Взаимодействие субъекта и объекта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание

Эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления в значительной степени зависит от того, насколько адекватно они понимают друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Управление...........................................................................................................5
1.1. Субъекты управления.......................................................................................6
1.2. Объекты управления........................................................................................7
2. Взаимодействие субъектов и объектов управления.........................................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................14

Работа состоит из  1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 29.85 Кб (Скачать документ)

решение официальных задач  коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности;

удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и  т. д.).

Исходя из направления  потока информации в организации, различают  коммуникации нисходящие - направленные "сверху вниз" (от руководителей  к подчиненным), восходящие - направленные "снизу вверх" (от подчиненных  к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового  коллектива, равными по своему служебному положению.

Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой  находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в  основании - рядовые работники, не имеющие  подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.

Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые  мы и будем рассматривать далее.

При изучении коммуникаций в организации обычно исходят  из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие  основные элементы коммуникационной цепи: источник информации; передатчик; приемник; получатель информации.

Рассмотрим основные элементы коммуникационной цепи применительно  к организациям.

Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющие определенное организационное целое  и располагающие той или иной информацией. Эти данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель  информации (коммуникатор) и передает далее сообщение соответствующему лицу или группе в целом. Иногда отправитель  информации является в то же самое  время и ее источником, однако их не следует полностью отождествлять.

Преобразование данных в  те или иные сигналы производится отправителем информации посредством  передатчика, в роли которого могут  выступать биологические органы (например, голосовые связки) или  технические устройства (например, автоматическое электротабло).

Эти сигналы поступают  к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический  орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного  сообщения.

Коммуникационную цепь замыкает получатель информации (реципиент) - лицо или группа лиц, учитывающих так  или иначе в своей деятельности полученные сведения.

Весь путь от отправителя  информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в  виду как физическая, так и социальная среда). Следует отличать каналы от различных средств, используемых при  передаче информации. В качестве таких  средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению  и т. д. Передача информации может  быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.

Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса.

Одна из первейших проблем, с которыми встречается каждый коммуникатор, заключается в необходимости  привлечь внимание реципиента к предстоящему сообщению. Можно назвать две  очевидные характеристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Таким  образом, коммуникатору важно иметь  ясное представление о том  круге сведений, которым располагает  будущий адресат информации, и  об иерархии его ценностных ориентации.

Для адекватного понимания  какого-либо сообщения необходима определенная общность "тезаурусов" отправителя  информации и ее получателя. В данном случае под тезаурусом понимается вся  совокупность информации, которой располагает  данный человек. Большие различия в  запасе и характере информации препятствуют эффективным коммуникациям. Так, известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой специфический  язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной  стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой стороны, использование ими элементов  своего профессионального жаргона  в общении с представителями  других профессиональных групп отрицательно сказывается на взаимопонимании  участников данных коммуникаций.

Эффект коммуникации зависит  также от ряда социально-психологических  факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей  участников коммуникации, престижность коммуникаторов, социальные установки  получателя информации, особенности  протекания его психических процессов  и т. д. Имеются экспериментальные  данные А. А. Бодалева, Г. М. Андреевой, О. Г. Кукосяна и других исследователей, свидетельствующие о том, что  возрастные, профессиональные и ролевые  характеристики личности существенно  влияют на процессы восприятия и понимания  людьми друг друга.

Эффективным коммуникациям  в производственном коллективе могут  препятствовать различные помехи. Иногда отправитель информации неправильно  ее кодирует, например выражает свое сообщение  несоответствующими словами. Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, в итоге чего информация поступает к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, тогда, когда информация проходит через большое число иерархических уровней организации. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, наконец, что человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно понять.

Западные исследователи  уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях (К. Роджерс, Ф. Ротлисбергер). Так, когда речь идет о коммуникациях "лицом к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной  оценке сообщения, его одобрению  или неодобрению, вместо того чтобы  сохранять нейтральную позицию  в процессе обмена мнениями. К возможным  барьерам, препятствующим эффективным  коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации  и другие.

При рассмотрении путей информации в социальной среде различают  формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены административно в  соответствии с должностной организационной  структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так  и по горизонтали.

К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают  с официально установленными. Можно  выделить две основные причины, побуждающие  работников использовать неформальные каналы: потребность членов организации  в социальных контактах, которая  в пределах системы официальных  коммуникаций никогда не удовлетворяется  полностью; низкая эффективность отдельных  элементов официальной системы.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления в  значительной степени зависит от того, насколько адекватно они  понимают друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые  они выполняют, входят в число  важнейших факторов, обусловливающих  познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих  лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей  совместной деятельности. Контакты между  субъектом и объектом управления как членами производственного  коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Менеджмент / Под ред.  Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000.

2. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие., 2003.

 


Информация о работе Взаимодействие субъекта и объекта управления