улучшения в происходящих сегодня процессах.

Содержание

Введение................................................................................................................................3
§ 1. Макро- и микроизменения внешней среды...............................................................3
§ 2. Комплексное воздействие на организацию множества факторов макро- и
микроизменений внешней среды..............................................................................4
§ 3. Переход от стадий конкуренции «факторы» и «инвестиции» к стадии
конкуренции «инновации».........................................................................................5
§ 4. Переход от доминирующих технических и технологических к
информационным инновациям...................................................................................5
§ 5. Появление спектра взаимообусловенных, взаимодополняемых разноотраслевых
инноваций.....................................................................................................................6
§ 6. Возникновение особого вида инноваций на основе знаний....................................7
§ 7. Дополнение технических и информационных инноваций социальными,
организационно-управленческими инновациями на основе интеллектуальных
ресурсов........................................................................................................................8
§ 8. Обеспечение конкурентоспособности посредством инноваций.............................9

Заключение...........................................................................................................................9
Список используемой литературы...................................................................................11

Работа состоит из  1 файл

Реферат_Теория организации.doc

— 1.56 Мб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт инноватики и логистики

Кафедра теории организации и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р АТ

по дисциплине

«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

на тему:

«Внешняя среда  организации»

 

 

 

 

 

 

 

Проверил(а):

____________________/

«___»_______________2007 г.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2007 г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение................................................................................................................................3

§ 1.  Макро- и микроизменения внешней среды...............................................................3

§ 2.  Комплексное воздействие  на организацию множества факторов макро- и 

        микроизменений  внешней среды..............................................................................4

§ 3. Переход от стадий конкуренции «факторы» и «инвестиции» к стадии

        конкуренции «инновации».........................................................................................5

§ 4.  Переход от доминирующих технических и технологических к

        информационным  инновациям...................................................................................5

§ 5.  Появление спектра взаимообусловенных, взаимодополняемых разноотраслевых

        инноваций.....................................................................................................................6

§ 6.  Возникновение особого вида инноваций на основе знаний....................................7

§ 7.  Дополнение технических и  информационных инноваций социальными,

        организационно-управленческими  инновациями на основе интеллектуальных 

        ресурсов........................................................................................................................8

§ 8.  Обеспечение конкурентоспособности  посредством инноваций.............................9

 

Заключение...........................................................................................................................9

Список используемой литературы...................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Невозможно отрицать тот факт, что постоянное улучшение (в любом виде) является в настоящее время жизненной философией любой организации, если она хочет выжить и успешно функционировать в среднем, не говоря уже  о долгосрочном, периоде. Это общеизвестная истина. Важно отметить, что это обусловлено изменяющейся природой мира и что изменения происходят не линейно с одной скоростью, а нарастают по экспоненте. Стоять на месте в меняющемся мире означает отставать. В этих обстоятельствах не всегда возможно удержаться на плаву, проводя незначительные улучшения в происходящих сегодня процессах.

 

§ 1. Макро- и микроизменения внешней  среды.

 

Факторы изменения внешней  среды можно разделить на две  группы: макроизменения и микроизменения.

Макроизменения —  это факторы внешних воздействий, оказывающие влияние на все рынки. К ним относятся экономические, политические, демографические, технологические и культурные изменения.

Наиболее значимыми  являются изменения экономического характера. Выделяют три волны экономических изменений: 1) сельскохозяйственную эпоху (от 8-го тысячелетия до нашей эры до 1750 года); 2) индустриальную эпоху (1750 — 1960 годы); 3) информационную эпоху (1960 год — до наших дней и далее).

В сельскохозяйственную эпоху основой  благосостояния был физический труд, на смену которому в результате промышленной революции пришел машинный, что привело к росту производительности труда во всех сферах деятельности как в аграрных, так и в индустриальных отраслях. В конце ХХ века наблюдался период турбулентности, ознаменовавший рождение новой информационной эры и окончание индустриальной эпохи.

Новая информационная эра способствовала возникновению факторов изменений внешней среды, указанных на рис. 1.

 

Рисунок 1. Факторы макроизменений внешней среды


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Микроизменения — это факторы внешних воздействий, действующие внутри отраслевого рынка. Остроту внутриотраслевой конкуренции усиливают влияние поставщиков, покупателей, наличие товаров-заменителей, угроза появления новых конкурентов, изменение доступа в отрасль (рис. 2).

 

Рисунок 2. Факторы микроизменений внешней среды (по М. Портеру)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения во внешней  среде (факторов макро- и микроизменений) привели к возникновению новых реалий управления.

 

§ 2. Комплексное воздействие на организацию множества факторов макро- и

       микроизменений внешней среды.

Внешнее окружение, факторы макро- и микроизменений оказывают прямое и косвенное воздействие на управление организацией. Воздействие внешней среды характеризуется: сложностью, многообразием, подвижностью, определенной скоростью, неопределенностью информации о состоянии внешней среды. Изменения в среде столь значительны, что они требуют радикального переосмысления системы взглядов на управление организацией. Испытанные временем формы и правила управления уже не могут обеспечивать рост и процветание организации, поэтому старая система взглядов на управление должна быть заменена новой концепцией управления.

В условиях постоянного  изменения внешней среды перемены становятся нормой. Они сопряжены с потерями и риском, требуют огромного труда, но, если организация не ставит себе целью смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, она обречена на прозябание. В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен — те, кто чутко улавливает тенденции изменений и мгновенно приспосабливается к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности.

 

§ 3. Переход от стадий конкуренции «факторы» и «инвестиции» к стадии

      конкуренции «инновации».

 

Анализ стадий развития экономик ведущих индустриальных стран США и Японии, проведенный М. Портером, показал, что ведущие страны проходят в своем развитии несколько стадий:

    • стадию факторов производства;
    • стадию инвестиций;
    • стадию инноваций;
    • стадию богатства.

