Введение в менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:57, лекция

Описание

Суть менеджмента – управление материальными, человеческими, физическими, информационными ресурсами.
Понятие менеджмента:
вид деятельности (синоним-управление)
менеджер = управляющий, руководитель. Сео – совет директоров
область знаний. (бизнес школы, в/о, степень МВА, HBS, INSEAD,LBS, Wharton)

Работа состоит из  1 файл

lekcii.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Лекции по менеджменту.

Суть менеджмента – управление материальными, человеческими, физическими, информационными ресурсами.

Понятие менеджмента:

  1. вид деятельности (синоним-управление)
  2. менеджер = управляющий, руководитель. Сео – совет директоров
  3. область знаний. (бизнес школы, в/о, степень МВА, HBS, INSEAD,LBS, Wharton)

Менеджмент = наука+практика+искусство.

Менеджер – тот, у кого число  подчиненных больше или равно  одному

Иерархическая пирамида власти.

Внешние менеджеры

Менеджеры среднего звена

Контролеры или менеджеры первого звена

Рядовые сотрудники


Роли менеджера по Минцбергу

  1. межличностные роли.
    • Главный руководитель - симв. глава (социального, юридического характера)
    • Лидер – ответственный за мотивацию подчиненных набор.
    • Связующее звено – работа с контактами вне зоны ответственности
  2. информационные роли.
  • Приемные информации – получение информации из внешнего мира
  • Распространитель информации – передает информацию.
  • Представитель – передача информации вне, относительно планов, действий
  1. роли, связанные с принятием решений
  • предприниматель – находит и разрабатывает новые проекты
  • устраняющий нарушения – корректирует действия
  • распределитель ресурсов – принятие всех значительных решений
  • ведущий переговоры – ответственный за представительство на переговорах

Функции менеджера:

  1. выявление проблем
  2. решение проблемы
  3. работа с персоналом
  4. переговоры

Организационная структура. Проблема менеджмента

  1. менеджмент - сфера услуг 
  2. глобализация бизнеса организационной структуры.
  3. организационные изменения или вычеркивание единого на уровне иерархической пирамиды власти

Этапы возникновения  менеджмента

Менеджмент как научное направление  возник в 1900 гг.

Школы менеджмента.

1. Школа научного управления Ф. Тейлора (тейлоризм) – это первая школа менеджмента, суть которой – как сделать труд рабочих рациональным. Менеджмент – унификация труда рабочих. Тейлор считал, что рабочий ленив по своей природе. Рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда когда и его доход тоже будет расти. Менеджеры думают, рабочие работают

Принципы:

  1. разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий
  2. следование разработанным стандартам
  3. подбор, обучение и расстановка рабочих сил на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу
  4. оплата по результатам труда
  5. использование функциональных менеджеров
  6. поддерживание дружеских отношений между рабочими и менеджерами

Минусы этого принципа:

  1. рассматривали организацию как замкнутую систему, т.е. в отрыве от мира;
  2. недостаточно уделяли внимания изучению процесса управления.

В России последователи Тейлора  – Багданов, Гостев. Вклад наших  ученых – НОТ (Научная Организация  Труда).

2. Административная школа (Анри Файоль"Общий и промышленный менеджмент.").

Менеджмент-проблема организации труда в целом Основной вклад А.Файоля в теории управления – рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как: предвидение и планирование, организация, координирование, контроль и распорядительство.

Принципы управления:

  1. разделение труда (крайне полезно, с ростом повышения разделения труда падают издержки, повышает квалификацию и уровень выполнения работы)
  2. разделение власти – ответственность за возможную ошибку несет менеджер
  3. дисциплина – четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям
  4. единство распорядительства (единоначалие) – распоряжения и подотчетность одному руководителю
  5. единство руководства (едино направление) – один руководитель и один план по достижению единых целей
  6. подчинение индивидуальных интересов общим – интересы организации должны быть выше индивидуальных
  7. вознаграждение персонала – баланс между материальным и нематериальным вознаграждением, стимулирует людей на работу с отдачей
  8. централизация – баланс между централизацией и децентрализацией, их степень зависит от внутренних и внешних факторов. Децентрализация – более гибкая и адаптивная к рынку
  9. цепи взаимодействия – четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненному
  10. порядок – каждый должен знать свое место в организации, иерархичность. Порядок материальный – все предметы на своих местах, порядок социальный – хорошая организация и подбор персонала
  11. равенство = благожелательность + правосудие = справедливость (формула Файоля)
  12. стабильность персонала – отсутствует текучесть кадров, не всегда выгодна и оправдана
  13. инициатива – подчиненные должны иметь свободу самовыражения
  14. корпоративный дух – единение персонала, атмосфера общего дела

3. Школа человеческих отношение по Элтону Мейо (неоклассическая по отношению к 1,2 - классическим). Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека. Хоуторнский эксперимент – эмпирическое исследование (влияние на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерыва и ряда других формирующих условия труда факторов: Вэстерн Электрик Компани; поведение человек на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях они находятся на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют у рабочих и менеджеров.) Суть – в любой формальной структуре существуют неформальные группы со своими неформальными отношениями, которые влияют на деятельность организации. В неформальной группе важно обращать внимание на индивида. Человек не ленив, он может работать

  1. Школа – Количественные методы (возникла, так как математические методы не всегда применимы) – возможность все просчитать (эпоха появления компьютеров). Для организации важен человек.
  • методы статики
  • анализ данных
  1. Современная школа (вреден by passing)

Подходы к менеджменту.

