Взаимодействие малого бизнеса с внешней средой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:22, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение взаимодействие малого бизнеса с внешней средой. Задачами контрольной работы является: исследование взаимодействия организации с внешней средой.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3
1. Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса……………………………………4
2. Взаимодействие малого бизнеса с внешней средой……………………….8
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

к.р. гос.регулирование.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

 

6. В отдельную, шестую группу, на наш взгляд, стоит выделить систему государственной поддержки малого предпринимательства. Она представляет собой структуру органов, отвечающих за деятельность субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, а также комплекс разнообразных мер и форм его поддержки со стороны государства.

Каким же образом неустойчивость малого предприятия зависит от предпринимательской среды, и почему мы уделяем этому вопросу такое особое внимание? Внешняя среда малого предприятия характеризуется особой неопределенностью. Это связано с тем, что такие предприятия действуют в основном на локальных рынках, которые сами по себе отличаются от рынков крупных корпораций стихийностью и непредсказуемостью. Особенностью внешней среды выступает также зависимость субъектов малого предпринимательства от государственных решений, от отношений с крупным бизнесом и финансово-кредитными институтами.

Негативное воздействие внешней  среды непосредственно сказывается  на внутреннем состоянии малого предприятия. Небольшие масштабы производства, ограниченность в ресурсах не дают возможность малым формам хозяйствования противостоять деструктивным факторам воздействия. В результате происходит сбой отдельной функциональной области предприятия. Таким образом, происходит переплетение внутренних и внешних факторов. И чем больше функциональных областей будет выведено из строя, из их нормального состояния, тем больше вероятность распада всей бизнес-деятельности. Следовательно, на функционирование малых форм хозяйствования влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Кризисное положение российского  малого предпринимательства обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих в его окружении. В чем же заключается негативное воздействие факторов внешней среды на субъекты малого предпринимательства в России? Проанализируем комплекс этих факторов в соответствии с предложенной в данном параграфе их классификацией.

Первая группа выделенных факторов касается состояния ресурсных рынков. Малые предприятия сталкиваются с проблемой отсутствия широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним, это в свою очередь ограничивает конкуренцию и создает благоприятные условия для «теневых» структур. Указанные обстоятельства ведут к неравным условиям доступа к ресурсам субъектов малого бизнеса, к потере времени и финансовых средств. Например, пытаясь решить проблемы нехватки производственных площадей, малые предприятия вынуждены обращаться к владельцам недвижимости - к крупным предприятиям и муниципальным органам. Наиболее распространенным вариантом складывающихся между ними отношений стал договор краткосрочной аренды и часто на неблагоприятных для малого предприятия условиях. В результате малые формы хозяйствования остаются часто в положении неуверенности в завтрашнем дне.

Примером неравных условий доступа  к ресурсам может служить проведение открытых инвестиционных торгов, где имеет место льготное предоставление объектов недвижимости отдельным структурам, находящимся в тесном контакте с органами власти. Малые предприятия также испытывают трудности в приобретении необходимого оборудования в силу ограниченности их инвестиционных возможностей и постоянного удорожания средств производства.

Аналогичным образом складывается для малого предпринимательства  ситуация на рынке сырья. Рост цен  на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, опережает рост цен на продукцию малого бизнеса, что ведет к постоянному ухудшению его экономического положения. С множеством проблем сталкиваются российские предприниматели и на финансовом рынке, который характеризуется институциональной неразвитостью, ограниченностью используемых инструментов и услуг, высокой ценой кредитных ресурсов, краткосрочностью кредитов, концентрацией капиталов в крупных городах. Кроме общих проблем малые предприятия сталкиваются еще с дополнительными трудностями, когда банки отказывают им в предоставлении кредитов или дают лишь под высокий процент. Предприниматель вынужден решать финансовые проблемы самостоятельно, в обход банков, занимая деньги у родственников или знакомых.

Характеризуя рынок труда, необходимо отметить, что трудовые ресурсы недостаточно мобильны, а относительная дешевизна рабочей силы объясняется невысокой ее квалификацией. Информационный рынок отличается хаотичностью развития, дороговизной и низким качеством предоставляемой информации. До настоящего момента субъекты малого предпринимательства продолжают использовать свои источники информации, основанные на личных связях, знакомствах.

Потребительский рынок России резко  стратифицирован и на нем преобладают  товары иностранных производителей. В результате обнищания широких слоев населения, затоваривания рынков импортными товарами, которые конкурируют с отечественной продукцией, отсутствием информации о потенциальных клиентах и неразвитостью системы маркетинговых исследований усугубляется ситуация со сбытом продукции субъектов малого бизнеса.