Начавшееся с 80-х годов  ХХ века изменение внешних и внутренних условий и последовавшее за этим замедление темпов экономического роста потребовали серьезного переосмысления прежних подходов к использованию совокупности основных факторов. Необходимым условием для перехода к новой стадии конкуренции — стадии инноваций — становится способность национальной экономики к инновационным переменам. Это означает, что решающее значение в обеспечении дальнейшего устойчивого экономического развития приобретают прежде всего те основные факторы, которые прямо обеспечивают формирование и реализацию этой способности, т.е. передовая техника и технология, развитая научно-исследовательская база, расширение научно-технического сотрудничества стран. Резко возрастает роль интеллектуального потенциала страны — правительства, предпринимателей, рабочих, руководителей и специалистов.

Проведенные исследования подтверждают важность и значимость способности организации к инновационным переменам, которая приближает организацию к стадии более высокого порядка, к стадии инноваций.

 

§ 4. Переход от доминирующих технических и технологических инноваций к

       информационным инновациям.

 

Этот переход вызван новой волной экономических изменений: от индустриальной эпохи к информационной эпохе. В индустриальную эпоху основным двигателем экономического роста были технические и технологические инновации, являющиеся следствием научно-технического прогресса. Как было отмечено, инновационный процесс разделяется на семь фаз:

1) фундаментальная наука; 

2) прикладные исследования;

3) опытно-конструкторские  разработки;

4) первичное освоение (внедрение);

5) широкое внедрение  (распространение) нововведений;

6) их использование; 

7) устаревание нововведений

Бесспорно, в постиндустриальную эпоху технические и технологические инновации продолжают играть роль фактора повышения конкурентоспособности организации. Информационная революция только началась — как в смысле инноваций, так и с точки зрения внедрения новых информационных технологий. Затраты корпораций США на НИОКР в течение последних пяти лет ежегодно возрастали на 11%, что предполагает продолжение инновационного процесса. Пока лишь 6% населения земного шара подключено к Интернету, даже в богатых странах этот показатель достигает всего 35%, только треть американских фирм-производителей используют Интернет для закупок или продаж. В России на ноябрь 2000 года (по данным газеты «Известия») количество пользователей Интернета составляло примерно 2% населения страны, а число граждан, вообще не подозревавших о его существовании, — около 14%.

Вместе с тем решающими факторами успеха становятся информационные инновации. Например, все автомобилестроители используют одинаковую сталь, станки, реализуют сходные производственные процессы, несут примерно одинаковые транспортные расходы, и выделиться среди конкурентов позволяет использование цифровых технологий в информационно-насыщенных процессах.

Информационные инновации в  российских организациях проходят следующие этапы:

    • публикация и размещение информации в Интернете (реклама, маркетинговая информация и др.);
    • использование интерактивных средств (ведение регистрации, оформление анкет и др.);
    • организация электронных трансакций (запросы к базам данных, перевод денег, организация платежей и др.);
    • организация бизнес-процессов (выполнение заказа, заключение соглашений, организация производственной деятельности и др.).

Если технические инновации  способствовали повышению производительности труда в сфере производства и сбыта, то информационные инновации приводят к росту эффективности во всех областях деятельности организации — от закупок сырья и материалов, маркетинга, бухгалтерского учета и т.д. до послепродажного обслуживания клиента.

Применительно к информационным инновациям, очевидно, целесообразно рассматривать инновацию не как результат в виде нового продукта, а как новую операцию, процедуру, функцию в организации. С точки зрения информационных инноваций организация будет находиться на шестой стадии цикла инновационной деятельности.

 

§ 5. Появление спектра взаимообусловленных, взаимодополняемых

      разноотраслевых инноваций.

 

Если в XIX веке и первой половине XX века не возникало сомнений, что технологические инновации, существующие за пределами какой-либо отрасли промышленности, не оказывают на нее никакого влияния, то в настоящее время приходится признать, что основное влияние на организацию и всю отрасль оказывают как раз те технологии, которые находятся за пределами данной отрасли. Более того, все чаще кардинальное влияние оказывают технологические новинки из других отраслей. Очень часто «чужие» технологии заставляют специалистов изучать, приобретать, применять и изменять не только теоретические знания, но и само отношение, общий подход к своей деятельности.

Информационные инновации ускоряют инновационный процесс технологических новшеств. Например, модель «Боинг 777» на пути к серийному производству миновала стадии опытных образцов, которые были обязательными для моделей «Боинг 757» и «Боинг 767». Это стало возможным благодаря обмену информацией в режиме реального времени. Информационные инновации позволяют проще и дешевле обрабатывать огромные массивы информации и сократить время разработки новой продукции. Полевые маркетинговые исследования нового продукта заменяют кабинетными исследованиями, проводимыми с помощью телекоммуникационных сетей. В современных условиях технические и информационные инновации требуют комплексного использования и взаимодополнения. Например, для использования новых биологических добавок в пищевой промышленности требуются новое оборудование и применение новой технологии, иначе использование новых добавок не будет иметь никакого смысла.

 

§ 6. Возникновение особого вида инноваций на основе знаний.

 

Инновация всегда определялась как идея, доведенная до практического применения. Данный термин часто применяют для обозначения изобретений, иногда — новых способов и методов работы, изменений распределения ресурсов в организации. Общепринятая точка зрения рассматривает инновации как процесс внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов. Тем не менее новые реалии таковы, что знания, идеи работников умственного труда являются средствами производства, которые хранятся у них в голове, абсолютно «портативным» и чрезвычайно емким видом основного капитала, источником инноваций и фактором повышения конкурентоспособности организации.

Информация о работе Внешняя среда организации