Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:36, курсовая работа
В рамках внутренних коммуникаций происходит обмен информацией как от руководства к сотрудникам, так и в обратном направлении. В процессе этого обмена происходит накапливание информации, которая служит дополнительной базой для разработки и принятия управленческих решений. В обратном же направлении коммуникации помогают понять работникам свою причастность к общему процессу
Информационные средства:
доски объявлений;
система опросов и предложений;
корпоративные бюллетени;
адресно-информационные издания;
распоряжения руководства;
различные виды отчетности;
пресс – клиппинг.
Технические средства:
телефон;
Интранет, электронная почта;
Интернет – клиппинг;
Веб – сайт компании;
Центр самообучения;
Информационные стенды;
видеодемонстрации.
Коммуникативные средства:
взаимодействие сотрудников;
собрания;
мероприятия, проводимые подразделениями;
семинары, программы обучения;
корпоративные праздники;
внутренние экскурсии;
распространение слухов.
Таким образом, для формирования внутренних коммуникаций можно использовать системные или организационные инструменты, а также инструменты личной эффективности руководителя.
Однако, по данным агентства «Контакт», из всех инструментов внутренних коммуникаций наиболее эффективными и часто используемыми считаются:
встречи и совещания (79% респондентов);
информационные рассылки и корпоративные праздники (64% респондентов);
неформальные коммуникации (например общение в комнате для курения (более трети компании 43%)); стоит отметить, что многие менеджеры по персоналу считают данный способ распространения информации одним из наиболее эффективных;
корпоративный сайт (36% респондентов);
внутренние печатные
издания (29%). (Смотрите диаграмму «Эффективность
инструментов внутренних коммуникаций»).
Отдельно отметим такой инструмент, как «политика открытых дверей». Данное понятие заимствовано из практики западных компаний и означает, что любой сотрудник может обратиться с любым вопросом к топ-менеджерам и владельцам компании. С точки зрения внутренних коммуникации, речь идет о построении дополнительного канала обратной связи без иерархии управления. Это крайне важно для принятия управленческих решений внутри компании.
Немаловажную роль
в построении эффективных внутренних
коммуникаций играет менеджер по персоналу,
который, как правило, формирует
системные инструменты
Рассмотрим мероприятия, проведение которых может помочь менеджеру по персоналу при построении эффективных внутренних коммуникаций.
1. Дублирование информации
на организационном уровне в
средстве массовой коммуникации
(например, в корпоративных изданиях),
проведение корпоративных
2. Обучение менеджеров
и основных работников. В рамках
данного процесса HR-менеджер также
может решить несколько задач
с учетом проблемы внутренних
коммуникаций. Главная из них
– обучение руководителей
3. Помощь в построении
системы управленческого
4. Организация обратной
связи – оценка персонала.
Оценка персонала является
Отдельно стоит рассмотреть вопрос распространения слухов в компании. Коммуникационные проблемы и формирование благоприятных условий для слухов всегда связанны с «непрописанностью» внутренних процессов компании, поскольку слухи возникают, если существует недоговоренность, неясность, когда допускается двоякое (выгодное) толкование информации.
Сложность использования этого инструмента состоит в том, что слухами нужно управлять, но при этом они имеют тенденцию «нарастать» как снежный ком. Менеджер по персоналу должен знать сотрудников компании, представлять, кто с большим комфортом и удовольствием будет общаться в неформальной системе передачи информации. Особое значение это приобретает в компании, в которой широко распространен политический стиль управления. Это значит, что самому руководителю нравится манипулировать своими менеджерами, и принятие любого управленческого решения проходит с учетом «политических» мотивов.
При проведении консалтинговых
проектов периодически приходится сталкиваться
с распространением слухов, поскольку
приглашение внешних
Ситуации распространения
слухов бывают разные. Известен случай,
когда на консалтинговом проекте
группа консультантов разрабатывала
систему компенсации и помогала
прописать бизнес процессы для отдела
продаж. Компания была «политическая».
На данном предприятии система слухов
существовала ещё с советских
времен. При этом менеджер по персоналу
не так давно работал в компании
и просто ещё не знал об этом. В
итоге в одном из отделов консультанты
столкнулись с сильным
Кроме того, состоялся
неформальный разговор начальника данного
отдела с генеральным директором
компании, входе которого обсуждался
вопрос будущей системы компенсаций
и построения регулярного менеджмента.
Это помогло акцентировать
В связи с предпринимаемыми
шагами по открытой внутрифирменной
политике и решением данной компании
о первичном публичном
Чтобы организовать
эффективные внутренние коммуникации
нужно обеспечить благоприятную
для этого среду. Во-первых, все
сотрудники должны понимать, как их
действия влияют на будущие компании,
и что дает это будущие сотрудникам.
Т.е., если перед организацией поставлена
какая-либо задача, нужно объяснить
работникам, какой цели они пытаются
добиться, и конечно должна быть
разработана мотивационная
Проблему задержки
информации менеджерами можно объяснить
их непониманием того, как эта информация,
при передаче на нужный уровень управления,
может принести выгоду. Поэтому эту
проблему разрешают дополнительным
обучением менеджеров и повышением
их собственной эффективности. Напряженность
в системе коммуникаций в большинстве
своем зависит от качества работы
менеджеров среднего звена, т.е. они
должны быть обучены тому, как создавать
партнерские отношения в
Стоит также ввести оценку персонала, которая по сути своей помогает менеджерам собрать дополнительную информацию об эффективности своих сотрудников, а работникам предъявляет более прозрачную и адекватную основу того, почему руководитель поступил так или иначе.
Если, вдруг, возникает
возможность двоякого толкования информации,
то обязательно найдется человек
в организации, который интерпретирует
её иначе, чем на самом деле, отсюда
пойдут слухи, которые могут повредить
организации и её имиджу. Поэтому
нужно организовать ясную, прозрачную
атмосферу распространения
Заключение
Проблема внутренних коммуникаций – это проблема управления организации в целом. Т.к. если существуют нарушения функционирования каналов внутренних коммуникаций, то снижается эффективность, своевременность и адекватность принятия управленческого решения, а в конечном итоге страдает бизнес.
Главная проблема внутренних коммуникаций находится на уровне среднего звена управления, именно там «оседает» основная часть информации. Для решения этой проблемы необходимо дополнительное обучение менеджеров и разъяснение им того, какая выгода заключается для них в передачи этой информации. Попутно решается другой аспект этой проблемы, который заключается в повышении личностной эффективности руководителей. При владении инструментами эффективного управления подчиненными они смогут разрядить обстановку напряженности (которая присутствует во многих организациях) во внутренних коммуникациях и наладить партнерские отношения между сотрудниками, отделами и т.д., кстати это может служить основой для возникновения элементов корпоративной культуры.
Информация о работе Внутренние коммуникации как часть информационной системы