Введение в менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:57, лекция

Описание

Суть менеджмента – управление материальными, человеческими, физическими, информационными ресурсами.
Понятие менеджмента:
вид деятельности (синоним-управление)
менеджер = управляющий, руководитель. Сео – совет директоров
область знаний. (бизнес школы, в/о, степень МВА, HBS, INSEAD,LBS, Wharton)

Работа состоит из  1 файл

lekcii.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Сильные и слабые стороны  (SWOT- метод совместного анализа внутренней и внешней среды, для установления линий связи между силой и слабостью, возможностями и угрозой): Сильные стороны, Слабые стороны. Возможности и угрозы. На основе их комбинаций вырабатывается стратегия.

 

возможности

угрозы

Сильные стороны

сив

сиу

Слабые стороны

слв

слу


Стратегии. Типы (по продуктовой схеме):

  1. Корпоративная – стратегия всего управления (производства)
  2. деловая (бизнес) – стратегия отдельного продукта
  3. функциональная – стратегия отдела в каждом продукте
  4. операционная (замена устаревшего оборудования)

Для анализ макроокружения применяется PEST:

 P – политические и законодательные факторы (законы, коалиции)

 Е – экономические факторы  (ВВП, ВНП, курс, инфляция)

 S – социальные факторы (традиции, рынок труда, безработица)

 T – технологические факторы (тех прогресс, применение технологий)

Внутренняя среда – ресурсы

  1. человеческие ресурсы (опыт, потенциал сотрудников, образование, навыки)
  2. организационные ресурсы (стратегия, структура, организационная структура, маркетинг, финансы, информационные системы, системы контроля, RND)
  3. физические ресурсы (здания, оборудование, геоположение, система распределения, технологии)
  4. маркетинг, организация управления

Эталонные стратегии  управления (продукт, рынок, отрасль, положение  фирмы, технология). Типы стратегий:

  1. концентрированный рост- изменение продукта или рынка
  • стратегии усиления позиций на рынке- завоевание лучших позиций, контроль над конкурентами
  • развития рынка - поиск новых рынков
  • развития продукта -  производство нового продукта, реализация
  1. интегрированный рост
  • обратная вертикальная интеграция- рост фирмы за счет приобретения  либо усиления контроля над поставщиками, создание дочерних структур
  • обратная вертикальная интеграция- приобретение контроля над структурами, уменьшение посредников
  1. диверсифицированного роста
  • центрированная - поиск и использование дополнительных возможностей, бизнес не меняется
  • горизонтальная - поиск возможностей роста за счет новой подукции
  • конгломеративная - рост за счет новых технологически несвязанных продуктов, новые рынки
  1. сокращение:
  • ликвидация- фирма не может продолжать бизнес
  • сбор урожая - максимизация прибыли  в кратко срочном периоде
  • сокращения - продажа подразделения
  • сокращение расходов - поиск возможностей сокращения затрат

БКГ (Бостонская Консалтинговая Группа).

Звезды

Трудные дети

Дойные коровы

Собаки




 Темпы роста рынка Высокие

 Низкие

 
 Высокая Низкая

 Относительная доля рынка

Реализация стратегии

Решение задач: установление приоритетности административных задач; установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами; приведение в соответствие с выбранной стратегией стиля лидерства и управления

Мотивация – совокупность внутренних внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

материальная (денежное вознаграждение) /нематериальная (не денежное вознаграждение) Теории мотивации:

    1. содержательные – основаны на определении потребностей, побуждающих людей к действию (суть - потребности, которые испытывает человек)
    2. процессуальные – основываются на том, что поведение людей обуславливается не только потребностями но и их восприятием, ожиданиями и возможными последствиями выбранного типа поведения (суть - человек – существо глубокомыслящее и знающее себе цену)

Содержательные

  1. пирамида Маслоу. Физические потребности – безопасность – принадлежность и причастность – признание и самоутверждение – самовыражение. Пошаговое удовлетворение потребностей – рычаг для подчинение. Недостатки: возможность перескока, мера удовлетворительности для каждого своя
  2. теория Альдерфера – неприменима на практике. Потребности: существования, связи, роста (движение как снизу вверх, так и сверху вниз) – это измененный порядок пирамиды Маслоу
  3. теория Герцберга (двухфакторная модель): мотивирующие факторы (продвижение по службе, бонусы, вознаграждение) и факторы здоровья (шум, освещение, условия труда)
  4. теория МакКлелланда - потребности достижения, властвования, соучастия.

