Великобритания
Достаточно давно в Великобритании
была создана и до сих пор поддерживается
«клубная система» воспитания и образования,
что находит отражение как в социальной
жизни, так и в деловой. Эксперты деловых
кругов Англии считают, что в настоящее
время на уровне бизнеса «клубная система»
практически отсутствует. Но все-таки
стоит помнить, что:
- Еще в недавнем прошлом присущая английскому бизнесу кастовость, с одной стороны, ставила защиты и барьеры и поддерживала правила внутренней игры, что в основном гарантировало высокий уровень бизнеса, но с другой — препятствовала притоку «свежей крови» и привела к стагнации. На данный момент «клубная система» английского бизнеса размыта конкуренцией и государственным регулированием.
- Следует обращаться к людям официально (мистер, миссис, мисс).
- Исключается любое физическое соприкосновение, кроме рукопожатия.
Рабочий день длится с девяти утра
до пяти вечера.
Следует одеваться официально.
В начале разговора хорошей идеей
будет выразить свое эмоциональное
отношение к встрече либо сделать деловой
комплимент и поговорить о последних общеизвестных
новостях — культуры, спорта, реконструкции
и строительства и т. д. Можно и о погоде,
но кратко.
Английский бизнесмен — хороший
психолог и не приемлет сокрытия
слабой профессиональной подготовки.
Надо всегда интересоваться, каким
временем располагает английский коллега:
вы расположите к себе, если покажете,
что цените не только свое, но и его время.
- Англичане все еще судят о людях по их произношению, образованию и манерам.
Не принято задавать личные вопросы и
не принято затевать дискуссий на личные
темы.
- Важно не забывать оказывать знаки внимания тем, с кем вы когда-либо встречались или вели переговоры (открытки — лучший путь).
- В середине рабочего дня никто не обедает, обед — после окончания работы.
- В английских деловых кругах определен круг товаров, которые рассматриваются не как взятки, а как подарки. Это — календари, записные книжки, блокноты, зажигалки, фирменные авторучки, лазерные диски, на Рождество — алкогольные напитки, упаковки дорогого сыра. Все остальное рассматривается как средство давления на партнера.
Желательно продемонстрировать
уважение к королевской семье,
подчеркнуть ваше доброе расположение
к британскому народу и идеалам.
Жители Ирландии — ирландцы,
в Шотландии — шотландцы, и
только те англичане, кто непосредственно
живет в самой Англии.
- При длительной поездке вы можете остановиться в служебной квартире, что доступнее и лучше, чем номер в отеле.
- Берите с собой зонтик!
Америка и Канада
Говорить обобщенно о бизнес-этикете
даже только в Америке практически невозможно,
так как между американскими штатами имеются
большие различия. Один штат будет отражать
свою британскую колонизацию (Нью-Ингланд),
второй — французскую (Новый Орлеан), а
третий — кубинскую (Флорида).
Перечислим более или менее
известные трудности, с которыми
сталкиваются обычно при общении
с американцами и канадцами:
- Слишком откровенное дружелюбие представителей этих наций приводит в результате к нарушению обещаний, так как такая манера поведения воспринимается не как формальные отношения, а как предложение бесконечной дружбы и личных симпатий. В результате же такие отношения оказываются поверхностными и недолговечными.
- Как правило, американская манера сразу приступать к делу и расставлять точки над «i» часто приводит в замешательство остальных деловых партнеров. Как и раздражает быстрое и прямое обсуждение деловых проблем на ранних завтраках и стоячих «ланчах» и «брейках».
- Все американцы и канадцы верят в то, что каждый человек на Земле хочет, чтобы его называли по первому имени. Быстрый переход на личное имя смущает одних и шокирует других.
Взаимодействие с американскими
и канадскими партнерами будет легким,
если вы будете учитывать следующие условия.
- Американским и канадским партнерам импонирует не слишком официальная атмосфера ведения переговоров.
- Разница в статусе мало смущает.
- При решении проблемы можно обсудить не только общие подходы, но и детали. Члены американской делегации относительно самостоятельны при принятии решений, так как все высокопрофессиональны и компетентны по заявленным вопросам.
- С вами будут больше считаться, если вы с самого начала четко назовете, кто вы, что делаете и почему вашему партнеру выгодно взаимодействовать именно с вами, а не с другими фирмами.
Швейцария
Как считают эксперты деловых кругов,
швейцарский бизнес отличается в целом
тем, что деловые связи между различными
компаниями, банками и другими торгово-экономическими
структурами как внутри страны, так и за
ее пределами носят уже давно устоявшийся
характер. Это означает консерватизм «по-европейски».
- Отсутствие интереса к напоказ выставляемым достоинствам (особенно иностранцами).
- Сдержанность, прагматизм. Основной тактической ошибкой российских бизнесменов при контактах со швейцарскими деловыми кругами в последние десять лет было стремление показать выгодность предлагаемого проекта, удивить его доходностью. А сверхдоходность — явление не очень понятное в этой стране. Кроме того, швейцарская пресса на протяжении многих лет публикует массу материалов о русской мафии в Швейцарии, что еще больше сдерживает выход швейцарцев на российский рынок.
- Кальвинизм как историческая особенность швейцарского характера (воздержанность, скромность, отказ от излишеств в повседневной жизни). Это особенно позитивно воспримут местные протестанты.
Контакты:
- Договаривайтесь о деловых встречах заранее, обычно за один, а иногда и два месяца. Заблаговременная переписка на этот счет является признаком хорошего тона, положительно характеризует компанию и ее владельца.
- Обычно швейцарцы свободно общаются на трех, иногда на четырех языках. Во французской части это обычно французский, английский, иногда итальянский языки, реже немецкий. В немецкой части — немецкий, английский, иногда итальянский.
- На начальном этапе к людям принято обращаться официально (месье, мадам), затем, часто уже после нескольких встреч в романской части (французская и итальянская) обычно обращение по имени. Примерно так же, но несколько медленнее, это происходит и в немецкой части.
- Часто после первого официального посещения офиса, знакомства, продолжение разговора происходит во время ланча (с 12:30 до 14:00), на который вас приглашает хозяин.
- В последующий период контакты ведутся в основном по телефонам и факсам, в последнее время чаще используется e-mail. Пунктуальность очень высоко ценится. Держать свое слово необходимо.
- Рабочий день длится с девяти утра до шести вечера.
- Днем одевайтесь не чересчур официально, избегая черных костюмов (очень часто этим злоупотребляют российские бизнесмены из провинции).
- Никогда не стремитесь заставлять швейцарцев пить спиртные напитки. В основном они могут выпить за вечер два-три бокала сухого вина, часто они вообще не употребляют спиртных напитков.
- Если вы приглашаете швейцарца в ресторан, не старайтесь удивить его обилием и разнообразием пищи, очень дорогими винами, сигарами. Скромность будет оценена.
- В начале разговора хорошей идеей будет выразить свое отношение к Швейцарии, задать вопросы о ее истории, культуре. Прекрасно показать знания об истории отношений двух стран, взаимном влиянии культур.
- Не задавайте личных вопросов и не затевайте дискуссий на личные темы, особенно в начале знакомства.
- Швейцарцы обычно никогда не приглашают домой. Поэтому если вы получите такое приглашение — это хороший признак.
- Важно не забывать оказывать знаки внимания т<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0