Вторая группа негативных факторов связана с характером взаимоотношений важнейших рыночных институтов с субъектами малого предпринимательства. Государство не осуществляет необходимые протекционистские меры для защиты малых форм хозяйствования как от иностранных конкурентов, так и от отечественных монополистов. В то же время существуют административные барьеры, связанные со сложностью, высокой стоимостью и несовершенством системы легализации малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. За их деятельностью следят несколько десятков органов, выполняющих контрольно-ревизионные функции. При этом они пользуются тем, что предприниматели в большинстве случаев не имеют достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов, и соответственно не могут отстаивать свои интересы.

Состояние хозяйственных связей между  крупным и малым бизнесом отличается их неинтегрированностью и неравноправием в распределении ресурсов, льгот, квот, государственных заказов. В  России еще не развиты широко используемые в мире такие виды интеграции малых предприятий с крупными корпорациями, как субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование и так далее, которые позволяют экономическим агентам дополнять друг друга. Наряду с этим необходимо отметить неразвитость институтов рыночной инфраструктуры, способствующих выращиванию малых инновационных фирм и помогающих функционированию малого предпринимательства. Среди них выделим такие, как технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, венчурные фонды, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства.

Третья группа факторов, сковывающая деятельность малого предпринимательства - нестабильность законодательной базы, регулирующей его функционирование. Наблюдается постоянное изменение правил деятельности предприятий, особенно это касается внешнеэкономических связей и налогообложения. Существуют отдельные пробелы в вопросах защиты частной собственности, собственности на землю, что не позволяет гарантировать кредиты банков ее залогом, наблюдается неотработанность процесса купли-продажи предприятий. Не в полной мере отработан вопрос разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Несовершенство законодательной базы приводит к наличию правовых актов, противоречащих друг другу, сдерживающих развитие субъектов малого предпринимательства и их выход на новые региональные рынки вследствие разных «правил игры». Из-за отсутствия реальных отработанных механизмов защиты малые предприятия страдают от произвола и некомпетентности чиновников.

Четвертая группа объединяет факторы экономического характера: высокий уровень процентных ставок порождает незаинтересованность предприятий в получении кредитов. Неопределенность и непредсказуемость экономической ситуации, стабильно высокие темпы инфляции, сохранение нерыночных отношений ставят малый бизнес в целом в ситуацию нестабильности, связанную с повышенным риском.

Негативное воздействие на развитие малого предпринимательства оказывают  некоторые социо-культурные явления и политическая обстановка в России, которые можно объединить в пятую группу. Наиболее ярким примером этого является высокий уровень преступности в стране в целом и в малом бизнесе в частности. Согласно некоторым экспертным оценкам, к «теневой экономике» в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий. Это и политическая обстановка в России формируют негативное мнение у западных бизнесменов, что препятствует вливанию иностранных инвестиций в российские субъекты малого и среднего предпринимательства.

Очевидно, что к проблеме жизнеспособности малых форм хозяйствования необходимо подходить системно, учитывая влияние  всех оказываемых на них факторов. Кроме того, повышения устойчивости и жизнеспособности малых предприятий  невозможно достичь без их целенаправленной и планомерной поддержки со стороны государства. Необходим комплекс мер, направленных на: внешнюю среду субъектов малого предпринимательства с целью создания благоприятных условий для их функционирования; внутреннюю среду малых предприятий, в большей степени затрагивая вопросы их ресурсного обеспечения; создание необходимых институтов поддержки, способствующих решению выделенных нами проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Особенность этой среды заключается  в том, что, с одной стороны, она складывается независимо от предпринимательской деятельности, и предприниматель вынужден приспосабливаться к ней. С другой стороны, среда предпринимательства является объектом преобразовательной деятельности предпринимателя, а значит, он имеет возможность воздействовать на нее и изменять ее в соответствии со своими интересами.

Внешняя среда малого предприятия  характеризуется особой неопределенностью. Негативное воздействие внешней среды непосредственно сказывается на внутреннем состоянии малого предприятия.  Внешняя среда непредсказуема, поэтому на предприятии нужно уделять ей должное внимание, и анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

 

1. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. – М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2000.

 

2. Брюк Р., Калинкин Е., Виане Ж., Десхулместер Д. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2001.

 

3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

 

4. Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю.Чепуренко, В.В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.

 

5. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

 


Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с внешней средой