Выбор и обоснование инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта – Изучить методы выбора инновационной стратегии и обосновать её сущность.
Задачи, решенные для достижения поставленной цели:
- изучение инновационного менеджмента;
- изучение понятий «нововведение», «новшество», «инновация»;
- изучение инновационной стратегии;
- изучение методов выбора инновационной стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 2
Глава I. Основы инновационной стратегии.
1. Инновационный менеджмент – одно из направлений
стратегического планирования…………………………………………………..4
2. Нововведения как объект инновационного менеджмента……………………..5
2.1 Рынок новшеств (новаций)………………………………………….7
2.2 Рынок чистой конкуренции нововведений………………………...7
2.3 Рынок капитала (инвестиций)………………………………………8
Глава II. Выбор инновационной стратегии.
1. Значение выбора стратегии……………………………………………………..10
2. Инновационная стратегия: сущность, виды, этапы обоснования
и разработки……………………………………………………………………...14
3. Методы выбора инновационной стратегии…………………………………....19
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по менеджменту Выбор и обоснование инновационной стратегии.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

     В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные  инвестиции, так как инновационный  процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

  • На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
  • Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
  • Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

В самом  общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. Рынок капитала (инвестиций) необходим фирме, предприятию для осуществления инновационной стратегии. [1]. 

ГЛАВА II. Выбор инновационной стратегии.

Для того чтобы перейти к изучению инновационной  стратегии, рассмотрим значение стратегического  планирования предприятия.

1. Значение выбора стратегии

    Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

    Все большее число фирм признает необходимость  стратегического планирования и  активно внедряет его. Это обусловлено  растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

    С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

    Стратегическое  планирование преследует две основные цели:

  1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.
  2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

    Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе  и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль над рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.

    Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

    Общая цель организации должна учитывать:

  • основное направление деятельности фирмы;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
  • культура организации, ее традиции, рабочий климат.

    При выборе цели нужно учитывать два  аспекта: кто является клиентами  фирмы, и какие потребности она может удовлетворить.

    После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

    1. Прибыльность – добиться в  текущем году уровня чистой  прибыли 5 млн. д. е.

    2. Рынки (объем продаж, доля рынка,  внедрение в новые линии). Например, довести долю рынка до 20% или  довести объем продаж до 40 тысяч штук.

    3. Производительность. Например, средняя  часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции.

    4. Продукция (общий объем выпуска,  выпуск новых товаров или снятия  некоторых моделей с производства  и др.).

    5. Финансовые ресурсы (размер и  структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.).

    6. Производственные мощности, здания  и сооружения. Например, построить  новые складские помещения площадью 4000 кв. метров.

    7. НИОКР и внедрение новых технологий. Основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения.

    8. Организация - изменения в организационной  структуре и деятельности. Например. Открыть представительство фирмы  в определенном регионе.

    9. Человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.).

      10. Социальная ответственность. Например, выделить определенные средства на оборудование больницы. [4].

    Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:

    1. Четкая и конкретная формулировка  цели, выраженная в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых).

    2. Каждая цель должна быть ограничена  во времени, задан срок ее  достижения (например, наладить серийный  выпуск новой модели мясорубки  к концу 3-го квартала).

    Цели  могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля.

    3. Цели должны быть достижимыми. 

    4. Цели не должны отрицать друг  друга.

    Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы:

  • оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;
  • выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
  • исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.

    Процессы  и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой – экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.

    Особенно  важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.).

    Целесообразно провести исследования по следующим  направлениям:

    1. Оценить текущую стратегию конкурентов  (их поведение на рынке; приемы  продвижения товаров и т.п.).

    2. Исследовать влияние внешней среды на конкурентов.

    3. Попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию и составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.

    Тщательное  изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволит лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

    К серьезным факторам внешней среды  относятся социально-поведенческие  и экологические факторы. Фирма  должна учитывать изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др.

    Анализ  внутренней среды проводится с целью  выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

    Стратегия является отправным пунктом теоретических  и эмпирических исследований. Организации  могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

    Разработанная стратегия редко бывает чисто  формальной и базируется частично на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме:

      
 

      

Рисунок 2 - Фазы стратегического планирования

    Фаза  А является наиболее сложной. Механизм ее реализации наглядно представлен  на схеме:

      
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3 - Формулировка стратегии

    Многие  стратегии возникают после идеи, связанной с новшеством. 

2. Инновационная стратегия:  сущность, виды, этапы  обоснования и  разработки.

     Инновационная стратегия предприятия должна повышать и/или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции.

     Инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала.

     Следовательно, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия.

     Анализ  современной инновационной проблематики дает возможность выделить следующие основные виды инноваций:

  • инновация продукции (услуг);
  • инновация технологических процессов или технологическая ин новация;
  • организационная инновация;
  • социальная инновация.
  1. Инновация продукции (услуг) представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающего выживаемость предприятия, расширение его доли на рынке, сохранение клиентов, укрепление независимого положения предприятия и т. п.
  1. Инновация технологических процессов, или технологическая инновация — это процесс обновления производственного потенциала предприятия, который направлен на рост производительности труда и экономии ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличивать прибыль, усовершенствовать технику 
    безопасности, проводить экологические мероприятия, внедрять новые информационные технологии и т. д.
  2. Организационная инновация представляет собой процесс совершенствования организации производства и управления на предприятии.
  3. Социальная инновация — это процесс улучшения социальной сферы предприятия, который мобилизует персонал на реализацию стратегии предприятия; расширяет возможности предприятия на рынке рабочей силы; укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед работниками и обществом в целом. [2].

     Между названными видами инноваций существует тесная взаимосвязь. Так, например, инновации в сфере продукции и услуг могут потребовать изменений в процессе производства и организации сбыта, а также в подготовке персонала предприятия.

Информация о работе Выбор и обоснование инновационной стратегии