Выбор и реализация стратегии управления персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение стратегий управления персоналом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления персоналом
2. Исследовать кадровую политику как основу формирования стратегии управления персоналом

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 44.15 Кб (Скачать документ)

 

Разработка стратегии управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа  факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала  и организации в целом в  соответствии с ее стратегией. К  внешней среде относятся макросреда и непосредственное окружение организации, имеющие направленное воздействие  и контакты с системой управления персоналом.

 

Таким образом, стратегия управления персоналом может охватывать различные  аспекты управления персоналом организации: совершенствование структуры персонала (по возрасту, категориям, профессии, квалификации и т.д.); оптимизацию численности  персонала с учетом его динамики; повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы; развитие персонала (адаптацию, обучение, служебное  продвижение); меры социальной защиты, гарантий, социального обеспечения (пенсионное, медицинское, социальное страхование, социальные компенсации, социально-культурное и бытовое  обеспечение и др.); развитие организационной  культуры (норм, традиций, правил поведения  в коллективе и т.п.); совершенствование  системы управления персоналом организации (состава и содержания функций, оргструктуры, кадрового, информационного обеспечения  и др.) и т.д.

 

При этом задача разработки нужной стратегии  управления персоналом может быть настолько  сложна из-за нехватки финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, уровня профессионализма руководителей и специалистов, что  возникнет необходимость устанавливать  приоритеты выбора нужных направлений  и составляющих стратегии управления персоналом. Поэтому критериями выбора стратегии могут быть объемы выделенных для ее реализации ресурсов, временные  ограничения, наличие достаточного профессионально-квалификационного  уровня персонала и некоторые  другие. В целом выбор стратегии  основывается на сильных сторонах и  разработке мероприятий, усиливающих  возможности организации в конкурентной среде за счет преимуществ в сфере  персонала.

 

2.2 Кадровая политика – основа  формирования стратегии управления  персоналом

 

Кадровая политика – это система  принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом  сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы.

 

Кадровая политика – это система  мер, направленная на изменение персонала, разрабатываемая с учетом:

 

а) выбранной стратегии развития;

 

б) горизонта прогнозирования и  планирования;

 

в) предполагаемого количественного  и качественного несовпадения персонала  и потребности в нем.

 

Целью кадровой политики является достижение наиболее высоких конечных результатов  деятельности предприятия. Задачи кадровой политики раскрываются в направлениях ее реализации:

 

·  организационно-штатная политика – планирование потребности в  трудовых ресурсах, формирование структуры  и штата персонала организации;

 

·  информационная политика – создание и поддержка системы движения кадровой информации;

 

·  финансовая политика – формирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы  стимулирования труда;

 

·  политика развития персонала  – обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации.

 

Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно  выделить два основания для их группировки. (8, стр. 187)

 

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат  в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного  влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:

 

·  пассивная кадровая политика. Руководство не имеет программы  действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой  организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств  оценки труда и персонала, диагностики  кадровой ситуации и т.д.;

 

·  реактивная кадровая политика. Руководство  предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния  в работе с персоналом, причинами  и ситуацией развития кризиса: возникновение  конфликтов, отсутствие квалифицированной  рабочей силы, отсутствие мотивации  к труду. Кадровые службы располагают  средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи;

 

·  превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. В программах развития организации  содержатся краткосрочный и среднесрочный  прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала;

 

·  активная кадровая политика. Руководство  имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные  кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуаций. (5, стр. 115) Но механизмы, которыми может пользоваться руководство  в анализе ситуации, приводят к  тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и  описанию).

 

Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень  открытости по отношению к внешней  среде при формировании кадрового  состава. По этому основанию традиционно  выделяют два типа кадровой политики – открытую и закрытую.

 

Открытая кадровая политика характеризуется  тем, что организация прозрачна  для потенциальных сотрудников  на любом уровне, можно прийти и  начать работать как с самой низовой  должности, так и с должности  на уровне высшего руководства. Организация  готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются  современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы «покупать» людей  на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в  подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для  новых организаций, ведущих агрессивную  политику завоевания рынка, ориентированных  на быстрый рост и стремительный  выход на передовые позиции в  своей отрасли.

 

Закрытая кадровая политика характеризуется  тем, что организация ориентируется  на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а  замещение происходит только из числа  сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов. (8, стр. 192)

 

Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам  иллюстрирует таблица 1 в Приложении.

