Внутрифирменное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

При этом весьма серьезны проблемы, связанные  с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

3) Несовершенство  финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде  поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4) Безопасность  деятельности предприятия.

Развитие  рынка в России характеризуется  целым рядом источников потенциальных  угроз предприятиям и отсутствием  практических возможностей противодействия  им на основе закона:

*     невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;

*     невыполнение своих обязательств поставщиками;

*     произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.

*     прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";

*     передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;

*     утечка информации из коммерческих банков;

Необходимо  заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

С большим  запозданием создан государственный  орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. Статус этого  комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый лишь,  но и на средний и крупный бизнес. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Внутрифирменное предпринимательство

    Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.

       В то же время многие традиционные предприятия  недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации.

В теоретических  исследованиях  деляется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.

Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей: 
· выделяются ресурсы – интракапитал – для их реализации; 
· оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.

Его можно  рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров  и услуг на основе интеграции предпринимательских  возможностей личности и предприятия.

Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

Целью интрапренерства является повышение  эффективности предприятия за счет: 
· активизации и использования творческого потенциала сотрудников; 
· повышения эффективности использования ресурсов предприятия; 
· быстрой реакции на изменения потребностей рынка; 
· быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.); 
· создание основы для дальнейшего развития производства.
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Элементы интрапренерства

 

Таблица 1

Особенности интрапренерства  на различных стадиях  жизнедеятельности  предприятия предпринимательского типа

Стадии  жизнедеятельности Взаимоотношения предприятия –  учредителя и предпринимательской  структуры
1. Зарождение  предпринимательской идеи Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия  и подхватывается им с учетом своего потенциала
2. Реализация  предпринимательской идеи, создание  предпринимательских хозяйственных  структур Предприятие и  автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими  свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур
3. Устойчивая  работа, прибыльность Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской  структурой и получает определенные дивиденды
4. Затухание Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации

Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими  для многих становятся социальные аспекты  мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры. Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.

Другой  причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.

Рис. 3. Потребности, формирующие  предпосылки для  возникновения интрапренерства 

 
На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.

На предприятиях предпринимательского типа создается  атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста (рис. 4).  
С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.

Как и  любое другое явление, интрапренерство  имеет положительные и отрицательные  качества (табл. 1.6). Для обеспечения  его успеха необходимо знать возможности  интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.

Таблица 2. Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства

Интрапренерство Индивидуальное 

предпринимательство

Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
1. Доступность финансов предприятия - партнера 1. Бюрократизация, рутинный характер деятельности, затрудняющий принятие и возникновение  предпринимательской идеи 1. Полная свобода  своих действий 1. Недостаток  финансовых и прочих ресурсов  для реализации предпринимательской идеи
2. Организационно-технологическая  помощь при реализации предпринимательской  идеи 2. Ограничение  предпринимательской деятельности  интрапренера принятыми организацией-учредителем  рамками 2. Повышенная  мотивировка 2. Сложности  технологические, организационные
3. Возможность  получения помощи в форс-мажорных  обстоятельствах 3. Необходимость  первоочередного учета интересов  предприятия-учредителя 3. Максимальная  мобилизация своих сил и средств  для решения поставленной задачи 3. Не на кого  рассчитывать при появлении форс-мажорных обстоятельств
4. Возможности  использования предпринимательской  структуры системы продвижения  и сбыта предприятия-учредителя 4. Погоня предприятия-учредителя  за краткосрочными успехами
5. Возможности  использования опыта, деловой хватки, маркетинга и т.д.

Итак:

1.  Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей.

2.  Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.

3.  В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия интрапренера.

4.  Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею. 

3.1. Культура предпринимательства

Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом  уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно  связан с культурной средой, которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.

Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.

Внутренняя  культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

 
Состав культурной среды характеризуется  совокупностью факторов, к которым  относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус (рис. 5).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Состав культурной среды

 

Политика  является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.

Информация о работе Внутрифирменное предпринимательство