  1. процессный
  2. системный (рассматривает организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели . ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее)
  3. ситуационный

Процессный – непрерывность, цикл, коррекция планов

 




 



 

 

 

Системный (взаимосвязанные и взаимовлияющие элементы)

 

Статическая

Динамическая

Открытая 

 

Завод

Закрытая

Фломастер

Аквариум


Схема «7-С» (Питерс и Уотерман): Структура, Стратегия, Системы и процедуры, Совместно разделяемые ценности, Сумма навыков, Стиль, Состав персонала. Изменение любого из элементов должно повлечь изменение остальных 6.

Этапы.

  1. характеристика каждого элемента схема
  2. анализ связей

Стратегия-: (жесткие) планы и направления действий, определяющее распределение ресурсов, фиксирующее обязательства первоначально эта стратегия – конгламеративная и диверсификационная – производство технологически несвязанных продуктов.

Структура: внутренняя композиция организации. Тип: централизованная/децентрализованная, количество человек в подчинение у одного менеджера. Функциональная структура – в каждом из отделов занимаются двумя продуктами (ПФМ). Продуктовая структура – для каждого из продуктов существуют свои отделы.

Системы и процедуры: протекают в организации. Формализованные – годовые балансы, системы отчетов. Неформализованные – просьбы.

Стиль: Способ управления организацией. Стиль лидерства ведущих менеджеров (автократ, либерал, демократ)

Состав персонала: критерии пола, возраста, образования.

Сумма навыков: отличительные черты (знание языков, компьютера)

Совместно разделяемые ценности: смысл  и содержание основных направлений  деятельности.

Ситуационный подход – частично включает в себя системный. Основывается на законе ситуации, которая была сформулирована Мери Коллет: "Распоряжение и власть менеджера определяется конкректной рабочей ситуацией, прежде чем отдавать распоряжения, менеджер должен оценить ситуацию в целом." Нет метода, эффективного для любой ситуации, в каждой ситуации нужен свой подход. Ситуационный подход лежит в основе стратегического управления. Шаги ситуационного подхода:

  1. управление должно анализировать ситуацию с точки зрения требований к организации со стороны ситуации
  2. нахождение наилучшего подхода к осуществлению управления
  3. управление должно создавать потенциал организации и необходимую гибкость, чтобы можно было поменять управленческий стиль
  4. управление должно произвести изменение позволяющее подстроиться к ситуации

Управление – искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики, выбрать соответствующее управление, затем следовать универсальным рекомендациям

Стратегическое управление – управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производительную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своей цели.

Процесс стратегического  планирования (этапы): миссия организации > цели организации > оценка и анализ внешней среды > управление обследованием сильных и слабых сторон > анализ стратегических альтернатив > выбор стратегии > реализация стратегии > оценка стратегии.

Миссия – констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Выражает:

  1. целевые ориентиры (то есть на решение каких задач направлена деятельность организации)
  2. сферу деятельности (продукт, рынок)
  3. философию организации (ценности, верования)
  4. возможности и способы осуществления деятельности (сила организации, применение технологии)

Необходима для:

  1. субъектов внешней среды (дает представление об организации, ее целях, философии)
  2. способствования единения персонала и появления корпоративного духа (общая цель, идентификация рабочего организации, климат организации- философия)
  3. упрощения процесса управления, более действенное управление организацией (база для целей, обеспечение стандартов для ресурсов, смысл деятельности для рабочего)

Цели: Должны быть – измеряемы, оговорены во времени, достижимы. Могут быть поставлены: для организации в целом, для подразделений. Сферы целей

  • доходы организации
  • работа с клиентами
  • потребности и благосостояние сотрудников
  • социальная ответственность

Цели обычно устанавливаемые деловыми организациями

  1. разработка, производство продукта
  2. мощность организации
  3. финансовые ресурсы
  4. производительность
  5. положение на рынке
  6. прибыльности
  7. человеческих ресурсов
  8. работы с покупателями

Воздействие внешних  факторов. Микро (прямое воздействие – конкуренты, поставщики) и макро (косвенное воздействие – экономические, политические, социальные факторы) окружение. Массив внешних факторов – экономическая система, конкуренты, потребители, государство, законы, политическая ситуация, поставщики, технологии, инфраструктура, социокультура.

Информация о работе Введение в менеджмент