 

На основании горизонтов прогнозирования  и планирования выделяют:

 

·  оперативную кадровую политику (до 1 месяца);

 

·  краткосрочную кадровую политику (от 1 месяца до 1 года);

 

·  среднесрочную кадровую политику (от 1 года до 5 лет);

 

·  долгосрочную кадровую политику (более 5 лет). (5, стр. 119)

 

Кадровая политика в организации  может осуществляться по таким направлениям:

 

– прогнозирование создания новых  рабочих мест с учетом внедрения  новых технологий;

 

– разработка программы развития персонала с целью решения  как текущих, так и будущих  заданий организации на основе усовершенствования системы учебы и должностного перемещения работников;

 

– разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и  удовлетворенности трудом;

 

– создание современных систем найма  и отбора персонала;

 

– осуществление маркетинговой  деятельности в отрасли персонала;

 

– формирование концепции оплаты труда и морального стимулирования работников;

 

– обеспечение равных возможностей эффективного труда, его безопасности и нормальных условий;

 

– определение основных тренований к персоналу в пределах прогноза развития предприятия;

 

– формирование новых кадровых структур и разработка процедур механизмов управления персоналом;

 

– улучшение морально психологического климата в коллективе, привлечение  рядовых работников к управлению предприятием.

 

Зарубежный опыт показывает, что  в современных условиях особенное  значение имеет каждый работник, растет влияние качества его труда на конечные результаты всего предприятия, в связи с чем моральное  и материальное стимулирование, социальные гарантии должны быть основным аспектом кадровой политики, которая проводится в организациях. Выплата надбавок и система участия работников в распределении прибыли должны обеспечить высокий уровень их заинтересованности в конечных результатах деятельности организации. Чтобы активно руководить персоналом, нужно обеспечить постоянный обмен информацией между разными  уровнями управления по кадровым вопросам. Кадровую политику проводят на всех уровнях  управления: высшее руководство, линейные руководители и служба управления персоналом.

 

Английский специалист в сфере  кадрового менеджмента Д. Грест  считает, что кадровая политика организации  должна обеспечить:

 

– организационную интеграцию –  высшее руководство и линейные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как  «свою собственную» и реализуют  ее в своей оперативной работе, тесно взаимодействуя с функциональными  службами;

 

– высокий уровень ответственности  всех работников, под которым понимают как идентификацию с базовыми ценностями организации, так и настойчивую, индуктивную реализацию определенных целей в практической работе;

 

– функциональность – вариантность функциональных заданий, которая предусматривает  отказ от традиционного, жесткого разграничения  разных видов работ, а также использования  разнообразных форм трудовых контрактов (полная, частичная и погодинна  занятость);

 

– структуру – адаптация к  непрерывной учебе, организационным  изменениям, гибкость организационно кадрового потенциала, высокое качество работы и ее результатов, условий  труда (рабочая обстановка, содержание работы, удовлетворенность рабочего). (8, стр. 206)

 

2.3 Классификация стратегии управления  персоналом

 

Следует помнить, что стратегия  управления персоналом теснейшим образом  связана с общей стратегией организации. В свою очередь, стратегия организации  изменяется в зависимости от этапа  жизненного цикла, который преодолевает фирма. Выделяют 4 таких этапа: 1) рождение; 2) рост; 3) зрелость; 4) упадок. Им соответствуют  стратегии: предпринимательская, динамического  роста, прибыльности, ликвидационная. (6)

 

1. Предпринимательская стратегия  нацелена на поиск: товара, который  сможет найти свой рынок, источников  инвестиций, способов привлечения  средств, нового персонала. Главная  задача фирмы – закрепиться  на рынке. Наиболее востребованные  направления и мероприятия стратегии  управления персоналом:

 

– разработка общих принципов стратегии. Определяются цели стратегии управления персоналом, создается план кадровых мероприятий. Формируется кадровая служба (организационная структура, набор состава сотрудников). Организуется кадровое делопроизводство;

 

– планирование потребности в персонале. Разрабатывается организационно-штатная  структура, штатное расписание, должностные  инструкции, система стимулирования труда. Формируются критерии отбора кандидатов на замещение должностей;

 

– привлечение, отбор и оценка персонала. Выбираются наименее затратные источники  привлечения персонала.

 

2. Стратегия динамического роста  реализуется в условиях, когда  организация растет, появляются  все новые и новые клиенты,  и поэтому стратегия ориентирована  на расширение и создание имиджа  фирмы. (7)

 

Самые важные направления стратегии:

 

·  привлечение, отбор и оценка персонала. Ведется активная работа по привлечению профессионалов. Используются возможности кадровых агентств;

 

·  адаптация персонала. Все принятые работники должны быстро и с минимальными затратами воспринять корпоративную  культуру. Корпоративная культура –  сложный комплекс предположений, бездоказательно  принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие  рамки поведения, принимаемые большей  частью организации;

 

·  стимулирование персонала и  система продвижения по службе. Активно  ведется разработка и переработка  положения о премировании в зависимости  от вклада и выслуги лет. Проводятся внутрифирменные программы обучения.

 

3. Стратегия прибыльности нацелена  на получение максимально возможной  отдачи от уже занятой предприятием  ниши рынка. Главные для данного  этапа направления стратегии  управления персоналом:

Информация о работе Выбор и реализация стратегии управления персоналом организации