Взаимодействие человека и организационного окружения

Системно поведение человека в  организацию представляется

    • человек в центре модели: организационное окружение – стимулирующее воздействие- человек – реакция на стимулирующее воздействие – действия, поведение – результаты работы (орг и чел)
    • организация как целое – исходная точка рассмотрения

 

Окружающая среда

Запросы среды

организация

Ответ организации на запросы среды

Вход

преобразователь

выход

Человек, цели, структура, процессы, техника

Поведение, действия

Продукт, услуга


 

Нормы и ценности организации

  1. необходимые для принятия всем членам организации
  2. принятые, но необязательные

Формальные группы –  структурные подразделения в организации. Формально – назначенный руководитель, структура ролей, должностей, позиций внутри группы, закрепленные функции, задачи. Выполнение либо регулярных функций либо решений определенно-целевых задач.

Неформальные группы – создаются членам организации в соответствии с их личным симпатиями, общими интересами, имеют неписаные правила и нормы поведения. Наличие лидера. Определенное распределение ролей и позиций .

Процессуальные теории мотивации

  1. теория ожидания (почему делается выбор, с несколькими альтернативами, ожидание результата) - учение, описывающее зависимость мотивации от того, как много человек хотел бы получить и насколько возможно это желание.

  З – Р (затраты труда - результат)

Р – В (результат - вознаграждение)

В (валентность)

  1. теория справедливости (действия сотрудников организации определяются оценкой индивидом собственных затрат и полученного вознаграждения и издержкам и результатам других работников, которых он считает равными себе) - УА/ВА=УВ/ВВ

Групповые ценности по Саймону

    • социальность
    • ограничение производительности
    • система статусов
    • трудовые критерии
    • социальные ценности

Этапы группового развития

  • формирования (люди не уверенны в целях, структуре организации, не определен лидер)
  • бурление (высококонфликтный этап развития группы – определение ролей и обязанностей членов группы)
  • становление норм (кооперация и начало сотрудничества, люди обладают чувством «мы», они сплочены и идентифицируют себя с организацией)
  • действие (эффективное выполнение задач)
  • распад

Различие группы и команды

 

Группы

Команды

Лидер

+

-

Ответственность

личная

Личная и коллективная

Обсуждение раб. вопросов

Эффективные собрания

Свободные встречи

Продукт

Индивидуальная деятельность

Коллективная деятельность




 
 Построение организационных  структур

    1. типы организационных структур
      • линейная
      • функциональная, недостатки: дивергенция, конфликтность, отделы не справляются при различных продуктах)
      • дивизиональная (продуктовая, региональная потребительская)
      • матричная
    2. специализация труда
    3. централизация/децентрализация
    4. Span of Control (диапазон контроля)
    5. линейные и штабные работники

Типы организационных структур

Линейная:

Высший руководитель

Линейный менеджер 1

Линейный менеджер 2

Линейный менеджер 3

Рядовой сотрудник 1

Рядовой сотрудник 2

Рядовой сотрудник 3


Функциональная (менее гибкая):

Высший руководитель

Функциональный отдел 1

Функциональный отдел 2


Дивизиональная

 

Высший руководитель

Продуктовая

Продукт1

Продукт2

Продукт3

Региональная

Регион1

Регион2

Регион3

Потребительская

Потребитель1

Потребитель2

Потребитель3


Матричная:

 Высший руководитель

 

Функциональный отдел 1

Функциональный отдел 2

Продукт/проект1

Подчиненные

 

Продукт/проект2

   

Линейные и штабные работники

Сложность работы- степень самостоятельности в принятии решений и степень владения процессом.

Узкоспециализированные работы имеют всего несколько задач и операций (малый масштаб), реализация их осуществляется с помощью предписанных средств

Широкоспециализированные  работы имеют противоположные характеристики

Ротация – перемещение работника с одной работы на другую и соответственно возможность выполнять более разнообразные функции

Масштаб работы - количество задач или операций которые работник должен выполнить.

Расширение  масштаба базируется на разнообразии и повышении привлекательности работы , путем добавления рабочих функций.

 

Сложность работы

Высокая

Нейрохирург

Зав отделением

Низкая

Штамповщик 

Садовник

 

Малый

Большой

Масштаб работы




 

 Модели проектирования работы

Внеорганизационное окружение

Внутриорганизационные факторы влияющие на проектирование работы

Сложность работы

Отношения по работе

Масштаб работы

Обогащение работы

Социо-техническая система

Построение работы

Ротация работы

 

Расширение масштаба работы

Внеорганизационное окружение

Внутриорганизационные факторы влияющие на проектирование работы

Информация о работе Введение в менеджмент