Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные
При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.
3) Несовершенство финансово-кредитной системы.
В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.
Однако,
проведенные проверки показали низкую
эффективность использования
4) Безопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:
* невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
* невыполнение своих обязательств поставщиками;
* произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
* прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";
* передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
* утечка информации из коммерческих банков;
Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.
С большим
запозданием создан государственный
орган, призванный содействовать становлению
и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки
малых предприятий и предпринимательства
при Госкомимуществе РФ. Статус этого
комитета, его подчиненность одному из
российских министерств, скудность его
финансовых ресурсов свидетельствуют
о крайней ограниченности возможностей,
предоставленных данному органу. Обращает
на себя внимание и некоторая неопределенность
в ориентации деятельности данного комитета.
Судя по его наименованию, ему вменяется
в обязанность поддержка не только малого бизнеса,
но и предпринимательства в целом, а оно,
как известно, опирается не на малый лишь,
но и на средний и крупный бизнес.
Глава 3. Внутрифирменное предпринимательство
Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.
В то же время многие традиционные предприятия недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации.
В теоретических исследованиях деляется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.
Под
интрапренерством
понимается развитие духа предпринимательства
и его осуществление внутри существующего
предприятия. Интрапренерство заключается
в том, что на действующем предприятии,
выпускающем определенную продукцию (работу
или услуги), создаются условия для выдвижения
новаторских предпринимательских идей:
· выделяются ресурсы – интракапитал –
для их реализации;
· оказывается всесторонняя помощь для
реализации идеи и ее практического использования.
Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.
Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
Целью
интрапренерства является повышение
эффективности предприятия за счет:
· активизации и использования творческого
потенциала сотрудников;
· повышения эффективности использования
ресурсов предприятия;
· быстрой реакции на изменения потребностей
рынка;
· быстрой реализации всевозможных нововведений
(технических, организационных и т. п.);
· создание основы для дальнейшего развития
производства.
Рис. 2. Элементы интрапренерства
Таблица 1
Особенности
интрапренерства
на различных стадиях
жизнедеятельности
предприятия
|
Возникновение
интрапренерства обусловлено
Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.
Рис.
3. Потребности, формирующие
предпосылки для
возникновения интрапренерства
На крупных предприятиях, работающих
достаточно стабильно и успешно, сдерживается
новаторство, блокируются нововведения,
могут игнорироваться инициативы, особенно,
если они не связаны непосредственно с
основной деятельностью предприятия,
т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия
с традиционной структурой управления,
как правило, действуют на основе четкого
иерархического соподчинения и набора
инструкций, всесторонне регламентирующих
их жизнедеятельность.
На предприятиях
предпринимательского типа создается
атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые
идеи, предложения и новые решения, имеется
возможность превращения человека, выдвинувшего
предпринимательскую идею, в совладельца
предприятия, партнера, существуют и другие
виды заинтересованности. Развитие духа
интрапренерства обеспечивает эффективное
развитие предприятия и позволяет преодолеть
барьеры на пути его гибкого роста (рис.
4).
С социально-психологических позиций
предпринимательская деятельность –
это средство реализации потребностей
личности в независимости, богатстве,
престижной работе, положении в обществе.
Индивидуальный предприниматель может
реализовать эти потребности полностью.
В партнерском бизнесе они несколько ограничены,
поэтому на действующем предприятии для
интрапренера должны быть созданы определенные
условия, обеспечивающие реализацию его
новаторских идей.
Как и
любое другое явление, интрапренерство
имеет положительные и
Таблица 2. Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства
|
Итак:
1. Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей.
2. Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.
3. В основе
интрапренерства лежат: создание условий
для предпринимательской деятельности,
стимулирование и реализация предпринимательских
возможностей сотрудников на основе использования
ресурсов и организационно-
4. Целью
интрапренерства является обеспечение
интересов предприятия и на этой же основе
обеспечение интересов интрапренера,
выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую
идею.
3.1. Культура предпринимательства
Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.
Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.
Внутренняя культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.
Состав культурной среды характеризуется
совокупностью факторов, к которым
относят политику, технологию, образование,
искусство, ценности и отношения, религию,
язык, правоведение, социальный статус
(рис. 5).
Рис. 5. Состав культурной среды
Политика является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.